Лучший педагог года

Картотека словесных игр

Татьяна Назаркина
Картотека словесных игр

Баба Яга

По считалке выбирается Баба Яга. Затем рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку- помело и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг круга и дразнят:

Баба Яга,

Костяная нога,

Печку топила,

Кашу варила.

С печки упала,

Ножку сломала.

Пошла на базар-

Раздавила самовар.

Пошла на улицу-

Раздавила курицу.

Пошла на лужайку-

Испугала зайку.

Пошла гулять в сад-

Рассмешила всех ребят.

Пошла в огород-

Рассмешила весь народ!

Публикация «Картотека словесных игр» размещена в разделах

Баба Яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она запятнает, тот замирает на месте. Тот из игроков, кто приподнимет запятнанного и вносит в круг, но сам при этом не будет запятнан, становится новой Бабой Ягой.

Бывает – не бывает

Педагог называет ребёнку ситуацию и бросает мяч. Он должен поймать мяч лишь в том случае, если названная ситуация правдоподобна. А если такой ситуации в жизни не бывает, то и ловить мяч не нужно.

Папа ушел на работу. Кошка гуляет по крыше.

Поезд ходит по небу. Лодка плавает по небу.

Кошка хочет есть. Девочка рисует домик.

Человек вьёт гнездо. Домик рисует девочка.

Почтальон принёс письмо. Ночью светит солнце.

Зайчик пошёл в школу. Зимой идёт снег.

Яблоко солёное. Зимой гремит гром.

Бегемот залез на дерево. Рыба поёт песни.

Шапочка резиновая. Корова жуёт траву.

Дом пошёл гулять. Мальчик виляет хвостом.

Туфли стеклянные. Хвост бегает за собакой.

На берёзе выросли шишки. Кошка бежит за мышкой.

Волк бродит по лесу. Петух играет на скрипке.

Волк сидит на дереве. Ветер качает деревья.

В кастрюле варится чашка. Писатели пишут книги.

Строители строят дом.

Подскажи словечко

Дети подсказывают много слов и все они звучат по- разному.

Подарили нам игрушки, целый день стреляли (пушки)

Я сегодня утром рано умывался из под (крана)

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие (крошки)

Динь- дон. Динь – дон в переулке ходит… (слон)

Для птенцов и для зверят тоже нужен детский (сад)

И рыщут по дороге слоны и (носороги)

Часто к озеру напиться ходит рыжая (лисица)

Лежебока рыжий кот, отлежал себе (живот)

Солнце светит очень ярко, бегемоту стало (жарко)

Весна- весняночка

Участники игры выбирают с помощью считалки девочку, которая изображает Весну- весняночку. Остальные ребята становятся в круг. Они ходят в противоположные стороны и перекликаются с Весной- весняночкой:

- Весна, Весна- весняночка, ты где, весняночка, в челночке плыла?

- Я по рекам быстрым в челночке плыла.

- Уж ты, Весна- весняночка, уж ты чем реки дарила?

- Я дарила большой белой рыбицей.

- Уж ты, Весна- весняночка, где ты, весняночка, шла- проходила?

- По тёмным лесам шла- проходила

- Уж ты, Весна- весняночка, уж ты, чем лес дарила?

- Я дарила дорогими подарками: куницами, лисицами, чёрными соболицами.

- Уж ты, Весна- весняночка,где ты, весняночка, на возочке ехала?

- По полям чистым на возочке ехала.

- Уж ты, Весна- весняночка,ты, чем поле дарила?

- Я дарила пшеницей.

- Уж ты, Весна- весняночка, чем ты село дарила?

- Я дарила- подарила огородами зелёными, хороводами весёлыми!

Затем Весна- весняночка входит в круг. Её спрашивают:

- Весняночка-Весна, ты чем красна?

-Зима красна белыми снегами;

Лето- ягодой, грибами;

Осень – житом и снопами;

А я, Весняночка- Весна,

Тёплым солнышком красна!

Тут же Весна-весняночка выходит из хоровода и убегает. Ребята бегут за ней. Кто первый догонит Весну- весняночку, тот выбирает новую Весну- весняночку, и игра продолжается.

Волк и утки

По считалке выбираются волк и селезень,остальные играющие- пастушки и утки. Пастушки стерегут уток и не подпускают к ним волка. При этом приговаривают:

Уж ты, волк-волчище,

Большой хвостище,

Ты давно овечий вор,

Не ходи к нам во двор.

Тебя козы забодают,

И телята залягают.

Волк расталкивает пастушков, уводит уток и прячет их за куст или дерево. Селезень подходит к волку и спрашивает:

- Волк, ты видел моих уток?

- А какие они?

- Серые да белые.

- Видел! Побежали они через мост калиновый, во лесок рябиновый.

А в это время украденные утки начинают жужжать: ж-ж-ж. Селезень спрашивает:

- Что это у тебя волк за шум?

- Пчёлы гудят. - отвечает волк.

- Дай мёда.

- Медведь съел.

Утки принялись блеять: бе-бе-бе. Селезень спрашивает:

- Что это у тебя за шум?

- Овечки стригутся.

- Дай шерсти.

- Ветер унёс.

Утки замычали: му-му-му. Селезень спрашивает:

- Что это у тебя за шум?

- Коровки доятся.

- Дай молочка.

- Прокисло.

Утки закричали: га-га-га.

- Слышу, слышу своих уток!- говорит селезень и просит пастушков выкупить у волка своих детей. Каждый пастушок за танец или песню выкупает у волка утку и отводит её к селезню. Так освобождаются все утки.

Воробушки

По считалке выбирается кошка, остальные дети воробушки. Ребята поют песенку про воробушков и «перелетают» по площадке, до тех пор пока не произнесут: «И на дерево от кошки- Шур!- скрылась!»

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнёздышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Воробушки бойтесь кошки-

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летите по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке-

Мур-мур-р-р!- в лапы.

Стайка дружных воробьишек-

Чик- чирик! Слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетела по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки-

Шур-р-р – скрылась.

Лиса и куры

Дети изображают кур. Один из играющих- петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух- трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем.

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Учить детей называть действия словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:»Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит:»Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.»Что я делаю?»-спрашивает он у детей. -«Дрова пилите».-«Давайте все будем пилить дрова».

Приглашают водящего.»Где вы были? Что вы делали?»-спрашивает он. Дети отвечают хором:» Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дети и воспитатель изображают илку дров, водящий отгадывает :»Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают др

угого водящего.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов.

Кто что умеет делать

Воспитатель называет животных и просит детей сказать, что умеет делать каждое из этих животных.

Белочка- скачет, прыгает, грызёт.

Кошка- мяукает, мурлычет, царапается, пьёт молоко, ловит мышей, играет с клубком.

Собака – лает, сторожит, грызёт кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Заяц – скачет, прыгает, убегает, грызёт морковку, прислушивается и т. д.

Гуси- гуси

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.

ХОД ИГРЫ. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка- в другом, волк- в стороне.

Слова хозяйки гусей : Ответы гусей:

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну летите как хотите,

Только крылья сберегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

Жабка

Выбирается Жабка. Остальные рисуют круг и становятся на черту. Жабка выходит на середину круга, и с ней переговариваются:

- Зачем тебе, Жабка, четыре лапки?

- Чтобы скакать по травке, вытянувши лапки.

- Покажи, Жабка, как ты прыгаешь- скачешь.

- А я этак и вот так!

И Жабка показывает, как она прыгает, а дети, стоящие на линии круга, поют:

Бода- бода- болабода,

Живёт жабка у болота.

Выпучив глаза, сидит,

Громко-громко говорит:

- Ква- квак, ква- квак,

А я прыгаю вот так!

Жабка прыгает и пытается осалить одного из ребят. А дети, увёртываясь, бегают по линии круга. Кого Жабка коснётся, тот становится новой Жабкой.

Селезень и утка

Двое игроков изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг. А Селезень- за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, догоняй утку,

Селезень, догоняй серую.

Пойди, утица, домой,

Пойди, серая, домой.

У тя семеро детей,

Дочерей и сыновей:

Двое ходят, трое водят,

Два у лавочки стоят.

Три Окульки в люльке катаются,

Две Варюшки по краюшки подвигаются.

А на лавочке- сметана,

У сметаны два Степана питаются.

Если Селезень поймает Утку, она должна откупиться от него. Утка Селезню пляшет и поёт.

Зайка

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.

ХОД ИГРЫ. На одной стороне площадки отмечаются места зайцев и каждый из детей становится на своё место. По сигналу воспитателя «бегите в круг» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалкой, становится в середину. Все дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями.

Слова : Движения:

Зайка беленький сидит, Дети стоят в кругу.

Он ушами шевелит, Начиная со слов «вот так» поднимают руки к

Вот так, вот так голове, поворачивают кисти то в одну,

Он ушами шевелит. То в другую сторону.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Начиная со слова «хлоп», хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. Начиная со слова «скок», прыгают на двух ногах

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать. Воспитатель хлопает в ладоши, и дети

Кто-то зайку испугал, разбегаются по своим «домам».

Зайка прыг… и убежал.

Звуки перепутались

Хрюша со Степашкой сочинили стихи и что-то в них не так. Давайте поможем найти ошибки в этих стихах.

Ой! Кричат вокруг хозяйки в огород забрались майки (зайки).

Здесь хорошее местечко- протекает мимо печка (речка).

Слёзы льются у Оксанки, у неё сломались банки (санки).

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку (корку).

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки)

Уточнить с детьми, что Хрюша со Степашкой ошиблись, потому что слова могут быть очень похожи и звучат одинаково.

Что подарили Наташе?

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребёнок в данный момент не видит.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зелёное, а с одного боку красное, откусишь его- вкусное сочное. Растёт на дереве. «Забыла как называется»,- подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»

Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду»?

Зоопарк

Дети садятся в круг. Воспитатель каждому ребёнку называет животное, так, чтобы не слышали остальные дети. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1 Внешний вид.

2 Чем питается.

Для игры используется камешек. Воспитатель даёт камешек ребёнку и он начинает рассказ. Затем камешек передаёт другому ребёнку, который отгадывает описываемое животное.

Кто кем был или что чем было

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д.?

Зима - лето

Воспитатель говорит:

- Когда я буду говорить про лето – поднимите весёлое солнышко, улыбнитесь, а когда я буду говорить про зиму – поднимите грустное солнышко и сделайте грустное лицо.

Наступили холода, превратилась в лёд вода…

Весело стрекочут кузнечики.

Дима пошёл в лес за земляникой.

Под нашей крышей ласточка свила гнездо.

На рябине, посмотри, как яблоки – снегири.

Кто в домике живёт?

Из стульев дети вместе с воспитателем строят 3-4 домика. В них находятся дети. Воспитатель сообщает детям, что ищет мальчика по имени Игорёк. Дети должны ответить в утвердительной или отрицательной форме и назвать своё имя в уменьшительно – ласкательной форме.

- Тук-тук-тук!

- Кто там?

- Это я, Алла Викторовна, кто в домике живёт?

- В нашем домике живут Леночка, Лидочка, Васенька.

- Не живёт ли в вашем домике Игорёк?

- Нет, в нашем домике не живёт Игорёк, здесь живут Леночка, Лидочка, Васенька.

- Да, в нашем домике живёт Игорёк, а ещё Леночка, Лидочка, Васенька.

Иван – косарь и звери

По песне считалке:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут,

Волки, лисы не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи тебе гореть!-

Выбирается Иван- косарь. Остальные играющие называют себя Зайцем, Лисой, Волком, Медведем и т. д. Иван- косарь берёт в руки палку- «косу» и делает движения, как при косьбе. С ним переговариваются:

- Иван- косарь, что ты делаешь?

- Траву кошу.

- А зачем трава?

- Коров кормить.

- А зачем коровы?

- Молочко доить.

- А зачем молочко?

- Сырцы лепить.

- А зачем сырцы?

- Охотников кормить.

- А зачем охотники?

- В лесу зверей ловить!

После этого ответа ребята разбегаются и прячутся. Иван- косарь бежит искать «зверей» и, если находит одного из спрятавшихся, должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, то пойманный выбывает из игры, а Иван- косарь ищет других спрятавшихся ребят.

Игровая

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова :

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, они не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Горелки

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди- водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо-

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три- беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один – слева, другой – справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, то одного из детей он берёт за руку и встаёт с ним в пару.

Какое время года

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

ХОД ИГРЫ. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»- и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня… (зима).

2. Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня… (весна)

3. Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!»- приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я… (лето).

4. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я (осень)

Карусель

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив верё вку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмём её в правую руку и пойдём друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова :

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом-

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдём медленно, а после слов «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернёмся, возьмём верёвку в левую руку и пойдём в другую сторону, произнося такие слова :

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два-

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель останавливается, вы сходите с неё (кладёте верёвку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен) снова садитесь на карусель».

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Коршун

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят. «Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном»,- говорит воспитатель.

- Коршун, коршун, что ты делаешь?- спрашивает наседка.

- Ямочку копаю,- отвечает коршун.

- Что в ней ищешь?

- Камешек.

- Зачем тебе камешек?

- Чтобы носик точить.

- Зачем тебе носик точить?

-Чтобы твоих детушек клевать.

«Сейчас мы считалкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами,- продолжает воспитатель. - Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведённое мелом или окружённое стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну».

Роль наседки в первый раз берёт на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

Лей, дождь, лей!

Воспитатель предлагает детям вместе с ним повторять строки стихотворения и движения:

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождь, лей!

( Дети изображают плывущие тучи:бегут мелкими шажками, широко расставив руки)

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей!

(Дети подпрыгивают на носочках, протягивают руки, чтобы напоить рожь)

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт,пьёт,

(дети склоняются, как колосья)

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт,льёт.

(дети стучат пяточками по полу, быстро и звонко хлопают в ладоши).

Совушка

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Совушка». «Совушка»- в центре круга. Дети ходят по кругу, приговаривая:

Совушка- сова,

Большая голова,

Глазки- плошки,

Тонкие ножки.

Ты весь день сидишь,

На веточке спишь,

А ночью – гуляешь…

(разбегаются на слова)

Нас не поймаешь!

Сова просыпается и начинает ловить детей. Звучит музыка, сова продолжает летать по группе. Музыка заканчивается, наступает день. Сова снова усаживается «на веточку» и «засыпает».

Мыши

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей,

Вырабат ывать реакцию на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и

Объясняет правила игры:»Сейчас мы играем в игру «мыши».

Выберем мышек (выбираем 3-4детей,они будут бегать по кругу,

Убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем

Мышеловкой».Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят

Такие слова :

Ах,как мыши надоели!

Все погрызли,все поели.

Всюду лезут- вот напасть!

Доберемся мы до вас.

Берегитесь вы, плутовки!

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки,высоко поднимают их, про не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

Подбери признаки

Снег- идёт, падает, кружится, летит, скрепит…

Мороз- щиплет, трещит, кусает, рисует…

Зима- холодная, морозная, снежная, весёлая…

Снег- белый, пушистый, мягкий, чистый…

Мороз- сильный, злой, крепкий, слабый…

Дождь- капает, идёт, льёт…

Солнце- греет, светит…

Солнце- ясное, жаркое, тёплое… И так далее.

Весенние слова

Воспитатель говорит: «А сейчас мы поиграем в весенние слова. Я назову слова, а вы отгадайте о чём я говорю.»

Голубое, ясное, чистое, весеннее, высокое, безоблачное (небо).

Весёлая, звонкая, прозрачная, холодная (капель).

Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце).

Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный, погожий (день).

- А теперь, наоборот, я называю слово, а вы говорите, какое оно:

Небо…

Солнце…

День…

Капель…

Облака…

Назови одним словом

Воспитатель называет слова, а дети объединяют в одно слово.

Белка, заяц, лиса, волк, ёж- это…

Жук, пчела, бабочка, кузнечик, улитка- это…

Воробей, галка, ворона, синица- это…

Берёза, ель, сосна, дуб, осина- это…

Ручеёк

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль условного ручья. Все поют:

Разливался родник ключевой,

Белый, снеговой:

По чистым полям

По синим морям,

По мхам, по болотам,

По зелёным колодам.

Царь едет жениться,

Царевна велит воротиться:

Сама к тебе буду,

Летом – в карете,

Зимою – в возочке,

Весной – в челночке!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает.

Рыба, птица, зверь

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх, назвать, в данном случае, птицу. Причём названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ не верный или название повторяется (задержка ответа также считается нарушением, то ребёнок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому фанту.

Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт и т. п.

Говори наоборот

Эта игра направлена на развитие мышления и воображения. Предложите ребё нку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой- маленький». Можно предложить следующие пары слов : большой- маленький, толстый- тонкий, чёрный- белый, горячий- холодный, пустой- полный, лёгкий- тяжёлый, чистый- грязный, больной- здоровый, ребёнок- взрослый, огонь- вода, сильный- слабый, весёлый- грустный, красивый- безобразный, трус- храбрец. Можно дать и другие пары слов, исходя из опыта ребёнка.

Повторяй друг за другом

В эту игру можно играть с одним ребёнком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь своё. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним своё слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Что бывает широкое?

Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно называть этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он даёт тому ребёнку, который должен отвечать.

- Длинный,- говорит воспитатель и даёт камешек рядом сидящему.

- Дорога,- отвечает тот и передаёт камешек соседу.

-Платье, верёвка, день, шуба,- вспоминают дети.

-Широкий,- предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Это игра проводится в середине или в конце года, когда дети получили знания о величине предметов.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

- Красный.

Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звезда и др. Или:

- Круглый.

Дети отвечают: мяч,солнце, яблоко и др.

Тех детей, которые назвали больше слов, следует похвалить.

Что было бы, если бы?

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение К. И. Чуковского «Федорино горе» и сказать, что случилось: почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

Дети. Федора не заботилась о вещах, не ухаживала за ними.

Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы. ?». Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?»

Дети. Игрушки убежали бы. Было бы плохо без игрушек.

Воспитатель. А что было бы, если бы дети игрушки берегли, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам?

Дети. Все игрушки вернулись бы к нам.

Воспитатель. Что было бы, если бы дети разбрасывали свои ботиночки куда попало?

Дети. Их нужно бы искать и искать. А мама бы сердилась.

Воспитатель. Да, и ботиночки могли бы на вас обидеться… Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и задул бы сильный ветер?

Дети. Посуды бы упала и разбилась: и чашки, и тарелочки.

Воспитатель. А если бы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?

Дети. Вот тогда всё было бы хорошо. И мама сказала: «Молодец, помощник мой!»

Воспитатель. А теперь сами подумайте и загадайте загадки «Что было бы, если бы. ?».

Публикации по теме:

Подборка словесных игр, стихотворений, опытов «Зимнее ассорти» Данная подборка была использована при реализации проекта «Снеговичок» для младшей возрастной группы. Проект " Снеговичок" есть в моих публикациях.

Картотека грамматических игр Классификация игр по развитию различных сторон грамматического строя речи Грамматические конструкции Игры Падежи: именительный «Живое —.

Картотека игр по ОБЖ «Вызываем службу спасения» Цель: развивать умение детей составлять небольшой рассказ, придерживаясь предложенного плана. Условия игры:.

Картотека прогулок Картотека прогулок в первой младшей группе № 1 Наблюдение за состоянием погоды. Цель: Обратить внимание на красоту зимней природы. Учить.

Картотека словесных логических игр для детей старшего дошкольного возраста Словесные логические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх активно развивается память, внимание, мышление, воображение.

Картотека здоровьесберегающих игр «Утка и кот» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний А уточки, а уточки Все топают по улочке. Идут себе.

Конспект занятия по ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных игр и игровых заданийКонспект занятия по ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных игр и игровых заданий Тема:"Волшебное путешествие в сказку" Цель: закрепление основных разделов программы: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве.

Картотека игр с крышками В методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.

Подборка словесных игр для детей старшего дошкольного возраста Подборка словесных игр для детей старшего дошкольного возраста. «Назови скорей» Цель. Научить детей по сигналу (передачи мяча) называть.

Воспитание самостоятельности мышления у детей старшей группы с помощью словесных дидактических игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <<Детский сад № 96 >> г. Перми Воспитание самостоятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека словесных игр
Опубликовано: 12 марта 2016 в 19:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД