Рахимова Ирина Равильевна
Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников. Такие игры доступны для любого возраста, их можно проводить и на улице, и в помещении (в музыкальном зале, в групповом комнате). Эти игры не требуют специального инвентаря. Можно использовать подручные средства. Например, вместо коня можно взять гимнастическую палку и "скакать" на ней, как на лошадке. Кроме того, в казачьи играх много мелодичности, они очень музыкальны. Часто игры сопровождаются словами, в которых есть донской говор, есть исконно казачьи слова и выражения. Тем самым дети в игре развивают память, выразительность речи и саму речь, пополняя её новыми словами из казачьего говора.
Публикация «Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества, Картотека казачьих народных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Казачьи подвижные игры, основываясь на быте и традициях донских казаков, имеют важную роль в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помимо развития физических качеств - ловкости, быстроты, координации движений, игры развивают коллективные действия в защите, в атаке уже в дошкольном возрасте, что создает благоприятные условия для дальнейшего обучения спортивным играм.
Предлагаю вашему вниманию подборку игр, в которые играли и играют на Дону.
«КАЗАКИ"
Играющие выбирают себе Атамана, который даё т всем остальным разные задания: приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров, попасть в цель мешочком или другим предметом, проскакать по кругу на "лошади". Затем Атаман называет того, кто лучше всех сделал задание и выбранный становится Атаманом. Игра продолжается.
"ПАПАХА"
Дети выстраиваются в круг. Под музыку по кругу пускается казачья папаха. На ком музыка останавливается, тот должен громко крикнуть:"ЛЮБО!", - и надеть папаху на голову.
"СОКОЛ И ЛЕБЁДУШКА"
Выбираются девочка - Лебёдушка, мальчик - Сокол. Дети стоят в кругу и поют.
Вдоль по бережку Лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Она крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Выходит в центр круга Лебёдушка. Затем выходит Сокол, идёт по кругу.
Дети поют:
Не летай, ясный Сокол, высоко,
Не маши да ты крылами широко.
Лебедь белая совсем недалеко.
Сокол обходит Лебёдушку, приговаривает:
Ты, Лебёдушка, лучше всех,
Ты, Лебёдушка, краше всех.
Я возьму тебя за белое крыло,
За собою уведу да далеко.
Дети:
Ты её, дружок, поймай,
А потом и забирай!
Сокол ловит Лебёдушку. Поймав, ведёт по кругу за руку. Дети поют:
Вдоль по шелковой, по травушке,
По зелёной, по муравушке,
Ведёт Сокол Лебёдушку,
Ведёт белую головушку.
Да по чистому по полюшку
Прямо к синему морюшку.
Сокол и Лебёдушка кланяются.
"САЛКИ"
Выбирают водящего или салку при помощи считалки:
Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Это конь, это конь,
Конь ретивый долгогривый.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки играет.
Все остальные участники игры разбегаются. Салке надо догнать кого-либо из играющих и осалить, запятнать его, т. е. хлопнуть ладонью по спине, руке и т. д.
После этого водящим становится осаленный. Подняв руку, он говорит: «Я — салка!». Пятнать предыдущего салку новому не разрешается.
Игру можно усложнить. Скажем, нельзя пятнать того, кто успеет замереть в какой-нибудь позе, например, припадет к земле, опираясь на ладони и носки вытянутых ног. Или, например, можно спастись в «доме» — специально очерченном круге. Кроме того, пятнать можно не рукой, а мячом.
"КРИВОЙ КОЧЕТ"
("Кочет" - это петух)
Дети образуют круг. Выбирается Кочет. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети стоят на одной ноге, руки на поясе.
Дети: Кривой Кочет, на чём стоишь?
Кочет: На иголочках!
Дети: Как тебе, не колко?
Кочет: На подковках!
Дети отбивают ритм - чередование "кулачки-ладошки".
Дети:
Ступай в кут, там блины пекут.
Там блины пекут, тебе блин дадут.
Кочет ловит детей.
Кого Кочет поймал, им и становится. Игра продолжается.
"ПОДУШЕЧКА"
Все играющие берутся за руки, встают в круг. Один из играющих выходит в круг с маленькой подушечкой думкой, держит её над головой. Дети поют плясовую песню:
Подушечка-раздушечка моя пуховая,
Подушечка-раздушечка моя пуховая.
Ой лели, лели, лели, моя пуховая,
Ой лели, лели, лели, моя пуховая.
Молодушка, молодушка, моя молодая,
Молодушка, молодушка, моя молодая.
Ой лели, лели, лели, моя молодая,
Ой лели, лели, лели, моя молодая.
Кого люблю, кого люблю, того поцелую,
Кого люблю, кого люблю, того поцелую.
Ой лели, лели, лели, того поцелую,
Ой лели, лели, лели, того поцелую.
Подушечку-раздушечку сейчас подарую,
Подушечку-раздушечку сейчас подарую.
Ой лели, лели, лели, сейчас подарую,
Ой лели, лели, лели, сейчас подарую.
Ведущий с подушечкой ходит по кругу, по окончании песни подходит к ребёнку противоположного пола, предлагает взять подушечку. Уже вдвоём они выходят в круг и вместе танцуют. После танца выбранный ребёнок принимает подушечку, а другой становится в круг. Игра продолжается.
"ПЛЕТЕНЬ"
Игроки делятся на 2 или 4 команды. Становятся в шеренги и сплетают руки крест-накрест. Затем каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всему залу или площадке, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
«ЗАРЯ-ЗАРНИЦА».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами Заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.