МААМ-картинки

Конспект занятия «Сказка А. С. Пушкина в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Галина Гуляева
Конспект занятия «Сказка А. С. Пушкина в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Тема занятия :

Классики детям: «Сказка А. С. Пушкина в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

(укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») — сказка в стихах А. С. Пушкина.

Публикация «Конспект занятия „Сказка А, С, Пушкина в опере Н, А, Римского-Корсакова „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах

Создана в 1831 году, а впервые издана через год.

Цель:

* приобщение воспитанников к музыкальной культуре через оперу Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Задачи:

*знакомить детей с произведением крупного жанра - оперой;

*воспитание положительного отношения к высокохудожественным произведениям музыкального и художественно – поэтического искусства;

*закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке; *обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить их со сказочными образами музыкальных произведений Римского-Корсакова;

*учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, средствами выразительности, используемыми в сказке и опере;

* активизировать воображение, музыкальную память, тембровый слух;

*побуждать высказываться о прослушанной музыке;

*развивать речь детей, через художественное прочтение отрывков из произведения;

*выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в пластике и рисунке.

Красивую сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде», композитор Н. А. Римский – Корсаков передал в своей музыке через оперу «Сказка о царе Салтане». Эта опера стала доступной для самых юных зрителей. В спектакле по сказке А. С. Пушкина объединились все средства театральной выразительности, придав ей динамизм и яркость. На сцене в танце ожили: Шмель, Белочка, и Лебедь. Интересное художественное воплощение получили образы тридцати трех богатырей. Красочность декораций и костюмов постановки сочетается с сочными музыкальными образами прославленной оперы, приобщая к классическому искусству самую широкую детскую аудиторию.

Ход занятия.

Звучит мелодия увертюры, которая льется безмятежно песней старшей и средней сестер, завязывается беседа ворчливой Бабарихи с лирической мелодией младшей сестры Милитрисы.

Музыкальный руководитель: (Показ иллюстрации к этим строчкам)

Ребята, скажите из какой сказки эти сроки :

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Ответ детей: «Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне Салтановиче».

Музыкальный руководитель: Вы все знаете эту сказку?

Ответ детей:

Музыкальный руководитель: А кто написал эту сказку?

Ответ детей: А. С. Пушкин.

Музыкальный руководитель (показывает портрет великого русского писателя А. С. Пушкина)

Муз. рук: показываед другой потрет (Н. А. Римского-Корсакова) :

Ребята, кто знает, кто изображен на этом портрете?

Ответ детей:

Муз. рук: Это тоже великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков. Он написал музыку к опере на сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». И сегодня мы будем с вами рассказывать её и слушать музыку двух великих русских классиков.

Муз. рук: А что случилось в сказке дальше?

(Дети пересказывают начало сказки).

Муз. рук:Помните — царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости.

Когда царь Салтан уехал на войну, царица родила сына. Злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

Ребенок читает отрывок:

«Родила царица в ночь,

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку».

А дальше по приказу царя (показ иллюстрации из книги)

«И царицу в тот же час,

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили,

И пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан».

Муз. рук: Композитор Римский- Корсаков изобразил при помощи музыки грозное море, холодный блеск звезд.

(Звучит тема бочки) (показ иллюстрации)

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Муз. рук: о чём повествует сказка дальше?

Ответ детей:

Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Здесь он встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведет Гвидона с Царицей в сказочный город. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к своему отцу в Тмутараканское царство.

Муз. рук: Давайте послушаем, как изобразил образ шмеля композитор. Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах — на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная».

Дети слушают пьесу «Поле шмеля» (показ иллюстрации)

Муз. рук: Ребята, вы наверное заметили. что это не назойливое гудение, а ликующее, радостное. А почему? Кто помнит?

Ответ детей: Он очень тосковал по своему отцу — царю Салтану, хотел повидать родные края. Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему полет шмеля звучит так радостно.

Муз. рук: А кто нам изобразит под музыку полет шмеля?

(Ребенок показывает этюд «Полет шмеля»)

Муз. рук: Молодец! И что же услышал царевич Гвидон?

Ответ детей: Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на волшебном острове Буяне, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о тридцати трех богатырях, выходящих из морской пучины, о прекрасной Царевне-лебеди.

Муз. рук: А сейчас, мы с вами послушаем, из этой оперы музыкальные фрагменты, которые называются «Три чуда».

Первое чудо.

Вот как описывает его А. С. Пушкин :

Ребенок читает отрывок из сказки : (показ иллюстрации)

Есть там белка, что при всех.

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой, рассказал нам о чудесах острова Буяна.

Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется легкой и подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде», которую композитор поручает флейте-пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных.

(показ картинок с изображением этих музыкальных инструментов)

Звучит музыка Белочки.

Чудо второе:

Ребенок читает:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо.

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор

(Звучит музыка Богатырей) (показ иллюстрации 33 Богатырей)

Муз. рук: В этом чуде, в сопровождении симфонического оркестра, создаётся впечатление рокота морских волн. Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.

Третье чудо:

Читает ребенок: (показ иллюстраций образа Лебедя – птицы)

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Муз. рук: Так поэт А. С. Пушкин описывает красоту Царевны – Лебедя.

А так композитор рисует образ Царевны-лебедя, нежные, мягкие, размеренные аккорды идут на фоне спокойного восходящего движения у арф. Эта тема сменяется причудливым мелодическим рисунком солирующих скрипок.

Муз. рук: Кто из девочек изобразит нам образ лебедя?

Импровизация образа Лебедя.

Муз. рук: Молодец! Как точно передала характер Лебедя.

Что же случилось далее?

Ответ детей:

Муз. рук: Конечно, как и в каждой сказке, здесь все окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестер — повариху и ткачиху. Сказка закончилась веселым пиром.

Показ иллюстраций свадебный пир.

Звучит финальная музыка: торжественная, радостная, ликующая мелодия фанфар.

Муз. рук: А сейчас, я предлагаю вам нарисовать понравившиеся эпизоды из прослушанной вами сказки.

Публикации по теме:

«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде» в рамках проекта «Этот удивительный подводный мир»«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде» в рамках проекта «Этот удивительный подводный мир» В середине марта, после всех хлопот, связанных с праздником для мам и бабушек, стартовал в нашей группе новый познавательный проект «Этот.

Дом-музей Римского-КорсаковаДом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.

Фотоотчет «Моя любимая сказка А. С. Пушкина»Фотоотчет «Моя любимая сказка А. С. Пушкина» Фотоотчет " Моя любимая сказка А. С. Пушкина Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня 218 - ая годовщина со дня рождения великого.

К Дню рождения А. С. Пушкина. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»К Дню рождения А. С. Пушкина. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: продолжать знакомить детей с биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке». Задачи: Углублять и расширять знания.

Конспект музыкального занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказке А. С. Пушкина для старшей группы Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии.

Макет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллективная работаМакет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллективная работа Ко Дню рождения А. С. Пушкина мы с детьми изготовили макет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Назначение.

Мастер-класс по объемной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. ПушкинаМастер-класс по объемной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон. Видно на море не тихо; Смотрит - видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун.

Оформление выставки детских работ «Сказка, сказка, сказка…»Оформление выставки детских работ «Сказка, сказка, сказка…» В нашем замечательном дошкольном учреждении прошла тематическая неделя по сказкам. В каждой возрастной группе воспитатели, учителя-дефектологи,.

«Приходи к нам, сказка». Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А. С. Пушкина Звучит музыка. Дети входят в зал и проходят к своим местам. Воспитатель предлагает детям сесть. - Ребята, сегодня у нас с вами праздник.

Театрализованное представление по произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»Театрализованное представление по произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» В 2019 году исполняется 185 лет произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Мы с ребятами нашей группы решили отметить это событие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Сказка А. С. Пушкина в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 15:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД