Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики

Кастюнина Юлия
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

• Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.

• Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

• На одном занятии не следует выполнять более двух-трёх упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

• Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый (показ примера: упр. «Качели»). Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалось устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

• Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук ненапряженны и не двигаются).

• При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.

• Инструкции следует давать подробно, например: «Улыбнись; покажи зубки; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком (д-д-д). Проверять выполнение ребёнком упражнения следует так же поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.

• Если звук поставлен, надо постепенно вводить его в речь, т. е. учить правильно, употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.

• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить в начале занятия, в течение трёх-пяти минут.

• При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность: идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

• Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причём новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления.

Организация работы воспитателем:

— рассказывать о новом упражнении используя игровые приёмы;

— показывать его выполнение;

— упражнение выполняют все дети;

— воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)

Упражнение «ЛОШАДКА»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка при этом не вытянут и не заострен. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Язычок трудился и устал,

На лошадке поскакал:

«Цок, цок, цок».

Упражнение «КОМАРИК»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан» (см. ниже).

Язычок я подниму,

За зубки спрячу, удержу

И комариком звенеть начну:

«Дз-з-з-з».

Упражнение «БАРАБАН»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. Язык при произнесении звука [д] упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот.

Язычок мы укрепляем –

В барабан играем:

«Д-д-д-д!»

Упражнение «МОТОРЧИК» (основное упражнение)

Во время длительного произнесения звука д или з (см. упражнения «Барабан», «Комарик») производить частые колебательные движения :

Волшебный ключик я возьму,

Язычок вверх подниму,

Ему немножко помогу

И моторчик заведу:

«Д-д-д, др-р-р-р!»

Упражнение «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

В щеточку язык преврати.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Упражнение «СЧИТАЕМ НИЖИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Язычок лопаткой побывал

И ямку выкопать мечтал.

Каждый зубик посчитал.

Упражнение «ЛЯГУШКА»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам –

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану,

И нисколько не устану.

Упражнение «ХОБОТОК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения «ЛЯГУШКА» - «ХОБОТОК»

На счет «один – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».

Улыбнусь я как лягушка –

Растяну свои губки к ушкам.

А теперь слоненок у меня –

Хоботком губки тяну я.

Упражнение «ЛОПАТКА»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язычок лопаткой положу.

И под счет его я так держу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язычок мы будем расслаблять!

Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК»

Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Ослик встретился в пути,

Предложил нас подвезти.

Язычок наш согласился,

Широко всем улыбался,

Песню он в пути запел:

«Ие! Ие! Ие!»

Упражнение «ТРУБОЧКА»

Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку».

Язычок сложили в «трубочку» -

Стали похожи на дудочку.

Сильно подули,

Даже пушинки все сдули.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Упражнение «ФОКУС»

Положить на самый кончик носа маленький комочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть комочек ваты с кончика носа.

На носик – ватку,

Язычок – наверх.

Подуй хорошенько,

Развесели всех.

Упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Упражнение «ПАРОХОД»

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук [ы]. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!

Упражнение «ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть язык, острым как жало.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

Упражнение «ОКОШКО»

На счет «один» широко открыть рот («окошко» открыто, на счет «два» закрыть рот («окошко» закрыто).

Кто в домике сидит

И в окошечко глядит?

Это язычок сидит

И в окошечко глядит.

Упражнение «ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

Зубки в расческу вдруг превратились

И язычок хорошо причесали,

И тщательно его размяли.

Упражнение «ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «один – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Смотрит влево, смотрит вправо:

Все ли там в порядке?

Упражнение «ТЯНИСЬ ДО НОСА»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Язычок лопаточкой вверх потянем

И до носика достанем.

Упражнение «ТОЛСТЯЧОК»

Надувание обеих щек одновременно. Затем надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

Воздух в ротик набираем,

Щечки сильно надуваем –

Толстячка изображаем.

Воздух держим, не отпускаем.

Упражнение «ХУДЫШКИ»

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

Толстыми щечки были.

Воздух вышел – ой, ой, ой!

Щечки быстро похудели

И худышку получили.

Упражнение «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите.

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Упражнение «МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем –

Маляру мы помогаем.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Рот пошире открываю –

Я зарядку выполняю.

Язычок вверх – вниз поднимаю,

Будто качели я качаю.

Упражнение «Посчитаем верхние зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Публикации по теме:

Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым.

Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастикиДидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию разработку пособия по речевому развитию которое будет полезно для детей.

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики с детьмиКартотека упражнений для артикуляционной гимнастики с детьми Доброго времени суток, дорогие коллеги! Рада поделиться с вами готовой картотекой для проведения артикуляционной гимнастики на музыкальных.

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков [Ш] и [Ж] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики Упражнения для челюстей 1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек. 2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми.

Презентация «Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики» Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. 1. Перед началом занятия создайте.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые.

Занятие «Сказка о веселом язычке» с использованием артикуляционной гимнастики и кинезиологических упражнений По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. - движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 14:48
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста...
Цель : Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании гуашью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Мы - гжельские мастера». Цель: вызвать у детей...