Конференция «Человек и общество»

Олеся Ивановна Седешева
Конференция «Человек и общество»

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Общение-это главное условие и основной способ жизни человека, только в общении и отношениями с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения.

Отсюда следует, что общение-это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

В современных условиях быстроразвивающегося общества наиболее важно умения взаимодействия в процессе коммуникаций с окружающим миром. Хорошо развитые коммуникативные умения имеют особое значение на всех возрастных этапах формирующейся личности.

Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются, благодаря общению со взрослыми и сверстниками.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение, устанавливают социальные контакты со взрослыми, сверстниками. Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, соотносят свои действия с общественными нормами поведения.

По мнению, Вартанян Г. А., на этом этапе дошкольного детства происходят изменения в эмоциональной сфере, обусловленные появлением новых интересов и потребностей, а также установлением иерархии мотивов.

Каждое новая социальная среда предъявляет ребёнку серьёзные требования, и задача взрослого помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, так как ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим не может.

Вторым важным социальным объединением детей является – школа.

Начальная школа предъявляет такие требования к речевой подготовке, как умение отвечать на вопросы, умение слушать собеседника и в ходе диалога задавать вопросы, при ответе адекватно подбирать языковые средства, умение занять себя, желание вступать в общение, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение произвольно управлять своим поведением.

Л. С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребёнка нужно искать именно в общении ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения,являются: желание длительно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способность к эмоциональному сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.

Личность, у которой высоко развиты такие коммуникативные способности, в психологии определён, как субъект общения. Ребёнок становится субъектом не сразу и не случайно. Его развитие, становление активности, сознательности и самостоятельности происходит совместно с родителями и близкими, а затем с помощью педагога.

По мнению М. И. Лисиной, основным фактором, влияющим на становление дошкольника - субъекта деятельности, выступает общение со взрослыми и сверстниками.

Б. Ф. Ломов подчёркивал, что отличительной характеристикой субъект-субъектного взаимодействия в общении выступает его самостоятельность, индивидуальность и активность. Он считал, что существуют две формы активности субъекта - деятельность и общение.

Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребёнок познает и оценивает самого себя, окружающих, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

Умение общаться положительно влияет: - на взаимодействие с окружающими; - на самооценку ребёнка, еёвнутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, помогает усвоить правила поведения в разных ситуациях общения.

Неумение ребёнка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка со взрослыми:

ситуативно-личностное;

ситуативно-деловое;

внеситуатитвно-познавательное;

внеситуативно-личностное (по М. И. Лисиной).

Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, учитывать характерные формы поведения ребёнка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

И чем раньше начнётся знакомство с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства (вербальные и невербальные, с помощью которых ребёнок сможет выразить себя через речь и понять, что он сам, его собственные мысли, чувства, слова и действия могут быть путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

В контексте общей проблемы развития речи одним из актуальных аспектов её исследования - является формирование коммуникативной готовности детей к школе.

Коммуникативная готовность ребёнка к школьному обучению - рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, включающая в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его взрослых, детей, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку, так

как число его контактов с миром сверстников и взрослых всё увеличивается

(семья, дошкольное учреждение, школа, интернет - пространство, магазины, общественный транспорт). Ребёнок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной атмосферы общения и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

В современных условиях дошкольного образования коммуникативная готовность дошкольников к школе часто остаётся за пределами внимания педагогов,так как большее внимание уделено развитию познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Низкий уровень развития коммуникативных способностей: развитие умений общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, делают процесс формирования коммуникативной готовности к школе является общественно необходимым.

Причина тому:

- теоретическая неподготовленность педагогов, отсутствие в методических разработках взаимосвязи основных компонентов (эмоционального, когнитивного, поведенческого) коммуникативной готовности старших дошкольников к школьному обучению.

- педагогическая некомпетентность родителей по данной проблеме:

1) родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в сообществе сверстников;

2) дети дома больше всего «общаются» с телевизором, смартфоном и прочими девайсами;

3) родители сами не владеют педагогическими знаниями, по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков

Коммуникативная функция общения, наиболее естественная и привычная, не дана человеку от рождения. Ее осваивают также как и любой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером- носителем коммуникативной культуры. Воспитание и умение могут передаваться последующим поколением только через систему живого и непосредственного общения с ними.

Коммуникация включает в себя обмен представлений, идеалами, установками между людьми.

В отечественной психологии термин коммуникация в широком значении этого понятия, выражающая «смысловой аспект социального взаимодействия», и термин «общение» чаще всего употребляется как эквивалентный.

«Такой подход предполагает прежде всего ясное осознание того факта, что коммуникация (общение, есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого»

В последнем психологическом словаре, статья «Коммуникация» ограничивается ссылкой «общение». Близость терминов, «коммуникация» и»общение» подтверждается также наличием в психологической литературе многих синонимических производных и словосочетаний «средства коммуникации» и»средства общения», «коммуникативная потребность» и»потребность в общении».

Массовая коммуникация—сообщение, передача. Систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории и воздействия на поведение, взгляды, убеждения, мнения людей;технически осуществляется с помощью разнообразных средств: социальные сети,ТВ, В социальной психологии массовая коммуникация понимается как одна из форм опосредованного общения.Чаще всего выделяют следующие основные функции массовой коммуникации:

1. Информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности);

2. Регулятивную (формирования общественного сознания, общественного мнения, создания аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль);

3. Культурологическую (ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия).

В идеале массовая коммуникация нацелена на оптимизацию социальной деятельности, консолидацию общества и социализацию индивидов.

В «Словаре массовой коммуникации» Ж. Фаже функции массовой коммуникации определяются на основе предложенного Р.Якобсоном подхода: отправитель (адресант) само выражается (экспрессивная функция, он делает ценностью процесс общения (поэтическая, или эстетическая функция, соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция, входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция).Согласно схеме Лассуэлла,анализ структуры коммуникационного процесса состоит из пяти элементов:

1)кто сообщает? (адресант, коммуникатор);

2)что сообщает? (анализ содержания);

3)по какому каналу? (анализ средств);

4)кому сообщает? (анализ аудитории: адресат, реципиент, коммуникант);

5)с каким успехом? (анализ эффективности). В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения направлены либо к известным адресатам, либо их вероятному множеству,

Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах «коммуникация» рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности, предполагающий активность его участников.

Невербальная коммуникация является важнейшей наряду со звуковой речью средством общения людей.

Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика, жесты, использование предметов.) Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможность общения, часто выразительны и лаконичны. В процессе воспитания и обучения каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации, использует ее в общении

Публикации по теме:

Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество "Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество" Игровая деятельность одновременно является и условием, и средством,.

Детско-родительская конференция «Моя Губаха» Детско-родительская конференция «Моя Губаха» Подготовил педагог высшей квалификационной категории Шукшина ВА. Г Губаха 2019г.

Конференция «Дошкольник и этикет» Дошкольник и этикет Часто одни родители жалуются, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным правилам этикета. Другие,.

Ежегодная конференция «Живая экология»Ежегодная конференция «Живая экология» 12 февраля 2019 года в Центре юных натуралистов города Олонец состоялась традиционная ежегодная конференция «Живая экология». Мероприятие.

Фотоотчёт «Проектно — исследовательская конференция»Фотоотчёт «Проектно — исследовательская конференция» В структурном подразделении «Детский сад с. Заостровье» МБОУ «Заостровская СШ» Архангельской области прошла проектно-исследовательская конференция.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?» Программное содержание: систематизировать представления детей о семье, родственных отношениях, упражнять в подборе определений к существительному,.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?» Программное содержание: расширить представления детей о школе, школьных принадлежностях и их назначении, развивать речь, саморегуляцию,.

«Моя семья». Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Ребёнок и общество» П/з: создать условия для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг.

Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и общество» Тема: «Азбука дорожного движения» Программное содержание: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на дорогах;.

Конференция «Педагогическое самообразование» Педагогическое самообразование Одним из направлений методической работы образовательного учреждения является организация повышения квалификации.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конференция «Человек и общество»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 16:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки