Феруза Антоненко
Картотека подвижных игр. Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека подвижных игр. Средняя группа
Успей взять
У каждого ребенка кубик, дети стоят по кругу, кубики на полу около каждого ребенка.
По сигналу дети бегут по кругу друг за другом, по второму сигналу - стараются взять кубик, кто не успел - выходит из игры.
Пока дети бегают, воспитатель убирает 1-2 кубика.
Можно вместо кубиков использовать другой предмет.
У медведя во бору
На одной стороне площадки очерчивается берлога медведя. На другой - обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя, который должен сидеть в берлоге.
Публикация «Картотека подвижных игр, Средняя группа» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
Когда воспитатель скажет: "Идите, дети, гулять!" - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т. п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слова "рычит" медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу.
За линией дома детей нельзя ловить.
После того как медведь поймает несколько играющих, на эту роль назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.
Может быть другой вариант игры - с двумя медведями.
Загадки:
• Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
• Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
• Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь)
Самолетики
Воспитатель разделяет детей на две команды: одни - самолетики, другие - туча. Рисуется большой круг. Это аэродром.
Ведущий говорит:
Самолетики летят
И на землю не хотят.
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнутся.
Самолетики, которых изображают дети, расставив руки в стороны, начинают летать за пределами круга. Ведущий говорит:
Вдруг летит большая туча,
Стало все темно вокруг.
Самолетики - в свой круг!
При этих словах те, кто изображает тучу, пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром, тот спасен. Кого поймали - становится тучей.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 самолетик. Он и является победителем.
Загадка: Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет. (пилотом)
Птички и кошка
На земле обозначается круг (диаметром 5-6 м). В центр становится выбранный воспитателем ребенок - это Кошка. Остальные дети находятся за кругом - они Птички.
Кошка «засыпает». Птички влетают в круг, «клюют зернышки». Кошка просыпается, видит Птичек и начинает ловить их. Птички спешат вылететь из круга. Тот, кого коснулась кошка в кругу, считается пойманным и идет на середину круга.
Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные птички присоединяются ко всем играющим.
Игра повторяется 4-5 раз.
Кошка осторожно ловит птичек (не хватает их, а лишь слегка прикасается). Если кошка долго не может никого поймать, воспитатель выбирает ей в помощь еще 1 кошку.
Загадки:
• Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (кошка)
• Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки. (кошка)
• У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (кошка)
• Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
Перелет птиц
Стая птиц собирается на одном краю площадки (дети стоят врассыпную, напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами.
По сигналу воспитателя "полетели" птицы разлетаются по площадке, расправив крылья и помахивая ими. По сигналу "буря" птицы летят к деревьям (влезают на стенку). Когда воспитатель говорит: "Буря прошла!" - птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать.
Игра повторяется 3-4 раза.
При спуске с гимнастической стенки нельзя спрыгивать. Если стенка имеет мало пролетов, надо включать в игру не всех детей сразу. Вместо стенки можно использовать скамейки, стулья и другие предметы.
Найди, где спрятано
Дети стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель показывает флажок, говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене.
Воспитатель прячет флажок и говорит: "Пора". Дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто первым найдет флажок, прячет его при повторении игры.
Игра повторяется 3-4 раза.
Если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь. Можно использовать любую игрушку.
Ласточка без гнезда
Участники игры - их должно быть нечетное количество - исполняют роль ласточек.
В гнезда - небольшие круги - залетают ласточки. Оставшаяся без гнезда ласточка - ведущая.
По команде: "Ласточки, летите!" играющие имитируют полет ласточек и бегают по площадке. "Возвращайтесь домой!" означает, что ласточки должны вновь занять свои гнезда (4-5 раз)
Примечание: ласточки могут занять любое гнездо, играющие пары не стабильны.
Загадка: Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце. (ласточка)
Лиса в курятнике
В курятнике на насесте располагаются куры (дети стоят на скамейках, расставленных по одну сторону площадки). На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Остальная часть площадки - двор.
Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зерно. По сигналу воспитателя "лиса" куры убегают, прячутся в курятнике и взлетают на насест, а лиса старается схватить и утащить (осторожно, слегка касаясь) замешкавшуюся курицу. Пойманную добычу она уводит в свою нору. Игра заканчивается, когда лиса поймает условленное число кур.
Игра повторяется 4-5 раз.
Насестом могут служить различные предметы: стулья, кубы и т. д.
Загадки:
• Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (лиса)
• За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
• Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её. (лиса)
• Разноцветный, голосистый,
Яркий, красочный, пятнистый.
Я, как встану поутру,
Запою: "Кукареку!" (петух)
• Клохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (курица с цыплятами)
Где гуляли?
Игроки образуют круг. В середине вода с мячом. По команде воспитателя он бросает мяч игроку, тот отвечая, возвращает мяч назад (бросает мяч не каждому подряд, а врассыпную). С последним словом все разбегаются, водящий старается осалить детей мячом.
- Где гуляли?
- На той улице.
- Что вам давали?
- Курицу.
- Где она?
- Муха съела.
- Муха где?
- На ветку села.
- Ветка где?
- Ее потом мы срубили топором.
- А где топор?
- У дровосека.
- А где он сам?
- Ушел за реку.
- Где река теперь, однако?
- Реку выпила собака.
- А собака где, дворняжка?
- Встретила волков, бедняжка.
- Ну а волчья где семья?
- Застрелили из ружья.
- А ружьё куда девалось?
- Затерялось.
Ведущий - это тот, кого осалили.
Цветные автомобили
Дети стоят вдоль стен комнаты. Это - автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках флажок (кольцо, картонный диск синего, желтого или зеленого цвета). Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к игрокам, в руках у него 3 флажка соответствующих цветов.
Он поднимает 1 из флажков (а можно 2 или все 3). Дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке, подражают езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи.
Игра повторяется 4-6 паз.
У воспитателя может быть и красный флажок. Неожиданно он поднимает его - все автомобили по этому сигналу должны остановиться.
Зайка серый умывается
Все играющие образуют круг. Ребенок, выбранный зайкой, становится в середину. Дети произносят:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл ротик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга.
Игра повторяется 5-6 раз.
В кругу могут находиться и несколько заек - 4-5. Они одновременно выполняют игровое задание.
Загадки:
• По полю скачет -
Ушки прячет,
Встанет столбом -
Ушки торчком. (заяц)
• Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (заяц)
Лошадки
Дети делятся на две равные группы. Одни изображают лошадок, другие - конюхов (у конюхов в руках вожжи). На одной стороне площадки (это луг) очерчивается конюшня, где находятся лошадки, на другой - место для конюхов.
Воспитатель говорит: "Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!" По этому сигналу конюхи бегут к конюшне и запрягают лошадей. Каждый выбирает себе лошадь по собственному желанию или по указанию педагога.
Запряженные лошадки выстраиваются друг за другом и по сигналу едут тихо, бегут рысью или вскачь. На слова воспитателя "Приехали, распрягайте лошадей!" конюхи останавливают лошадок, распрягают и отпускают пастись на луг, а сами возвращаются на свои места. Лошади спокойно пасутся на лугу, щиплют траву. По сигналу "конюхи, запрягайте лошадей" каждый конюх ловит свою лошадку, которая убегает, увертывается от него. Когда все лошадки будут пойманы и запряжены, пары выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется.
Игра повторяется 3-4 раза, после чего воспитатель говорит: "Отведите лошадей в конюшню, пусть они отдохнут!" Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их.
В игре следует чередовать бег с ходьбой и разными видами подскоков. Игру можно разнообразить, предлагая разные сюжеты поездок: скачки, поездку в лес за дровами и т. п. Если какую-нибудь из лошадок конюх долго не может поймать, воспитатель и другие конюхи помогают ему.
Ловишки
Дети находятся на площадке. Выбранный ловишкой становится на середине.
По сигналу "раз, два, три. лови" все играющие разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать кого-нибудь их детей и коснуться его рукой, запятнать. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону.
Когда будет запятнано 3-4 игрока, выбирают другого водящего.
Кабачок
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок - "кабачок". Дети идут по кругу и хором говорят:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
"Кабачок" танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится "кабачком".
Игра повторяется несколько раз.
Загадка: Кто разлёгся среди грядки,
Кто играть не любит в прятки?
Вот Емеля-простачок,
Белобокий. (кабачок)
Найди свой цвет
Дети получают флажки трех-четырех цветов: одни — зеленые, другие — синие, третьи — желтые — и группируются по 4—6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, синий, желтый).
По сигналу воспитателя: «Идите гулять» — дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку. По новому сигналу: «Найди свой цвет» — дети бегут к флажку соответствующего цвета.
Лягушки
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по
краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по од-
ной стороне площадки.
Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:
«Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки»
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту — и присаживаются па корточки.
При повторении игры дети меняются ролями.
Загадка:
• На зелёненькой опушке
Две зелёные подружки
Громко квакали: "Ква-ква!
"Зелена вокруг трава!"
Эти громкие квакушки -
Земноводные. (лягушки)
• Зелёные мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква". (лягушка)
• Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это? (лягушка)
Воробушки и кот
Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубах (высота 15—20 см). Это — воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка, роль которой исполняет один из детей.
«Воробушки полетели», — говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши или выпригтвают из гнездышек и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонить воробушков. Воробушки должны спрятаться от нее на крьгше или в гнездышках, заняв свои места.
Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.
Загадки:
• Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (кошка)
• Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки. (кошка)
• У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (кошка)
• Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
Береги предмет
Игроки образуют круг. Они стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет). Один ребенок — водящий находится о середине круга.
Водящий старается взять то у одного, то у другого ребенка кубик. Желая уберечь его, играющий, к которому устремляется водящий, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает. Ребенок, не защитивший свой кубик, выходит из круга. Он временно не участвует в игре.
Когда водящему удается взять кубик у двух-трех играющих, назначается новый водящий.
При перемене водящего дети, стоявшие за кругом, возвращаются в круг, и игра повторяется.
Поймай комара
Игроки становятся по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в центре круга. Он держит в руках прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) картонным комаром. Воспитатель обводит прутом (крутит комаpa) немного выше головы игроков. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Перед каждым повторением игры воспитатель должен напомнить, чтобы дети отступили на 1—2 шага назад, так как они немного сужают круг при подпрыгивании
Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Вариант игры
Если группа играющих небольшая, воспитатель может бежать впереди, держа а руке прут с картонным комаром, а дети, будут его догонять.
Загадка: Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит. (комар) Пойдем гулять
Дети сидят на стульях, расставленных по сторонам площадки (комнаты). Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и зовет его с собой гулять. Названный ребенок становится за воспитателем. Следующий становится за первым и т д. Воспитатель собирает 6—8 человек и один-два раза обходит с ними площадку. По сигналу: «Домой, домой!» — дети бегут на свои места. Воспитатель подходит к другим детям, и игра продолжается.
Через ручеек
К игре привлекается группа детей (6—8 человек).
На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5—2 м одна от другой — это ручеек.
Игроки стоят у черты (на берегу ручейка, они должны перейти его по камешкам (четко начерченным кружкам, не намочив ног. Расстояние между кружками должно быть таким, чтобы дети могли перепрыгивать с одного на другой.
Одновременно переходят через ручеек 2--3 ребенка, остальные вместе с воспитателем наблюдают за ними, Те, кто оступились — намочили ноги, идут «сушить» их на солнышко — садятся на скамейку. Затем они снова включаются в игру; воспитатель всячески их поощряет, помогает перейти на другой берег.
Наседка и цыплята
Дети изображают цыплят, а воспитатель — наседку.
На одной стороне комнаты или площадки огорожено место, Это — дом (веревка с нанизаннымн на ней флажками натягивается между деревьями или пойками на высоте 40—50 см). В доме помещается наседка с цыплятами.
Наседка отправляется па поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Идите, погуляйте!»
По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
После того как все дети подлезли под веревку и немного побегали, по площадке, воспитатель говорит: «Вольная птица!» Все цыплята бегут домой.
Игра повторяется несколько раз.
Загадка: Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица с цыплятами)
Найди свой домик
Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдемте гулять», — говорит воспитатель. Дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя: «Скорее в домик» — все бегут в свой домик.
Игра повторяется три-четыре раза.
Если на первых порах дети недостаточно ориентируются в пространстве, нужно разрешить, садиться на любой стульчик, а уже потом вводить правило занимать только свой домик.
Вариант игры
Вместо индивидуального домика — стула можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты и собираться там по 4—6 человек. По сигналу: «Домой» — дети бегут в свои домики. Найди флажок
Дети (6—8 человек) сидят на стульях или на траве. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей) в разных местах.
«Пора искать флажки», — говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать. Тот, кто находит, возвращается на свое место. Когда все дети найдут флажки, они встают друг за другом и идут вдоль площадки. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу: «На места!» — дети садятся на стулья, и игра начинается снова.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок. Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.
По ровненькой дорожке…
Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве. Воспитатель предлагает им пойти гулять.
Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам.
По камешкам, по камешкам.
В яму — бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»,— прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель повторяет стихотворение.
По окончании текста дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.
Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяв каждую строчку большее пли меньшее число раз.
Вначале воспитатель сам идет впереди колонны. Потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором произносится стихотворение.
Мыши в кладовой
Дети – мыши, они сидят в «норках» — на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 40—50 см. Это — кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка, роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем — дети.
Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.
Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: пойманные мышки пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки, а при последующем повторении снова играют.
Стихотворение: «Как у мышки, у полевки целых 33 кладовки.
В каждой зернышки лежат для мышат, для малышат.
Мышки зернышки грызут и растут, растут, растут.
Ешьте, детки, ешьте вволю –
Много зернышек на поле».
Загадки: 1. В серой шубке, в темной норке
Лакомится сырной коркой.
По ночам, когда ты спишь,
Под полом скребется … (мышь)
2. Маленький рост, длинный хвост.
Собирает крошки, прячется от кошки.
Кто эта малышка, скажите, дети (мышь)
Птица и птенчики
Воспитательница приглашает детей играть и объясняет: «Я буду птица, а вы — мои птенчики». Она чертит большой круг и говорит: «Вот какое большое у птицы гнездо! Заходите в него!»
Дети входят в круг и присаживаются на корточки. Воспитательница дает сигнал: «Полетели, полетели за кормом». Птенцы выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-мать летает вместе с ними. Затем она говорит: «Полетели домой». Птенцы летят домой.
Игра повторяется несколько раз по усмотрению воспитательницы
Мышеловка
Игроки делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели,
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки.
Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями - игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить
Загадка: Маленький рост, длинный хвост.
Собирает крошки, прячется от кошки.
Кто эта малышка, скажите, дети (мышь)