Оксана Ганько
Картотека упражнений для развития психических процессов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека упражнений,
направленных на развитие психических процессов
у детей.
1. «Солнечный зайчик»
2. «Волшебный круг»
3. «Лабиринт»
4. «Назови быстрее»
5. «Посмотри и сосчитай»
6. «Не запутайся»
7. «Асимметричная гимнастика»
8. «Быстрее нарисуй»
9. «Продолжи ряд»
10.«Съешь, вспомни и назови»
11. «Посмотри и назови»
12. «Запомни слова»
13. «Вспомни картинку»
14. «Узнай букву, вспомни, повтори»
Публикация «Картотека упражнений для развития психических процессов у детей» размещена в разделах
15. «Кукловоды»
«Солнечный зайчик»
Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.
Оборудование: лист бумаги, краски.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует на листе бумаги яркое пятно и предлагает детям смотреть на него как можно дольше.
Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.
«Волшебный круг»
Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.
Оборудование: лист бумаги с нарисованным кругом.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку смотреть только на один предмет. Круг можно медленно вращать.
Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.
«Лабиринт»
Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.
Оборудование: карточки с лабиринтом, карандаш.
Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку найти дорожку к чему – либо, т. е. пройти извилистую линию лабиринта. Ребенок вначале может прослеживать дорожку с помощью карандаша или пальца, затем только зрительно.
Речевой материал: сиди спокойно, думай; (в зависимости от изображения на картинке)
«Назови быстрее»
Цели: развивать усидчивость, устойчивость, концентрацию и объем внимания, закреплять знание о числовом ряде, развивать речь.
Оборудование: таблица с нарисованными цифрами.
Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог рисует таблицу с цифрами и предлагает ребенку назвать их по порядку.
Речевой материал: Один, два, три, четыре, пять, шесть, … Сколько, думай внимательно, верно – неверно.
«Посмотри и сосчитай»
( одновременный счет нескольких объектов: грибочков и ягодок)
Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять навык количественного счета, развивать речь.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет картинки с разным количеством предметов и предлагает детям быстро назвать сколько грибочков, а сколько ягодок?
Речевой материал: один, два, три. …., сколько грибочков, сколько ягодок, считай верно, считай быстро, думай, верно – неверно,
«Не запутайся»
Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.
Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.
Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку.
Речевой материал: один, два, три. …., (названия букв, назови цифры, назови буквы, называй верно, говори хорошо, думай, верно – неверно.
«Асимметричная гимнастика»
Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, активизировать двуполярную деятельность мозга.
«Голова – живот»
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить (стучать) по животу.
«Стол – стена»
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой «мыть» стол, другой – «мыть» стену.
«Попробуй напиши»
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой писать «+++++++++++++», другой – «00000000000».
«Попробуй нарисуй»
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку двумя руками рисовать различные геометрические фигуры.
«Быстрее нарисуй»
Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание.
Оборудование: карандаш, таблица с нарисованными знакомыми предметами.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается таблица с изображением по строчкам знакомых предметов и педагог дает задание зачеркивать одни изображения и обводить другие.
Речевой материал: смотри внимательно, обведи, зачеркни, верно – неверно, думай.
«Продолжи ряд»
Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость.
Оборудование: карточки с изображением чередующихся предметов.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается карточка с изображением чередующихся фигур и педагог предлагает ребенку продолжить ряд.
Речевой материал: смотри внимательно, думай, продолжи ряд, начинай, верно – неверно.
«Съешь, вспомни, назови»
Цели: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание, активизировать словарный запас детей.
Оборудование: продукты питания, картинки, таблички.
Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает съесть ребенку 2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности.
Речевой материал: съешь, запомни, что ты ел, назови, скажи, верно – неверно, названия продуктов питания (яблоко, груша, огурец, конфета, печенье, ….).
«Послушай, назови»
Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.
Оборудование: таблички с названиями предметов.
Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.
Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.
«Запомни слова»
Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов на определенную букву, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.
Оборудование: таблички с названиями предметов на определенную букву.
Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.
Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.
«Вспомни картинку»
Цели: развивать зрительную, словесную долговременную память, развивать внимание, учить детей удерживать информацию долгий период времени.
Оборудование: картинка, таблички.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. В начале какого – либо занятия педагог показывает детям картинку или какую либо картинку, делая установку на запоминание, а в конце занятия предлагает ее вспомнить.
Речевой материал: посмотри и запомни, смотри внимательно, вспомни, что ты видел, верно – неверно, молодец.
«Узнай букву, вспомни, повтори»
Цели: развивать тактильную память, внимание, закреплять знание детей о буквах русского языка.
Оборудование: тактильные (объемные буквы).
Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку узнавать на ощупь тактильные буквы, а затем повторить последовательность. С которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность.
Речевой материал: назови буквы, думай хорошо, запомни буквы, повтори. Выложи как было, верно – неверно
«Кукловоды»
Цели: развивать двигательную память, умение ориентироваться в пространстве.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ведет ребенка по какому – либо маршруту, а затем предлагает этот маршрут воспроизвести. Глаза у ребенка могут быть завязанными.
Речевой материал: иди вместе со мной, будь внимателен, запомни, повтори, как ты шел, верно – неверно, молодец.