Картотека русских народных игр для малышей

Ирина Изотова
Картотека русских народных игр для малышей

Картотека

«Русские народные игры

для малышей»

Разработали старший воспитатель МДОУ «Д/с №181 п. о.»г. Магнитогорска Изотова И. В. ,

Игра «У медведя во бору»

Цель: Учить детей действовать по сигналу.

Игрушку медведя располагают в противоположной стороне площадки., Дети, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к медведю, напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко, Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, медведь их ловит.

Игра «Снег, снег кружится…»

(по стихотворению А. Барто)

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок. Воспитатель, предлагает покружиться, произнося:

«Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит:

«Собрались мы все в кружок и вертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит:

«Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.)

Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

.

Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .

«Зайка серый умывается»

Цель: Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом

Дети стоят в кругу. В центре круга «Зайка». Взрослый произносит слова:

«Зайка серенький умывается, видно в гости собирается.

Вымыл ушки, вымыл носик, вымыл щёчки,

вымыл ушки, вытерся и поскакал в гости».

Дети должны выполнять все движения по показу ребёнка и в соответствии с текстом.

«Дай ладошечку»

(малоподвижная игра)

(на мотив русской народной песни «Я на горку шла»)

Цель: Установление тактильного восприятия и коммуникативных отношений ребенка и педагога.

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

(Педагог игрушкой гладит

ребенка по ладони)

На, ладошечку, моя крошечка,

Ты погладь же меня по ладошечке.

(Предлагает ребенку погладить игрушку)

«Большие ноги»

Цель: Развитие воображения, музыкального слуха.

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, шли по дороге.

Маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

бежали по дорожке.

У зайца ноги скакали по дороге:

Прыг-скок, прыг-скок,

скакали по дороге.

У мишки ноги топтали дорогу:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

топтали дорогу.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

«Мышки водят хоровод»

Цель: Развитие воображения.

Взрослый располагает игрушку- кота на лавке. Дети в роли мышей пляшут с платками вокруг лавки, произнося слова:

Мышки водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Кот вскакивает и старается поймать мышь. Дети разбегаются.

«Бычок пёстренький»

Цель: Развитие внимания

Дети становятся в круг. «Бычок» (взрослый) встает в центр, дети идут по кругу под песенку.

Бычок пестренький,

Долгохвостенький,

Рожки востренькие,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На лужок водили.

Ты нас не бодай,

С нами поиграй,

Скорей догоняй!

«Бычок» отвечает: «Му-у-у! Догоню!» — и бежит за детьми, пытаясь поймать кого-нибудь.

«Гуси – гуси»

Цель: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук.

Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:

Взрослый: Гуси-гуси!

Дети: Га-га-га!

Взрослый: Есть хотите?

Дети: Да-да-да!

Взрослый: Летите ко мне!

Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»

Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

«Медведь и дети»

Задачи: Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,

Мишка деточек искал,

Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет.

Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать, ,

Стали ножками стучать,

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Мишка, Мишка, вставай

Наших деток догоняй.

«По ровненькой дорожке»

Цель: Учить детей действовать в соответствии с текстом.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку. Все идут друг за другом, приговаривая:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По камешкам,

По камешкам,

(Прыгают на двух ногах.)

По камешкам,

В яму — бух.

(Присаживаются на корточки.)

Ух-у-ух! (Выпрямляются.)

Этот текст и соответствующие движения повторяются 2 раза. Затем дети произносят следующие слова:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

(Идут один за другим, немного расслабив тело, будто устали.)

Устали наши ножки.

Устали наши ножки.

Вот наш дом —

(Бегут к стульчикам в противоположный конец и садятся.)

Там мы живем!

Указания к игре. Вначале воспитатель может сам выполнять движения с детьми, являясь для них примером. Когда дети освоятся с правилами и движениями, воспитатель может не выполнять движений, а лишь произносить текст, наблюдая за детьми и давая им нужные указания.

«Заинька, выходи.»

Цель: Учить детей действовать в соответствии с текстом.

Ход игры. Группка детей вместе с воспитателем встает в кружок. Воспитатель говорит, кто будет заинькой. Все идут по кругу и поют:

Заинька, выходи,

Серенький, выходи!

Вот так-этак выходи!

Вот так-этак выходи!

Ребенок, названный заинькой, выходит в круг. Пропев следующий куплет, все играющие выполняют соответствующие движения, как бы показывая зайчику, что надо делать, и он повторяет за детьми каждое движение.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!

Вот так-этак топни ножкой!

Вот так-этак топни ножкой!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши!

Вот так-этак, попляши,

Вот так-этак попляши!

Заинька, поскачи,

Серенький, поскачи!

Вот так-этак поскачи

Вот так-этак поскачи

Заинька, выбирай,

Серенький, выбирай!

Вот так-этак выбирай,

Вот так-этак выбирай!

После этих слов заинька подходит к кому-либо из детей. Остальные, стоя на месте, поют:

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись!

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись!

Тот, кому он поклонился, становится заинькой, и игра начинается сначала.

Указание к игре. После каждого куплета следует менять направление движения.

«Ветерок»

Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)

Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)

Ветерок все тише, тише (приседаем)

Деревцо все выше, выше (подпрыгиваем вверх).

«Мышки»

Вышли мышки как-то раз (шагают)

Посмотреть, который час (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири (движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут).

«Снежок»

Цель: развивать умение действовать согласованно.

Описание игры. Дети стоят кружком и выполняют действия в соответствии с текстом:

Выпал беленький снежок, собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать, будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем!

Будем прыгать веселей, чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

«Коза рогатая»

Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят:

Идет коза рогатая, идет коза бодатая,

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп!

Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!» Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.

«Музыканты»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами, расширение словарного запаса.

Описание игры. Дети стоят кружком, не держась за руки. В центре детский стульчик, около которого стоит малыш и «играет» на воображаемом инструменте. При исполнении 3 куплета ребёнок садится. Остальные дети пляшут, повторяют движения взрослого. Воспитатель поёт:

Наш Серёженька-дружок на дуде играет,

Встали детки все в кружок, ножки выставляют «Ля-ля-ля»

Балалайку взял малыш, весело играет.

Все ребята заплясали, дружно приседают «Ля-ля-ля»

Сел Серёженька на стул, играет на гармошке.

Эй, ребята, поскорей покружимся веселей! «Ля-ля-ля»

«Мы в ладошки ударим»

Цель: развивать умение соотносить движения со словами текста.

Описание игры. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Воспитатель напевает, сопровождая пение движениями. Дети повторяют:

Тихо мы в ладошки ударим, тихо мы в ладошки ударим, люли-люли, ударим – 2 раза

Громко мы в ладошки ударим, громко мы в ладошки ударим, люли-люли, ударим – 2 раза

Ручки мы вверх поднимаем, ручки на коленки опускаем, люли-люли, опускаем – 2 раза

Ручки за спину мы спрячем, ручки мы тёте покажем, люли-люли, покажем – 2 раза

Ножки мы тёте покажем – 2 раза, люли-люли, покажем – 2 раза

«Воронята»

Задачи: Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят, в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает стихи:

Воронята крепко спят

Все по гнездышкам сидят,

А проснутся на заре, Будут каркать во дворе.

В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели,

Воронята полетели,

Кар-кар, кар-кар.

Вышла Таня на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

Воронята прилетали, Все до крошки поклевали. !

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал:

«Ав-ав, ав-ав!»

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

«Кот Васька»

Задачи: Повысить двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.

Содержание игры. Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).

Взрослый и дети поют или говорят:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький

А бежит стрелой,

А бежит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится па него, засыпает. Взрослый и дети поют:

Глазки закрываются,

Спит иль притворяется?

Зубы у кота — Острая игла.

Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:

Только мышки заскребут,

Серый Васька — тут как тут.

Всех поймает он!

Кот догоняет мышек, а они убегают от него.

«Птичка»

Задачи: Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай

Улетела птичка — аи!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышка ми-руками.

«Дождик»

Задачи: Обогащать двигательный опыт детей; вызывать желание играть со взрослыми; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Содержание игры.

Дети сидят на стульчиках (это домики детей, положив ладошки под щечку. Взрослый говорит:

Дождик, дождик,

Хватит тебе, дождик, лить,

Сидят дома деточки,

Словно птички в клеточке.

Солнышко, солнышко,

Посвети немножко,

Выйдут детки погулять,

Станут бегать и играть.

Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножками, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова взрослого «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

Публикации по теме:

Использование русских народных игр в развитии двигательной активности детей ВВЕДЕНИЕ Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они.

Картотека народных игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 «Волжаночка» Составитель: воспитатель подготовительной.

Картотека народных игр для второй младшей группы Картотека народных игр для второй младшей группы. Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых.

Картотека пальчиковых игр для малышей Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету.

Картотека русских народных игр 1. Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека русских народных игр Картотека Русско-народных игр для детей 6-7 лет. 1. Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Картотека русских народных игр для малышей
Опубликовано: 22 июня 2018 в 09:00
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о занятии по аппликации «Ворона»
Цель: Учить детей вырезать овал из прямоугольника и круг из квадрата, путем срезания углов; создавать последовательный образ вороны. Ворона - загадочная...
Дидактическая игра «Сложи картинку» в первой младшей группе
Цели: 1. учить собирать целое из частей; 2. развивать мышление детей; 3. систематизировать знания. Задачи: Формировать у детей представления о целостном...
Игра для родителей «Что? Где? Когда?»
«Если в школу через год» Цель: создать условия для включения родителей, будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе по средствам игры «Что?...
Аппликация «Корзина с фруктами»
Аппликация «Корзина с фруктами» Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Учить...
Мероприятие «Давайте делать добрые дела»
Маленькие артисты "Родничок" Давайте вместе сотворять добро: Дарить улыбку, теплый взгляд, подарки, Жизнь серую немного сделать яркой — Творить...