Папки-передвижки

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «8 марта. Цветы»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «8 марта. Цветы»

Речевая игра «Садовые цветы»

Задачи. Упражнять детей в умении согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия цветов. Поддерживать интерес детей к миру растений.

Игровой материал: флажок.

Игра.

— Дети, вы любите цветы? (ответы детей).

— Дети, цветы считаем, слова правильно изменяем.

Игровые правила.

• Флажок даю, цветок назову.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет, Лексическая тема „8 марта, Цветы“» размещена в разделах

• Цветок к себе притяни, мой или моя скажи;

• Цветы называй, один, два, много считай.

• Флажок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт флажок детям, называя цветы, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные и местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

1. Астра – … (моя астра, одна астра, две астры, много астр).

2. Гладиолус – … (мой гладиолус, один гладиолус, два гладиолуса, много гладиолусов).

3. Гвоздика – … (моя гвоздика, одна гвоздика, две гвоздики, много гвоздик).

4. рис – … (мой рис, один рис, два риса, много рисов).

5. Роза – … (моя роза, одна роза, две розы, много роз).

6. Пион – … (мой пион, один пион, два пиона, много пионов).

7. Фиалка – … (моя фиалка, одна фиалка, две фиалки, много фиалок).

8. Тюльпан – … (мой тюльпан, один тюльпан, два тюльпана, много тюльпанов).

— Прелестно, дети! Цветы считали, слова правильно изменяли.

Речевая ситуация «Красные цветы»

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими цветы. Поддерживать интерес детей к цветам.

Игровой материал: волшебный флажок.

Разговор.

— Дети, красный цвет – цвет красоты. Недаром на Руси всё красивое называли красным: красная девица, Красная площадь. Сегодня мы вспомним красные цветы.

Педагог поочерёдно подаёт флажок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают флажок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.

Лексический материал.

1. Астра какая? – … (красная астра).

2. Гладиолус какой? – … (красный гладиолус).

3. Тюльпаны какие? – … (красные тюльпаны).

4. Гвоздика какая? – … (красная гвоздика).

5. Пион какой? – … (красный пион).

6. Бархатцы какие? – … (красные бархатцы).

7. Роза какая? – … (красная роза).

8. Мак какой? – … (красный мак).

9. Мальвы какие? – … (красные мальвы).

10. Герань какая? – … (красная герань).

11. Георгин какой? – … (красный георгин).

— Восхитительно, дети! Красные цветы назвали, слово правильно изменяли.

Речевая игра «Назови цветы ласково»

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к цветам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

— Дети, волшебниками стать предлагаю, волшебство совершить призываю. Ласково об цветах расскажите, волшебство совершите. Вырастут цветы быстрее, станут цветы красивее.

Игровые правила.

• О цветке расскажу, флажок даю.

• Волшебство соверши, ласково скажи.

• Флажок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт флажок детям, называя словосочетания, дети повторяют ласково. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

1. Красивая роза — … (красивенькая розочка).

2. Нежная астра — … (нежненькая астрочка).

3. Скромная фиалка — … (скромненькая фиалочка).

4. Розовый тюльпан — … (розовенький тюльпанчик).

5. Пышный пион — … (пышненький пиончик).

6. Красная гвоздика — … (красненькая гвоздичка).

— Чудесно, дети! Волшебство совершали, цветы ласково называли.

Ситуация общения «Росток»

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к цветам.

Разговор.

— Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ о росточке с помощью слова «рос». Только не забудьте, что слово можно сказать по-разному. Вы готовы?

Педагог рассказывает, делая паузы, когда дети должны подсказать слово. Дети могут отвечать хором. Если дети затрудняются, можно подсказать приставку. Например, про… Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом.

Лексический материал.

— Посадили семечко в землю.

1. Из семечка росток. (пророс).

2. Росток до травки. (дорос).

3. Ещё немного росток. (подрос).

4. Выше травки. (перерос).

5. Росток рос, рос и. (вырос).

— Превосходно, дети! О ростке мы с вами рассказали, слово «рос» по-разному называли.

Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Цветы»

Задачи. Совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к цветам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

Здесь цветочные поляны,

Есть и розы, и тюльпаны.

Расцветают здесь цветы

Необычной красоты.

И волшебный аромат,

Здесь у нас цветочный сад.

— Дети, вы помните, что в мире слов есть родственные слова. Родственные слова звучат похоже и рассказывают про одно и то же. Например, Лист — листочек — лиственный — лиственница — листья.

Педагог произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень).

— Дети, придумайте, пожалуйста, родственные слова к слову «Цвет».

Педагог называет слова, которые не назвали дети. Цветочный, расцветают, цветение, цветы, цветок, цветик, цветник, цветовод.

— Потрясающе, дети! Родственные слова подобрали, много слов назвали.

Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Цветочная палитра»

Задачи. Продолжать знакомить детей с образованием сложных слов. Поддерживать интерес детей к цветам.

Игровой материал: волшебная палочка.

Игра.

Есть у нас цветочный сад,

там волшебный аромат.

На клумбах садовые цветы,

необычной красоты.

Цветочная палитра разнообразна,

но всегда прекрасна!

— Дети, цветы не всегда одного цвета. Некоторые цветы бывают двух оттенков. Как рассказать о таких цветах, какое слово подобрать? Дети, два слова, пожалуйста, объедините, сложное слово скажите, о цветах интересно расскажите.

Игровые правила:

• тишину соблюдаем, сложное слово молча сочиняем;

• кого волшебная палочка выбирает, тот и слово называет.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали сложным прилагательным, при необходимости, подсказывает слово.

Лексический материал:

1. красный и жёлтый —. (красно-жёлтый,

2. жёлтый и зелёный —. (жёлто-зелёный,

3. синий и зелёный —. (сине-зелёный,

4. красный и синий —. (красно-синий,

5. белый и голубой —. (бело-голубой,

6. красный и зелёный —. (красно-зелёный,

7. жёлтый и синий —. (жёлто-синий,

8. тёмный и красный —. (тёмно-красный,

9. яркий и жёлтый —. (ярко-жёлтый,

10. нежный и розовый —. (нежно-розовый).

— Чудесно, дети! О цветах рассказали, сложные слова правильно назвали.

Речевая игра «Спор цветов»

Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Поддерживать интерес детей к цветам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

— Дети, поспорили как-то раз лилия и роза. Лилия говорит: «Я душистая». А роза отвечает: «Я ещё душистее». В игру играем, спор цветов изображаем. Я за лилию говорю, а вы за розу.

Игровые правила.

• Слово назову, флажок даю.

• Слово измени, ещё лучше скажи.

• Цветок восхваляй, флажок мне возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт флажок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал:

1. зелёная —. (ещё зеленее,

2. милая —. (ещё милее,

3. изящная —. (ещё изящнее,

4. красивая —. (ещё красивее,

5. прекрасная —. (ещё прекраснее,

6. роскошная —. (ещё роскошнее,

7. пышная —. (ещё пышнее,

8. нежная —. (ещё нежнее,

9. прелестная —. (ещё прелестнее,

10. великолепная —. (ещё великолепнее,

11. шелковистая —. (ещё шелковистее,

12. бархатистая —. (ещё бархатистее,

13. восхитительная —. (ещё восхитительнее,

14. душистая —. (ещё душистее,

15. ароматная —. (ещё ароматнее,

16. чудесная —. (ещё чудеснее).

— Очаровательно, дети! О цветах мы с вами рассказали, красивые слова подобрали.

Речевая игра «Мамочке подарок»

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к цветам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

Из цветной бумаги

Вырежу кусочек.

Из него я сделаю

Маленький цветочек.

Мамочке подарок

Приготовлю я.

Самая красивая

Мама у меня!

Ольга Чусовитина

— Дети, мамочке цветочки дарим, мысленно считаем.

Игровые правила:

• число со словом называй, флажок товарищу передай;

• счёт продолжай, следующее число называй;

• когда «десять цветочков» посчитаем, наклон, понарошку букет собираем.

— Дети, игру начинаем, цветочки считаем.

Педагог начинает счёт: «Один цветочек». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два цветочка», и так далее до слов «Десять цветочков». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются. Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Цветочки считали, числа не пропускали.

Речевая игра «Букет роз»

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать навык порядкового счёта до 9, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к цветам

Игровой материал: флажок.

Игра.

Вот роза, всех цветов царица,

Блестит румянца красотой,

Как утра майского денница,

И дышит сладостной весной

Борис Фёдоров

— Весной, в женский праздник женщинам дарят цветы. Дети, а вы знаете, что в букеты собирают три, пять, семь или девять цветов. Мы с вами играем в игру «Букет роз». В нашем букете девять роз. К каждой розе мы подберём красивое слово.

Игровые правила:

• розу считай, какая она называй, флажок товарищу передай;

• счёт продолжай, следующую розу называй;

• когда «Девятая роза» посчитаем, наклон вперёд, розы в букет собираем.

— Дети, игру начинаем, розы по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первая роза прекрасная». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Вторая роза …» и называет определение, отвечающее на вопрос «Какая?». Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные слова. Деи продолжают счёт до слов «Девятая роза …». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются. Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Розы правильно считали, числа не пропускали.

Занимательная игра «Секреты русского языка».

«Неизменяемое слово "Алоэ"»

Задачи. Закрепить представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поддерживать интерес к миру растений.

Разговор.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово. Например, изменим слово «фиалка».

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «фиалка».

Лексический материал.

1. Есть у нас что? … (фиалка). (Есть у нас фиалка).

2. В магазине нет чего? … (фиалки). (В магазине нет фиалки).

3. Мы рады чему? … (фиалке). (Мы рады фиалке).

4. Мы видим, что? … (фиалку). (Мы видим фиалку).

5. Мы любуемся чем? … (фиалкой). (Мы любуемся фиалкой).

6. Мы думаем о чём? … (о фиалке). (Мы думаем о фиалке).

— Молодцы! Слово «фиалка» правильно изменяли. Дети, я напомню вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «алоэ». Дети, слово «алоэ» не изменяем, всегда одинаково повторяем.

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.

Лексический материал. [/b]

1. Есть у нас что? … (алоэ). (Есть у нас алоэ).

2. В магазине нет чего? … (алоэ). (В магазине нет алоэ).

3. Мы рады чему? … (алоэ). (Мы рады алоэ).

4. Мы видим, что? … (алоэ). (Мы видим алоэ).

5. Мы любуемся чем? … (алоэ). (Мы любуемся алоэ).

6. Мы думаем о чём? … (об алоэ). (Мы думаем об алоэ).

— Дети, секрет не забывайте, слово «алоэ» не изменяйте.

Речевая игра «Какое растение лишнее?»

Задачи. Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к растениям.

Игровой материал: волшебная палочка.

Игра.

— Дети, в игру играем, лишнее растение определяем.

Игровые правила.

• Внимательно слушайте, слова запоминайте.

• Лишнее слово быстро определяйте.

• Полным предложением отвечайте.

• Почему слово лишнее всем объясняйте.

— Например, роза, гладиолусы, георгины, тополь. Лишнее слово тополь, потому что это дерево. Дети, отвечает тот, на кого я покажу волшебной палочкой. Внимание! Игра начинается.

Педагог контролирует, чтобы ребёнок отвечал полным предложением, использовал союз «потому что».

Лексический материал.

1. Роза, тюльпан, алоэ, пион. – Лишнее слово алоэ, потому что это комнатный цветок.

2. Пион, роза, яблоня, астра. – Лишнее слово яблоня, потому что это дерево.

3. Каланхоэ, алоэ, мак, кливия. – Лишнее слово мак, потому что это садовый цветок.

4. Тополь, тюльпан, липа, осина. – Лишнее слово тюльпан, потому что это цветок.

5. Астра, мальва, бальзамин, ирис. – Лишнее слово бальзамин, потому что это комнатный цветок.

— Спасибо, дети, лишнее слова вы правильно назвали, полным предложением отвечали.

Речевая ситуация «Тюльпан и фиалка»

Задачи. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Развивать внимание, мышление. Поддерживать интерес детей к цветам.

Игровой материал: волшебный флажок.

Разговор.

— Дети, тюльпан и фиалку изучаем, отличия отмечаем. Я сравнение начинаю, вы предложение повторите, отличие назовите.

Педагог поочерёдно подаёт флажок детям, произнося предложение. Дети выполняют задание и возвращают флажок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети произносили обе части сложносочинённого предложения.

Лексический материал.

1. Тюльпан – садовый цветок, а фиалка … комнатный.

2. Тюльпан – высокий, а фиалка … низкая.

3. У тюльпана – два листика, а у фиалки … много листьев.

4. У фиалки листья разноцветные, а у тюльпана … зелёные.

5. У фиалки много цветов, а у тюльпана … один цветок.

6. У фиалки цветы фиолетовые, а у тюльпана цветок… розовый.

7. У тюльпана цветок овальный, а у фиалки цветы… круглые.

8. У тюльпана цветок закрытый, а у фиалки цветы… открытые.

— Чудесно, дети! Тюльпан и фиалку сравнили, предложение правильно повторили.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «8 марта. Цветы»
Опубликовано: 1 марта 2021 в 18:15
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД