Kартотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по программе «Первые шаги»

Елена Нестеренко
Kартотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по программе «Первые шаги»

Тема: «Знакомимся с детским садом и детками».

Пальчиковая игра: «Спрятанные пальчики».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Предложите детям сесть на ковер в круг и попросите их показать свои ручки. Вытяните перед собой обе руки и пошевелите пальцами, проследите, чтобы каждый ребенок сделал то же самое. Если кто – то из малышей отказывается, обратитесь к нему: «А где же Андрюшины ручки, куда они спрятались? Андрюша, ты нам покажешь, как твои ручки умеют шевелить пальчиками?» Вместе с детьми полюбуйтесь их ручками: «Вот как много у нас пальчиков, какие они ловкие и послушные, делают то, что мы им скажем». Сожмите пальцы в кулак, затем разожмите, повторите так несколько раз. Попросите детей повторять за вами. Неожиданно для детей уберите одну руку за спину: «Смотрите, одна рука пропала. Куда же она спряталась? Покажите мне!» Малыши прячут руку за спину. Проделайте то же самое с другой рукой, а потом спрячьте обе руки одновременно и пропойте песенку: «Где же наши ручки, где же наши пальчики Осмотритесь по сторонам, затем покажите детям руки и попросите их сделать то же самое, продолжая петь: «Вот, вот наши ручки, вот наши ручки!» Поворачивайте вместе с детьми кисти обеих рук то вверх ладонью, то вниз: «Пляшут, пляшут наши ручки, пляшут наши ручки!» Можно продолжать игру, спрятав ножки (дети закрывают колени ладошками, пряча ножки, ушки (закрывают уши ладонями, щеки (закрывают щеки ладонями) и т. д. Проводя эту игру, обращайте внимание малышей друг на друга, если у них не получается то или иное действие: «Оленька, смотри, как делает Настенька. А ты так умеешь?»

Тема: «Встречаем осень золотую».

Пальчиковая игра: «Дождик».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Дождик, дождик, поливай – (Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой.)

Будет хлеба каравай, (Руками образовать перед собой круг.)

Будут булки, будут сушки, (Поочередно похлопать одной ладонью по другой.)

Будут вкусные ватрушки. (Соединить большой и указательный пальцы рук, образовав большой круг.)

Тема: «На лесной полянке (дикие животные)».

Пальчиковая игра: «Звери в лесу».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Воспитатель сажает малышей за стол и спрашивает: «Ребятки, а вы знаете, какие звери живут в лесу?» Если дети затрудняются назвать животных, педагог говорит: «Там зайка серенький прыгает вокруг елки», – и показывает «зайчика», шевеля указательным и средним пальцами («ушами»). «Вот так он прыгает по травке в лесу», – соединяет два пальца вместе и передвигает их по столу. Затем просит детей показать, как прыгает зайка.

«Еще там живет медведь, – продолжает игру педагог. – Он вот так топает. (Сжимает кулаки и по очереди сильно стучит ими по стол у, передвигая вперед.) И лисичка хитрая живет в лесу. (Плавно и осторожно опускает ладони на поверхность стола, изображая, как крадется лиса.) В лесу ползает змейка». (Ставит ладонь ребром на поверхность стола и показывает, как она двигается, «переползая» через корни деревьев.)

Змейка воспитателя подползает к змейке, которую изображает малыш, «здоровается» с ней и «предлагает» вместе погреться на солнышке.

«В лесу птички порхают с дерева на дерево», – продолжает перечислять зверей воспитатель. Он перекрещивает кисти рук, разжимает пальцы и машет ладонями, изображая полет птицы. Затем сжимает пальцы в замок и кладет на плечо рядом сидящему малышу: «А вот так птички отдыхают на веточках». При этом можно прочитать такое стихотворение:

Птички летали,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Дети повторяют движения педагога, сажают своих птичек отдохнуть на плечи сидящих рядом сверстников.

Тема: «Домашние животные и их детёныши».

Пальчиковая игра: «Пальчики-артисты».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Для этой игры нужно изготовить перчаточных или бумажных кукол. Желательно, чтобы их лица были с разнообразной мимикой: веселые, грустные и т. д. Можно украсить кукол, пришив (приклеив) им волосы из разноцветных шерстяных ниток, сшив юбочки.

Ход: Воспитатель произносит текст и сопровождает свои слова выразительными движениями пальцев:

«Холодно. Осень. Пальцы мои дружно ругают холодные дни. Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется: „Ой-ой-ой! Холод-то какой!“ Указательный палец шепчет едва слышно: „Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?“ Средний палец ворчит: „Ох-ох-ох! Я от ветра оглох!“ Безымянный палец кричит: „Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!“ Здоровяк большой палец восклицает: „Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах!“»

Пальчиковые спектакли можно разыгрывать вместе с детьми. Для этого им необходимо сделать такой же комплект кукол, как у воспитателя, но меньшего размера.

Тема: «Ёлочка красавица, всем ребятам нравится».

Пальчиковая игра: «Пальчики ходят в гости».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Воспитатель вместе с детьми садится в круг на ковер или вокруг стола и говорит: «Ребятки, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся друг к другу в гости. Это очень интересно, смотрите…» Педагог показывает детям руки, сжатые в кулаки, затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представление: «Привет, я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец левой руки в такт словам, а ты кто? А я пальчик правый (сгибает и разгибает палец правой руки, давай дружить! (Приближает оба пальца друг к другу – пальчики целуются; сцепляет пальцы – пальчики обнимаются.) Ой, смотри, сколько вокруг друзей – пальчиков, пойдем к ним в гости». Педагог просит детей показать свои пальчики, затем подносит свою руку к ручке кого-нибудь из малышей: «Привет, я – пальчик, будем дружить?» Воспитатель «целует» и «обнимает» пальчик ребенка.

Затем педагог «отправляется в гости» к пальчику другого малыша.

Возможно, сначала дети будут стесняться и очень робко отвечать на действия воспитателя. Для того чтобы «заразить» малышей игрой, нужно произносить слова эмоционально и весело.

Когда малыши научатся играть в эту игру, можно предложить им самим разыгрывать спектакль со своими пальчиками. При этом следует спрашивать у каждого ребенка, к кому его пальчик хочет отправиться в гости.

Эта игра покажется детям более увлекательной, если нарисовать фломастером на подушечках пальцев смешные рожицы, тогда пальчики превратятся в забавных человечков. Можно также надеть на пальчики колпачки из бумаги, наперстки, игрушки из пальчикового театра и т. п. Игру можно разнообразить, предложив детям «ходить в гости», переступая, топая или прыгая пальцами по столу.

Тема: «Зимние забавы».

Пальчиковая игра: «Бег наперегонки».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Воспитатель сажает малышей за стол рядом друг с другом и просит их положить на стол правую руку (если ребенок левша, то левую). Педагог садится рядом, сжимает пальцы в кулак, затем выпрямляет указательный и средний пальцы и, перебирая ими, двигается по поверхности стола: «Вот как мои пальчики бегают, а ваши так умеют?» Воспитатель дает детям возможность несколько раз «пробежать» по столу в разном темпе, потом говорит: «Молодцы, ваши пальчики умеют быстро бегать. А давайте узнаем, чьи пальчики бегают быстрее?» Дети ставят пальчики на край стола и по команде педагога: «Побежали!», начинают перебирать пальцами. («Побежали вдоль реки пальцы наперегонки). Когда малыши достигнут противоположного края стола, воспитатель хвалит их и отмечает, чьи пальчики бежали быстрее всех, например: «Ксюшенька в этот раз бежала быстрее всех.

Тема: «Стучат колёса (транспорт)».

Пальчиковая игра: «Капитаны».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Воспитатель в свободном порядке на некотором расстоянии друг от друга расставляет стульчики. Он предлагает малышам выбрать понравившийся стульчик и сесть на него. Затем говорит: «Давайте отправимся в плавание по морю. Стульчики – это ваши кораблики, а вы – капитаны». Воспитатель совершает движения руками от себя, слегка сдвигая и раздвигая ладони (будто плывет) и приговаривает: «Вот как мы плывем…» Педагог побуждает детей повторять движения и слова. Затем подносит ладонь «козырьком» ко лбу, смотрит, прищуриваясь, в разные стороны и говорит: «А что это такое там вдалеке… Ничего не видно, надо взять подзорную трубу!» Воспитатель изображает, как подносит к глазам «подзорную трубу».

Педагог подходит к каждому ребенку и помогает сделать «подзорную трубу». Затем начинает медленно поворачивать голову в разные стороны и разглядывать детей в «подзорную трубу»: «Так, кого это я тут вижу? Это же Коленька на своем кораблике! А это Ирочка!» Взрослый рассматривает таким образом всех малышей, ласково называя каждого по именам. Потом предлагает детям рассмотреть и поприветствовать друг друга, помахать друг другу руками.

«Капитаны» продолжают путешествие: «Плывем мы дальше и вдруг видим рыбку». Воспитатель прижимает ладони друг к другу и изображает, как плывет рыбка. Затем он помогает детям выполнить это движение.

Можно изобразить двух рыбок, двигая каждой ладонью по отдельности. При этом движения можно разнообразить, например, плавно опустив руку вниз и спрятав ее за спину со словами: «Ой, наша рыбка нырнула куда-то! А теперь и вторая рыбка нырнула». Руками можно изобразить и других морских обитателей: краба, медузу и др.

Для того чтобы завершить игру, воспитатель говорит детям: «Ох, наплавались мы с вами, много всего повидали. Наши кораблики причалили к берегу». После этих слов педагог просит детей отнести свои стульчики на место.

Тема: «Мамочка любимая».

Пальчиковая игра: Пальчиковая игра: «Хозяйка».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

По ходу игры воспитатель имитирует описанные движения.

Ход: Кукле кашу я сварю: (Помешать «кашу».)

В миску молока налью, («Налить» молоко.)

Положу туда крупу («Насыпать» крупу.)

И поставлю на плиту. («Поставить» кастрюлю на плиту.)

Будет каша хороша! (Хлопнуть в ладоши.)

Кушай, кукла, не спеша. (Погрозить указательным пальцем.)

Тема: «Весенние лучики».

Пальчиковая игра: «Гроза».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

В эту игру можно поиграть с детьми, когда на улице идет дождь.

Ход: Воспитатель предлагает малышам сесть вокруг стола и положить руки на стол: «Сегодня на улице дождик, давайте покажем, как он идет». Педагог выполняет соответствующие движения и побуждает детей повторять их: «Закапали капли. (Взрослый стучит двумя пальцами каждой руки по столу.) Идет дождь. (Стучит четырьмя пальцами.) Он льет как из ведра. (Сжимает руки в кулаки и стучит тыльной стороной пальцев.) Сверкает молния. (Шипит, пальцем рисует в воздухе молнию.) Гремит гром. (Барабанит кулаками и хлопает в ладоши.) Все быстро убегают домой. (Прячет руки за спину.) А утром ярко светит солнце». (Описывает руками большой круг.)

Тема: «Русская матрёшка».

Пальчиковая игра: «Бабочки на цветочках».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Воспитатель предлагает малышам сесть за стол друг напротив друга и поиграть: «Летом на солнечной полянке растут разные цветочки и летают красивые бабочки!» Педагог плотно прижимает ладони друг к другу, затем начинает плавно раскрывать их и растопыривать пальцы, не разъединяя запястий. «Ах, какой красивый цветочек распустился! – говорит воспитатель. – Ребятки, он вам нравится? Давайте сделаем много таких цветочков». Взрослый помогает детям сделать «цветочки», потом говорит: «Выросла целая полянка красивых цветочков, и на нее прилетела бабочка». Педагог перекрещивает кисти рук и машет ладонями, изображая, как бабочка летает над «цветочками». Затем соединяет ладони под небольшим углом друг к другу и кладет руки на «цветочек» к наиболее смелому малышу: «Вот так бабочка отдыхает на цветочках!» «Бабочка» летает снова и садится отдохнуть к другому малышу. Потом дети изображают бабочек.

Затем предлагает малышам, сидящим по одну сторону стола, изобразить цветочки, а детям, сидящим по другую сторону стола – бабочек. Действия детей взрослый сопровождает словами: «Летом на полянке выросли цветочки, распустили лепесточки. Прилетели бабочки, сели на цветочки. Вот какая замечательная полянка с цветочками и бабочками у нас получилась!»

Если детям понравится эта игра, можно предложить им поменяться ролями.

Тема: «Вот как мы выросли».

Пальчиковая игра: «Башня».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Воспитатель вместе с детьми садится в круг на ковер и говорит: «Сейчас мы все вместе будем строить высокую башню. Но это будет необычная башня, потому что кирпичиками в ней будут наши ладошки». Педагог ладонью вниз кладет руку на ковер: «Это первый кирпичик в башне, а где же второй?» Если никто из детей не решится положить свою ладошку, воспитатель берет руку ребенка, сидящего рядом, и кладет ее на свою ладонь: «А вот и второй кирпичик!» Постепенно дети поймут принцип «строительства башни» и начнут сами класть свои руки-«кирпичики». (В игре можно использовать и обе руки.)

В конце игры педагог говорит: «Вот какая высокая башня из ладошек у нас получилась!» Затем высвобождает свои руки и хлопает в ладоши: «Эх, сломалась наша башня, давайте строить новую».

Тема: «Вот оно какое наше лето».

Пальчиковая игра: «Жук».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: На лужайке над ромашкой (Положить руки на стол ладонями вниз.)

Жук летал в цветной рубашке; (Медленно согнуть и разогнуть пальцы.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Поднять руки вверх.)

Я с ромашками дружу. (Развести пальцы веером.)

Тихо на ветру качаюсь, (Покачать руками из стороны в сторону.)

Низко, низко наклоняюсь. (Медленно наклонить кисти рук вперед.)

Тема: «Мы – маленькие пассажиры».

Пальчиковая игра: «Пальчики-путешественники».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Эту игру не обязательно проводить сразу от начала до конца, ее можно разделить на несколько этапов.

Ход: Воспитатель сажает малышей вокруг стола и начинает рассказывать им увлекательную историю. Свой рассказ он сопровождает соответствующими действиями. Можно также показывать подходящие по смыслу яркие картинки.

«Бегут пальчики по дорожке, – педагог перебирает по столу большими и средними пальцами рук, – и слышат: „Мяу-мяу“. „Кто это?“ – удивились пальчики.

А это кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки,

А в лапках – цап-царапки. (Взрослый показывает, как царапается кошка.)

Позовем кошечку: „Кис-кис“. „Мяу“, – отвечает кошечка. Кошечка ходит тихонько, плавно, спинку выгибает. Лапки у нее мягкие, а в лапках – острые коготки. Сейчас мы покажем, как кошечка выпускает и прячет коготки (вытягивает руки вперед и выпрямляет пальцы, затем сжимает пальцы в кулак, педагог несколько раз повторяет это движение). Давайте угостим кошечку молоком (подносит ладонь ко рту сидящего рядом ребенка). Кошечка лакает язычком молоко (просит ребенка показать, как кошка лакает). Накормили пальчики кошку и побежали дальше по дорожке (перебирает пальцами по столу).

Видят пальчики: сидит в огороде зайка. Зайка летом серый, а зимой белый. У кого самые длинные ушки в лесу? У зайки, конечно. И ноги самые быстрые. Зайчик всех боится, от всех убегает. Зайчишка-трусишка по полю бежал (показывает зайчика: сжимает ладонь в кулак и распрямляет средний и указательный пальцы, в огород забежал (перебирает пальцами по столу, морковку нашел (сжимает пальцы в кулак, капустку нашел (одну руку сжимает в кулак, а другой рукой обхватывает его, сидит, грызет. Ой! Кто-то идет! (Шевелит пальцами („ушками“).) А это собачка пришла. Увидел ее зайка, испугался. А вот и собачка увидела зайку, хвостиком машет. Ушки у собачки торчком (распрямляет средний и указательный пальцы, хвостик колечком (сжимает пальцы в кулак, выпрямляет указательный палец и слегка сгибает его). Собачка лает, чужих в дом не пускает: „Ав-ав!“ (Сжимает пальцы в кулак, отгибает большой палец и возвращает его на место в такт лаю.) Собачка поиграть хотела, а зайчишка-трусишка в лес убежал (перебирает пальцами по столу).

Тема: «Моя дружная семья».

Пальчиковая игра: «Топ-топ».

Программные задачи: учить согласовывать движения, учитывать действия партнера по игре. Развивать чувство общности и сходства. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ход: Воспитатель предлагает малышам поплясать. В процессе игры он читает стихотворение и выполняет соответствующие действия, побуждая детей повторять их:

Топ-топ, топотушки! (Воспитатель стучит ладонями по коленям, чередуя удары.)

Пляшет зайка на опушке! (Руки на уровне груди и поочередно поднимает и опускает их.)

Пляшет ежик на пеньке! (Соединяет ладони в замок и поднимает и опускает пальцы.)

Пляшет чижик на сучке! (Ритмичными движениями соединяет

и разъединяет подушечку большого пальца с подушечками остальных пальцев.)

Пляшет мышка возле норки! (Подносит ладони к голове («ушки»).)

Пляшет козочка на горке! (Сжимает руки в кулаки, выпрямляет указательные пальцы и подносит руки к ушам («рожки»).)

Пляшет утка на реке! (Соединяет ладони и хлопает, не разъединяя запястий.)

Черепаха на песке! (Одну руку сжимает в кулак, а другой рукой обхватывает его.)

Топ-топ, топотушки! (Стучит ладонями по коленям, чередуя удары.)

Пляшут лапки! (Располагает руки на уровне груди и поочередно поднимает и опускает их.)

Пляшут ушки! (Подносит ладони к голове.)

Пляшут рожки и хвосты! (Сжимает одну руку в кулак, выпрямляет указательный палец и подносит руку к голове («рожки»). Другую ладонь подносит к нижней части спины («хвостик»).)

Что стоишь? (Разводит руки в стороны.)

Пляши и ты! (Вращает ладонями в разные стороны.)

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Пальчиковые игры - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые.

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Составила: Спирина Екатерина Юрьевна 1. «Наши ручки» Где же наши ручки?.

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Составила: Потапова О. К. «Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим,.

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Первые шаги в детском саду» Программное содержание: • обобщить знания родителей о понятиях "адаптация”, "адаптационный период”; • помочь родителям понять своих детей,.

Круглый стол «Использование пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста»Круглый стол «Использование пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста» Теоретические аспекты применения • Возраст применения пальчиковых игр от 1 до 2,5 лет • На данном этапе развития ребенок является пассивным.

Математический проект «Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста Математический проект «Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста Пояснительная записка. Проблема обучения математике в современной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Цветы
  • Весна
Автор публикации:
Kартотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по программе «Первые шаги»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 08:58
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Детский мастер-класс «Веточку рябины осень подарила» в средней группе
Наступила осень. Она подарила ребятам разноцветные краски. Особенно привлекает их внимание горящие красными огоньками рябинки, которые растут на нашем...
Сценарий осеннего утренника «Прогулка в осенний лес» в первой младшей группе
Осенний утренник. 1 младшая группа. «Прогулка в осенний лес». г. Новосибирск. Д/с №196 Воспитатели: Прилепко Е. А, Ожева Н. Н. Цели: - развивать...
Планирование «Давайте познакомимся»
Тема недели «Давайте познакомимся» Проблемная ситуация «Почему мы разные? » «Образовательные области» Виды непосредственной деятельности Даты проведения...