Получи документы

Кейс «Гиперактивный ребёнок. Что делать?»

Людмила Зозулинская
Кейс «Гиперактивный ребёнок. Что делать?»

Содержание работы

1. Актуальность проблемы

2. Признаки гиперактивного ребёнка, причины возникновения проблемы

3. Как помочь гиперактивному ребёнку?

4. Чего не стоит делать родителям

5. Источники информации

1. Актуальность проблемы.

Публикация «Кейс „Гиперактивный ребёнок, Что делать?“» размещена в разделах

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации? Наша тема будет посвящена сегодня именно детской гиперактивности.

Педагоги дошкольных учреждений, учителя младших классов, а так же и родители довольно часто в последнее время встречаются с нарушениями в поведении у детей. Такие дети требуют повышенного внимания со стороны взрослых и особого подхода в воспитании. Нарушения в поведении могут быть вызваны различными причинами, и одной из них является диагноз «гиперактивность». В переводе с лат. «активный» означает деятельный, действенный. «Гипер» с греч., над, сверху – указывает на превышение нормы. Таким образом, гиперактивный ребенок отличается несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитием внимания, проявлением импульсивности. Не смотря на то, что проблемой гиперактивных детей занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, неврологи) актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время бытует мнение среди педагогов и родителей, что гиперакивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Неугомонные непоседы, которым не сидится на месте, гиперактивные дети, неспособные сосредоточиться, известны любому специалисту. Родители жалуются, что они непослушны, иногда просто неуправляемы. Учителя заявляют, что они неудержимы, все сносят на своем пути, игнорируя требования соблюдать дисциплину.

Они не поддаются социализации, плохо адаптируются в детском саду и школе. Они – источник постоянных конфликтов и недоразумений. Окружающие считают их плохо воспитанными. Бабушки и дедушки отказываются брать их на выходные.

Современное общество, родители и педагоги нетерпимы к гиперактивным детям. Темп жизни постоянно возрастает. Выдвигаются требования ранней социализации. Дошкольные учреждения и младшая школа повышают требования к самостоятельности и мотивированности учеников в образовательном процессе. В воспитании преобладают вербальность и морализм при одновременном уменьшении терпимости к «детским ошибкам», проказам и шалостям. В такой школе нет места для детей эмоционально незрелых, гиперактивных и импульсивных.

Стремясь справиться с полученным в школе заданием, гиперактивный ребенок тратит неимоверное количество усилий, но, к сожалению, нередко достигает при этом очень скромных по сравнению со сверстниками результатов. Он не может надолго сосредоточиться, терпеливо выслушать объяснения учителя, последовательно выполнить задания, подавляя импульсивно возникающие желания. Очень часто гиперактивный ребенок не в состоянии высидеть за партой целый урок. В школе, дома, при общении со сверстниками на улице его просто преследуют несчастные случаи.

Из-за неспособности освоить разнообразные правила и следовать им такой ребенок невольно становится нарушителем дисциплины, вызывая неудовольствие как родителей, так и учителей и воспитателей.

Следствием плохой адаптации гиперактивного ребенка к школе становятся проблемы эмоционального плана: чувство страха, угнетенность, низкая самооценка. Гиперактивного ребенка беспокоит антипатия окружающих, причины которой он не может понять.

В полном объеме поведенческие отклонения выявляются лишь в ходе длительного и тщательного обследования ребенка. Часто в незнакомой ситуации, например в кабинете врача или школьного психолога, двигательная расторможенность и нарушения концентрационной функции внимания у ребенка не проявляется ярко.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Летняя симфония

Зарегистрирован 08.11.02

Сообщения: 10774

В дневниках: 10985

Откуда: Новосибирск, пр. Дзержинского Добавлено: Чт Сен 14, 2006 23:54

___

И у меня нечто похожее. В группе: воспитательница читает книги, все сидят на стульчиках (на ковре, мой - катает машины в другом углу группы. Его даже не пытаются усадить (и то хорошо) - все равно бесполезно.

На прогулках - кошмар. Тоже убегает с участка (ковыряние лопаткой земли не вдохновляет абсолютно). Его ловят, он - в слезы. Так всю прогулку и истерит, на волю рвется. Надеюсь, что привыкнет когда-нибудь. А что еще остается?

___

Гиперактивные дети и детский сад.

apkot@ukr.net Четверг 7 Фев в 14:02

Сообщений: 2

Как показала практика, для таких детей детских садов в нашей стране просто не существует. В Минобразования эта проблема никого не волнует. Приведя ребенка в сад, мы в 9 случаев из 10 наталкиваемся на травлю такого особенного ребенка как другими детьми, так и воспитателями. Никого не волнуют диагнозы и зачастую недалекие педагоги списывают все исключительно на "непослушность и невоспитанность ребенка". И получается замкнутый круг, когда с одной стороны гиперактивный ребенок очень нуждается в социализации, общении со сверстниками, ведь впереди школа и жестокие правила взрослой жизни. С другой стороны, обычный садик легко может закончится сломленной психикой.

Так к чему я веду? А к тому, что волей-неволей напрашивается вывод, что спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Мамы и папы, бабушки и дедушки особенных детей, давайте что-то делать! Давайте организовываться и думать о большом, страшном на первый взгляд, но очень нужном деле - детский сад для гиперактивных. Государству на нас плевать. И кому как не нам позаботиться о наших детях. Я знаю, я не одинока в этой проблеме. Потому ищу энтузиастов и борцов за будущее своих детей. Давайте попробуем создать в Киеве частный детский сад!

Я понимаю, многие сейчас скажут, что нет денег, все сложно и т. д. Но я верю, что при большом желании можно найти и финансирование и специалистов и помещение и все-все в чем нуждаются наши дети.

Гиперактивный ребенок в детском саду

автор fly777al в Чт 16 Сен 2010, 16:57

Здравствуйте! Мне очень необходима ваша помощь! Моему сыну пять с половиной лет. Вырос он в военной семье, т. е. нам как никому неповезло с переводами по месту работы папы. В результате ребенок за 3,5 года сменил 6 садиков. Между переходами в новые детские сады по несколько месяцев находился дома, т. к. переезд в новый город, прописка, поиск ближайшего садика, в котором есть место, оформление документов занимают много времени. К тому же ребенку был поставлен диагноз СДВГ. Я перечитала кучу методичекой литературы по этому поводу. Наблюдаемся у психологов и неврологов с 2-х лет. В данный момент, уже переехав в Оренбург в ноябре 2009г, невролог собирается снять с нас этот диагноз, а психотерапевт говорит о недозревшей еще нервной системе, но утверждает, что наш случай не так уж запущен, как бывает! Медикоментозное лечение мы получаем. Но вот, 2 месяца назад пришлось снова перевести ребенка в другой детский сад (недалеко от дома, в связи с моей беременностью. У нас уже почти все проблемы исчезли, но с переходом в этот сад они возобновились. А еще год назад у нас умерла дочь, и у сына на этой почве был сильнейший стресс. Я понимаю, что все это только усугубляет его поведение. Подскажите, пожалуйста, как нам себя вести с ребенком. Проблемы отношения его со сверстниками в новом саду воспитатели в силу своей некомпетентности или не желания разрешать не хотят. Просто сваливают всю вину на ребенка, никак не помогают ему адаптироваться, постоянно жалуются на неусидчивость. Он начинает неадекватно вести себя с детьми в группе: обсыпает песком, снимает шапки, отбирает игрушки. Друзей в этой группе у него нет. В сад отказывается ходить. Чего с предыдущим садом у нас не было! Он мне говорит, что его мальчики там бьют, воспитатели говорят, что он их бьет. И что у них, видите ли, много человек в группе, и они не могут уделить лишнее внимание одному! Хотя не видела, чтоб они так были заняты. На улице дети гуляют, а они с другими воспит в кучке разговаривают. Причем совершенно спокойно прервав общение со мной могут поговорить по моб телефону (если он зазвонил) со своими родственниками на бытовые темы! Что я считаю неприемлемым в рабочее время! Группа подготовительная. Все дети в ней с самого начала ходят. Новеньких двое - вместе с моим. Коллектив сплоченный. Как помочь сыну адаптироваться? Какие рекомендации дать воспитателям? Я сама с педагогическим образованием и не согласна с жалобами воспитателей. Считаю, что к каждому ребенку должен быть личностно-ориентированный подход. Что атмосфера и взаимоотношения детей в группе зависят от воспитателя. Скажите как мне себя вести? Как относиться к проказам ребенка, если я не знаю причины его такого поведения! Наказывать его или нет? Как помочь ему подружиться с кем - нибудь в группе? При мне, во дворе он никогда себя так не вел, абсолютно адекватно и нормально играет с детьми, никого не бьет и не обсыпает песком! Но бывали моменты, когда дети его не принимали к себе (на каруселях и т. д.) Его это обижало и он настаивал просто на своем! Как помочь ребенку существовать в социуме и что делать с садиком?

Спасибо!

2. Признаки гиперактивного ребёнка

Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем», «весь на шарнирах». Особенно непослушными являются руки гиперактивного ребенка, поскольку они все время что-то трогают, ломают, бросают. Такой ребенок постоянно находится в движении, он не может спокойно ходить, постоянно куда-то бежит, прыгает. Такие дети очень любопытны, но их любопытство сиюминутно, они не стараются увидеть больше, поэтому редко улавливают суть. Любознательность гиперактивному ребенку не свойственна, он совсем не задает вопросов «почему», «зачем». Но если вдруг задает, то забывает выслушать ответ на него. Несмотря на постоянное движение, в котором находится ребенок, все же у него существуют некоторые нарушения координации: неловок, неуклюж, в движении часто роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело гиперактивного ребенка постоянно в синяках, царапинах и шишках, но вывода из этого он не делает, и снова набивает шишки на том же самом месте. Характерными чертами поведения такого ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность. Такой ребенок часто оказывается в центре событий, поскольку он самый шумный. Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Ребенок не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна. Обычно такой ребенок в дневные часы не спит, даже в младенчестве, ночной же сон очень беспокойный. Находясь в общественных местах, такие дети сразу привлекают к себе внимание, поскольку все время что-то хватают, трогают и совершенно не слушают родителей. Родителям гиперактивных детей очень трудно с самого первого его дня жизни. Необходимо постоянно находиться рядом с таким ребенком и следить за каждым его шагом.

Гиперактивность ребенка часто замечается взрослыми в дошкольном возрасте, лет с четырех. Как правило, дома гиперактивных детей часто сравнивают со старшими братьями или сестрами, знакомыми сверстниками, (от чего они очень страдают, у которых образцовое поведение и хорошая успеваемость в школе. Родителей, как правило, раздражает их навязчивость,, которые в основном являются результатом невнимательности, недисциплинированность, беспокойность, неаккуратность, эмоциональная неустойчивость. Гиперактивные дети не могут с ответственностью подходить к выполнению каких-либо поручений, помогать родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Со временем ситуация только ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. Возникают трудности в освоении школьной программы, отсюда слабая успеваемость, неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, а также усиливается нарушения в поведении. Часто именно в школе обнаруживается нарушение внимания, поскольку оно является приоритетным в процессе обучения. Однако, несмотря на все это, гиперактивные дети интеллектуально хорошо развиты, об этом говорят результаты тестирований. Но во время занятий гиперактивный ребенок испытывает трудности в выполнении заданий, поскольку ему сложно сосредоточиться, организовать свою работу. Гиперактивные дети довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. Обычно их работы выглядят неряшливо, с большим количеством ошибок.

Гиперактивным детям часто свойственна импульсивность, которая проявляется в том, что ребенок часто что-то делает не подумав, на занятиях он не может дождаться своей очереди, постоянно перебивает других, часто отвечает невпопад на задаваемый вопрос, поскольку не выслушивает его до конца. Во время игр со сверстниками часто не следует правилам, из-за чего возни кают конфликтные ситуации с участниками игр. Гиперактивные дети из-за своей импульсивности склонны к травматизации, поскольку не думают о последствиях своих поступков.

Гипеактивный ребенок с нарушением функции внимания несобран, не в силах самостоятельно довести выполнение задания до конца, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, которая не приносит сиюминутного удовлетворения, часто отвлекается с одного занятия на другое.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает. Но нарушения функции внимания и импульсивность, как правило, сохраняются вплоть до взрослого возраста. Однако при этом возможно нарастание нарушений функции поведения, агрессивности, сложностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

Причины гиперактивности.

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

- генетические (наследственная предрасположенность);

- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

3. Как помочь гиперактивному ребенку?

Соблюдайте нижеприведенные рекомендации для того, чтобы помочь малышу стать более собранным и направить его энергию в «мирное» русло.

1. Ребенок не должен испытывать тактильного «голодания», а значит, как можно чаще обнимайте, гладьте, целуйте и прижимайте его к себе. Поглаживания, растирания, легкие касания и общий массаж без энергичных приемов (похлопывания, щипки и тому подобное) прекрасно успокоят и расслабят непоседу.

2. Все попытки ребенка заняться каким-либо делом, требующим от него усидчивости и концентрации, должны обязательно подкрепляться похвалой с вашей стороны. Малышу также помогут четкие и короткие инструкции, так что во время его занятий старайтесь быть поблизости, чтобы своевременно поддержать его внимание.

3. В игровых занятиях надолго удержать внимание ребенка помогут ваши артистические способности. Учитесь воплощаться в различных сказочных героев, подражать животным, модулировать голосом, изображая тех или иных персонажей, «озвучивайте» игрушки и просто предметы из окружения — все это поможет вам увлечь малыша. Не забывайте о перевоплощении (играйте голосом, когда читаете сказки.

4. Внимательно наблюдайте за естественным биоритмом ребенка, чтобы выбрать оптимальное время для занятий. Чаще всего более плодотворны утренние занятия, поскольку в это время малышу гораздо легче сосредоточиться. Однако это наблюдение не обязательно относится к вашему непоседе, так что он, возможно, предпочтет соединить занятие с вечерней прогулкой.

5. Заняв малыша каким-либо делом, постарайтесь не пропустить момент, когда он начинает уставать или отвлекаться (это может произойти уже через 5 минут). Обязательно дайте ему возможность активно подвигаться, разрядиться и только потом мягко, но настойчиво верните его к начатому. Малыш будет увлеченно продолжать то, что начал, если вы в это время расскажете ему что-нибудь интересное или увлекательное, например сказку про разбросанные игрушки или поучительную историю из своего детства.

6. Похвалы и обещанные вознаграждения не стоит надолго откладывать. Сдерживая свое слово, вы личным примером будете побуждать ребенка действовать так же.

7. Чтобы упорядочить хаотичную деятельность ребенка, определите для него цель, выяснив ее у самого же малыша при помощи множества вопросов. При этом обратите внимание, что вопросы «где?» и «куда?» не подойдут для тех, кому нет еще двух лет, а «почему?» и «зачем?» годятся только для трехлеток и тех, кто постарше.

8. Координируя деятельность малыша, не лишайте его выбора. Всегда спрашивайте его, во что он собирается играть или чем решил заняться. Ваша задача — просто помочь ребенку как можно дольше сохранять интерес к тому, что он решил делать. Помните, что даже полминуты, добавившиеся к привычной длительности занятия, — это уже успех.

9. В воду для вечернего купания полезно добавлять отвары лекарственных трав или травяных сборов с успокаивающим действием (мята, мелисса лимонная, валериана, лаванда, ромашка, 1-2 капли лавандового масла (если исключена вероятность аллергической реакции) или пенку для ванны с экстрактами упомянутых лекарственных растений.

4. Чего не стоит делать родителям.

Чтобы не усугубить психическое состояние своего малыша, избегайте следующих вещей:

1. Чрезмерно увлекаться различными методиками раннего развития и загружать малыша интеллектуальными задачами и сложными физическими упражнениями. Есть опасность, что этим вы отобьете у малыша охоту чем-либо заниматься в дальнейшем.

2. Пытаться усмирить его повышенной требовательностью и лишать заслуженной похвалы, если ребенку все же удалось немного упорядочить свои действия и он собрал все игрушки, увлеченно помогал вам лепить пельмени или ни с кем не рассорился во дворе.

3. Срываться на ребенке, если он своими шалостями окончательно вывел вас из терпения. Всегда напоминайте себе, что вас злит не малыш, а его поступки. Гнев — это ваше поражение, в гневе вы фактически беспомощны, хотя и опасны для своего ребенка. Если конфликтная ситуация произошла в общественном месте, не дайте себе «завестись» из-за недовольства окружающих. Хладнокровие сохранит вашу способность быстро реагировать, маневрировать и переключать активность ребенка.

4. Подавлять природную подвижность и живость ребенка. Если вы не уверены, что справитесь со своим чадом «мирным путем», на первых порах избегайте ситуаций, требующих от ребенка бездействия или ограничивающих свободу действия и перемещения:

• долгих телефонных разговоров — вы всё сможете обсудить вечером или когда с малышом будет кто-нибудь из домашних;

• длительных поездок в общественном транспорте — такси (возможно, на часть маршрута) хоть и обойдется дороже, однако и вы и малыш сбережете силы и хорошее настроение;

• очередей — по возможности договаривайтесь о предварительной записи на прием или время от времени покидайте помещение, чтобы где-нибудь пройтись и развлечь ребенка;

• долговременных походов по магазинам или на рынок — поручайте основную часть покупок домашним или доверьте присмотр за ребенком близким при условии, что малыш спокойно переносит ваше отсутствие в течение 2-3 часов.

5. Источники информации

1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или всё о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001

2. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М. : Школа-Пресс, 2001.

3. Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети : психолого-педагогическая помощь. – СПб. : Речь, 2007.

4. Шишова Т. Гиперактивный ребенок //Будь здоров. -2005.-№12.-С. 72-76

5. Сайт Просто-Мария. ру

6. Сайт Малютка

7. Сайт www.adhd-kids.narod.ru

Публикации по теме:

Что делать, если ребёнок боится темноты? Что делать, если ребенок боится темноты?Боязнь темноты - один из видов детских страхов. Он начинается в том возрасте, когда воображение.

Детские истерики. Что делать? папка-передвижка, консультация для родителей. Наверняка каждый родитель хоть раз сталкивался с детскими истериками. Они появляются, кажется,.

Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что нельзя делать в лесу?»Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что нельзя делать в лесу?» Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что нельзя делать в лесу?» Цель: Формировать.

Консультация для родителей: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» Консультация для родителей: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» Подготовила: Коновалова Наталья Михайловна, воспитатель.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Понятие "гиперактивность" В последнее время мы всё чаще слышим о синдроме дефицита внимания и двигательной активности (СДВГ, который определяется.

Консультация для воспитателей ДОУ «Что делать если ребенок перебивает» Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией. Особенно, когда малышу очень хочется.

Консультация для родителей и воспитателей «Первая помощь, или Что делать до прихода врача» Первая помощь или что делать до прихода врача! Здоровый ребенок отличается правильным физическим и психическим развитием, у него обычно.

Применение «Кейс-технологий» в ДОУ. Технология «Кейс-ситуации-иллюстрации»Применение «Кейс-технологий» в ДОУ. Технология «Кейс-ситуации-иллюстрации» Кейс-метод (стади)-интерактивная техника обучения, использующая описание реальных или вымышленных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается.

Проект «Что нужно делать, чтобы не заболеть» Цель: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни. 2. Подвести к осознанному потребностью ребенка о своем здоровье. 3. Учить детей оценивать.

Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает»Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает» Семинар — практикум для родителей: «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает» Цель: активизация и обогащение воспитательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кейс «Гиперактивный ребёнок. Что делать?»
Опубликовано: 24 сентября 2017 в 13:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кейс «Гиперактивный ребёнок. Что делать?»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Зозулинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД