Приложение МААМ

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по лексическим темам

Хамитова Елена Алексеевна
Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по лексическим темам

Автономное учреждение Тюменской области

«Региональный специализированный дом ребенка»

Картотека

пальчиковых игр

для детей раннего возраста

по лексическим темам

Составитель воспитатель

Высшей квалификационной категории

Хамитова Е. А.

Тюмень

2022

Сентябрь

Диагностика. Ранняя осень.

Человек. Части тела и лица.

«Комарики»

Дарики, дарики,

Ай да комарики (большой, указательный и средний пальцы собираем щепоткой)

Публикация «Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по лексическим темам» размещена в разделах

Вились, вились, (вращательные движения руками с собранными щепоткой пальцами)

В носик вцепились! (стучим пальчиками по носику)

В щечки вцепились! (стучим пальчиками по щечкам)

В ушки вцепились! (стучим пальчиками по ушкам)

В волоски вцепились! (стучим пальчиками по волоскам)

В коленки вцепились! (стучим пальчиками по коленкам)

- Закусали нас комарики.

Мизинчик

Маленький Мизинчик

плачет, плачет, плачет (поочередно разжимаем пальчики из кулачка) Безымянный не поймет:

что все это значит?

Средний пальчик очень важный,

не желает слушать.

Указательный спросил:

может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

тащит рису ложку,

Говорит: не надо плакать,

на, поешь немножко! (соединяем большой пальчик и мизинчик).

Мы капусту рубим

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Семья

Этот пальчик — дедушка.

(можно заменить именами родственников в ласкательной форме)

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

(растопырить ручки малыша или свои)

Все такие дружные!

Все такие нужные!

Ежик

Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).

Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки).

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело. (выпрямить пальцы –.ежик показал колючки).

Ежик развернулся.

Октябрь

Осень. Овощи. Дождь.

Осень. Овощи.

Осень

Осень, осень листопад (руки вверх,

Листья жёлтые летят (Дети изображают, как падают листочки)

Ветер дует, задувает (Дети дуют, руки в стороны).

Туча солнце закрывает (дети закрывают глаза руками).

Дождик капает с утра (дети стучать пальчиками об пол).

Осень - грустная пора! (Дети изображают грустное настроение)

Подними ладошки выше

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша,

А под крышей – мы с тобой.

Вышел новый домик с крышей.

А под крышей – мы с тобой.

Солнышко-ведрышко

Солнышко – ведрышко (дети машут руками над головой, изображая пальчиками лучики)

Выгляни в окошко (дети изображают окно: одна рука над головой, другая – под)

Солнышко, нарядись!

Красное покажись! (дети хлопают в ладоши)

Дождь идет на улице

Дождь идет на улице (пальчики шагают по столу или полу,

Нам нельзя гулять! (дети грозят указательным пальцем)

И решил я капельки

На стекле считать (имитация пересчитывания капелек).

Капельки, капельки – 3, 4, 5 (загибаем пальчик,

Капельки, капельки

Нам не сосчитать! (имитация неизвестности – развести руки в стороны)

Ноябрь

- Осень. Овощи. Фрукты.

Мы играем на гармошке

(Выполнять движения согласно словам текста)

Мы играем на гармошке;

Громко хлопают ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем,

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем!

Дом

Мы построим новый дом!

Дружно в доме заживём!

В нашем домике окошко,

Загляни туда Антошка.

Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик хочет спать (поочередно загибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить»).

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише не шумите,

Пальчики не разбудите.

Встали пальчики. Ура! (Одновременно с восклицанием «Ура!» - кулачок разжать, широко растопырив пальцы в сторону).

На прогулку им пора.

Семья

Этот пальчик — дедушка (можно заменить именами родственников в ласкательной форме)

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Дружная семья! (растопырить ручки малыша или свои).

Капуста

Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу).

Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад).

Мы капусту солим-солим, (движения по тексту).

Мы капусту жмем-жмем (движения по тексту).

Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга).

Раздается в доме стук.

Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу).

Перетерли, (движение кулачками вперед-назад).

Посолили, (движения по тексту).

И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу).

Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук).

Ты, утенок, не пищи!

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи. (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук) Громко-громко запищал:

— Пи-пи-пи — не пищи!

— Мы тут рядом, поищи! (Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого пальца, а со звуков «Пи-пи-пи.» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).

Раз ладошка, два ладошка

Раз ладошка, два ладошка –

Хлопают малышки.

Покружились, покружились

Наши шалунишки.

Ты на ушко мне шепни,

Расскажи дружочек.

Посмотри, улыбнись,

Обними разочек!

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Мы капусту жмем,

Мы капусту солим,

В кастрюлечку кладем.

Вот кулачок

Вот кулачок – добрый дед,

Собрал всех вместе:

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – внучка,

Этот пальчик – Жучка,

Этот пальчик – кошка,

Этот пальчик – мышка,

Пи-пи-пи!

Декабрь

Зима. Одежда. Обувь.

Зима. Скоро праздник Новый год!

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого пальца).

Январь

Рождественские каникулы

Игрушки

Веселая встреча

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок! (Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)

Прогулка

Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)

Постарайся-ка, дружок!

Постарайся–ка, дружок,

Сложить пальчики в кружок!

Раз – кружок,

два – кружок,

Теперь три, четыре, пять.

Начинаем все опять.

Наши умные головки

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Февраль

- Зимние забавы.

- Домашние животные и их детеныши.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

На ферме

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Довольна коза своими козлятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

А я довольна своими ребятами! (показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с большого пальца).

Козлятки

Веселятся на площадке

Тонконогие козлятки.

На травке кувыркаются,

Прыгают, бодаются.

Мама-козочка строга,

Оттаскала б за рога,

Но нет пока что рожек

У деток – тонконожек.

Март

- Весна. Дикие животные и их детеныши.

Кулачки мы вместе сложим

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться (Поочерёдно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала правой, затем на левой руке.)

Пальчик к пальчику прижмем, (Ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики, широко их расставляя. Ритмично прижимать одноименные пальцы.)

Снова в кулачок сожмем.

Капель

Кап, кап, я капель!

Капаю тихонько.

Кап, кап, целый день

Капли пляшут звонко.

Кап, кап, воробью

Прямо по макушке.

Кап, кап, побыстрей

Капли побежали,

Потому что солнышко

Капли увидали.

Деревце в лесу

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. (Руки через стороны поднять вверх, покачать ими влево - вправо.)

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. (Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз.)

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. (Поднять руки в стороны. Взмахи руками, как крыльями.)

Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложим назад. (Неглубокое приседание. Руки заводят назад на спину, соединяя ладошки вместе.)

Апрель

Весна. Домашние птицы и их детеныши.

Птичий двор

Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок,

У каждой мамы малыши (Показывают пальчики, играя ими)

Все красивы, хороши!

Гусь сердитый

Гусь сердитый зло гогочет:

Может быть, он кушать хочет? (Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»).

Гусь гнездо свое чинил.

И гогочет, и гогочет,

Заучить считалку хочет.

Ладонь – кулак

Хочешь? Тоже делай так:

- то ладонь, а то кулак!

Кулачок

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок– чок, кулачок,

Чок– чок, на бочок!

Руки положить на стол: – ладони прижать к столу; – одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» – «кулак»); – разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» – «кулак»); Для усложнения увеличить темп движения.

Май

- Весна. Транспорт.

- Весна. Посуда.

Трава-мурава

Травка-муравка со сна поднялась, (руки подняты, пальцы качаются вправо, влево)

Птица-синица за зерно взялась, (кисти рук скрещены, изображаем летающую птицу)

Зайки – за капусту, (изображаем 2 руками 4 поднятых уха зайчиков)

Мышки – за корку, (левая рука в кулаке - мизинец вытянут и двигается вверх, вниз)

Детки - за молоко, (две кисти рук соединены, изображаем чашку)

Солнышко

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки (шевелят пальцами обеих рук)

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки (быстро сжимают и разжимают кулаки)

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем (делают хватательные движения щепотью)

Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)

И назад тебе вернем (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр - упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5) Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» ВидеоФотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео Предлагаю Вашему вниманию творчество детей по лексическим темам Тема: «Мебель» Лепка «Столик с фигурными ножками» Задачи: продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по лексическим темам
Опубликовано: 3 октября 2022 в 22:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по лексическим темам» (включая файлы) размещена пользователем Хамитова Елена Алексеевна (УИ 3068343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД