Папки-передвижки

Картотека речевых игр по формированию словаря детей по лексической теме «Перелётные птицы осенью»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей по лексической теме «Перелётные птицы осенью»

Речевая ситуация «Три признака птицы»

Задачи. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими птиц. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

— Дети, перелётных птиц вспоминаем, красивые слова подбираем, описание птицы из трёх слов составляем. Размер птицы определяем, цвет разных частей тела замечаем, особенности птицы отмечаем.

Игровые правила.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей по лексической теме „Перелётные птицы осенью“» размещена в разделах

• Цветок даю, птицу назову.

• Птицу называй, три признака перечисляй.

• Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птиц, дети перечисляют три признака. Педагог контролирует, чтобы дети согласовывали прилагательные с существительным. При необходимости педагог подсказывает как правильно произнести слово, ребёнок повторяет слово правильно.

Лексический материал.

1. Иволга – … (небольшая, желтогрудая, золотая, яркая, красивая, певчая,).

2. Стриж – … (небольшой, чёрный, быстрый, насекомоядный).

3. Мухоловка – … (маленькая, серая, ловкая, насекомоядная).

4. Журавль – … (большой, серый, остроклювый, длинноногий).

5. Ласточка – … (маленькая, чёрная, белогрудая, проворная, быстрокрылая,).

6. Жаворонок – … (маленький, бурый, неприметный, певчий, полевой).

7. Соловей – … (маленький, незаметный, лесной, певчий, голосистый,).

8. Скворец – … (крупный, красивый, чёрный, длинноклювый, певчий).

9. Кукушка – … (крупная, пёстрая, хитрая, незаметная, звонкоголосая).

10. Грач – … (крупный, чёрный, длинноклювый, важный).

11. Лебедь – … (большой, белоснежный, прекрасный, гордый, водоплавающий).

12. Чайка – … (крупная, белая, сильная, крикливая,).

— Прелестно, дети! Перелётных птиц вспоминали, красиво называли.

Речевая ситуация «Перелётные птицы»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Разговор.

Осенью перелётные птицы улетают в далёкие страны. Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о перелётных птицах с помощью слов-наоборот. Вы готовы?

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

1. Летят птицы низко и – … высоко.

2. Летят птицы близко и – … далеко.

3. Летят птицы направо и – … налево.

4. Летят птицы вверх и – … вниз.

5. Летят птицы, когда темно и когда – … светло.

6. Улетают птицы на юг рано или – … поздно.

7. Летят птицы медленно или – … быстро.

8. Летят птицы отдельно или – … вместе.

9. Летят птицы, кричат птицы тихо или – … громко.

10. Когда птицы улетают нам не весело, а … грустно (печально, тоскливо).

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, низко - высоко.

— Великолепно, дети! О перелётных птицах рассказали, слова правильно подобрали.

Речевая ситуация «Грусть и радость»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Развивать способность детей понимать и осознавать эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Разговор.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

— «В сердце стало грустнее». Дети, что такое грусть? (ответы детей).

— Грусть – это отрицательная эмоция. Дети, как можно по-другому назвать грусть? (ответы детей).

— Грусть, печаль, тоска, скорбь, уныние, огорчение, меланхолия. Дети, почему период поздней осени, прощание с перелётными птицами вызывают у нас грусть, печаль, тоску, скорбь, уныние, огорчение, меланхолию? (предположение детей).

— Я с вами согласна, что поздней осенью улетают птицы, мало солнечных дней, часто идут дожди, холодно. Всё это вызывает в сердцах людей что? (ответы детей).

— Поздней осенью нам грустно, но долго грустить нельзя, можно заболеть. Поэтому, дети, если вам грустно, подумайте о чём-нибудь радостном и улыбнитесь. Дети, что такое радость? (ответы детей).

— Радость – это положительная эмоция человека, чувство удовольствия и счастья. Дети, как можно по-другому назвать радость? (ответы детей).

— Радость, веселье, восторг, удовольствие, наслаждение, счастье.

Дети, долго не грусти,

Вы здоровье берегите.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

Интеллектуальная разминка «Перелётные птицы осенью»

Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о перелётных птицах.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

1. Воробьи, голуби, ласточки – это … (птицы)

2. Звери – бегают, птицы – … (летают).

3. У зверей – шерсть, у птиц – … (перья).

4. У человека нос, а у птицы – … (клюв).

5. У человека руки, а у птицы – … (крылья).

6. Весной птицы прилетают, а осенью – … (улетают).

7. Воробей – зимующая птица, а журавль – … (перелётная птица).

8. Утки летят косяком, а журавли – … (клином).

9. Птицы, которые едят насекомых – это – … (насекомоядные птицы).

10. Иволги улетают раньше, а лебеди … (позже).

11. Птицы, которые плавают по воде – это … (водоплавающие птицы).

12. Кукушки кукуют, а утки – … (крякают).

13. Гуси гогочут, а журавли – … (курлычут).

14. Когда птицы улетают нам не весело, а … грустно (печально, тоскливо).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Публикации по теме:

Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые»Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о творческих работах детей 5-7 лет по лексической теме:«Насекомые» В нашей группе.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека пальчиковых игр по теме «Птицы»Картотека пальчиковых игр по теме «Птицы» ПтичкиПтички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями). Крыльями махали.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Лэпбук «Перелётные птицы»Лэпбук «Перелётные птицы» Добрый день, коллеги! Предоставляю Вашему вниманию лэпбук на актуальную осенью и весной тему перелётных птиц. Цель: Формирование экологической.

Проект «Перелётные птицы»Проект «Перелётные птицы» .

Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группыРебусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы В публикации «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» я уже писала о большом значении ребусов для речевого и умственного.

Систематизация дидактического материала по теме «Перелетные птицы осенью» Тема: «Перелетные птицы» Сроки: 1-я неделя ноября. Итоговое событие: Выставка рисунков. Проект «Перелетные птицы нашего края» Задачи: Дать.

Творческие работы детей по лексической теме «Посуда». Фотоотчет.Творческие работы детей по лексической теме «Посуда». Фотоотчет. Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня представляю Вашему вниманию детские работы по лексической теме: "Посуда". 1. Рельефная лепка " Украсим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию словаря детей по лексической теме «Перелётные птицы осенью»
Опубликовано: 30 октября 2020 в 07:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД