Папки-передвижки

Классный час из цикла «Балерины — звезды кино: «Прекрасная Царевна-Лебедь»

Татьяна Светкина
Классный час из цикла «Балерины — звезды кино: «Прекрасная Царевна-Лебедь»

Классный час из цикла Балерины - звезды кино: «Прекрасная Царевна-Лебедь».

Цели и задачи:

1) Формировать любовь к выбранной профессии.

2) Вдохновлять на целеустремленность и выдержку в нелегком труде, постоянных ограничениях, связанных с будущей профессией и обучением ей.

3) Прививать общечеловеческие и духовно-нравственные ценности.

4) Воспитывать гармонично развитую личность средствами искусства: поэзия, живопись, музыка, танец, киноискусство.

Публикация «Классный час из цикла „Балерины — звезды кино: „Прекрасная Царевна-Лебедь“» размещена в разделах

Сегодня наш первый классный час на тему «Балерины - звезды кино» и говорить мы будем об удивительном, прекрасном, загадочном персонаже и балерине, сыгравшей этого персонажа в кино.

Послушайте отрывок из произведения и скажите, о ком идет речь, как называется это произведение и кто его автор.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Героиня сказки А. С. Пушкина, прекрасная царевна Лебедь — поэтический образ прекрасной Девы из древнерусского фольклора, возникающей из глубины морских вод и белоснежной морской пены. Она считается главным женским образом поэтического произведения. Героиня эта фантастична. Царевна живет где-то за морем и поражает всех своей красотой: «Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает». Прекрасны у царевны и речь, и походка. Царевна-Лебедь грациозна, благородна, женственна и изящна. В ней отражен настоящий идеал как внешних, так и внутренних качеств. Она умеет быть благодарной, за свое спасение дарит князю Гвидону различные чудеса: город на острове, волшебную белочку, сражу из морских богатырей. Царевна очень чуткая к чужому горю и милосердная, она помогает князю воссоединиться со своим отцом-царем Салтаном. На протяжении всей истории царевна совершает только добрые, бескорыстные и благородные поступки. Как она ласково и учтиво обращается всегда к князю: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный», «Князь, душа моя». Когда князь кручинится, утешает его и дает советы. Она очень скромна и предстает перед князем во всей своей красе только тогда, когда он просит ее об этом. Царевна-Лебедь обладает еще таким редким и ценным качеством как искренность. Когда Гвидон захотел жениться на прекрасной царевне, она открыто дала ему понять, что у нее есть характер, благородство и свои принципы:

«Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь,

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом —

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом»

И ко всему выше сказанному, царевна очень необычна: «Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

А. С. Пушкин любуется, созданным им творением. Его Царевна – Лебедь лишена недостатков. Она воплощение красоты, доброты, нежности и житейской мудрости, присущей всем героиням русских народных сказок.

Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его сына Гвидона. Писатель, находясь в ссылке в селе Михайловском, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.

Царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.

Царевна – Лебедь, живущая на острове Буян, — собирательный образ. Она впитала черты трех красавиц из русских сказаний. Она умна, как Софья Премудрая. Красива, как Елена Прекрасная. Приходится сестрой 33 морским богатырям, племянницей Дядьки Черномора, наследующей богатства царя морского, как Василиса Премудрая.

Настолько восхитительным получился у А. С. Пушкина образ прекрасной девы Царевны-Лебедь, что он вдохновлял и вдохновляет по сей день художников, музыкантов к созданию своих произведений.

По мотивам сказки в конце 19 века композитор Николай Римский-Корсаков создал чудесную оперу. В 1928 году на эту музыку был поставлен балет «Царевна-Лебедь».

Образ царевны Лебеди вошел в достояние изобразительного искусства России. В 1900 году художник Михаил Врубель написал картину, на которой сказочный персонаж предстает в белокрылом одеянии.

Рассматривание картины и обсуждение.

Девушка смотрит на зрителя прощальным взглядом, наполненным добротой и грустью

Два природных начала - холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое - привлекали художника в этом образе. Сказочность, чудесное сочетание несочетаемого - стали главными идеями художника. Художнику удалось передать самый чудесный момент - превращение. Стоит внимательно вглядеться в лицо героини: ее большие выразительные глаза уже чем-то напоминают птичьи, губы через мгновение превратятся в клюв. Шикарен перьевой наряд Царевны. Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков. Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Невозможно оторваться от взгляда Царевны. Ожидая чуда, она словно приглашает всех желающих разделить с ней все волшебство момента.

Работа М. Врубеля была куплена меценатом Морозовым, а в Третьяковку попала по завещанию коллекционера. Два подробных эскиза к картине хранятся в Государственном Русском музее в Петербурге.

До сих пор художников и фотографов вдохновляет прекрасный образ Царевны –Лебедь.

Просмотр слайдов с изображением Царевны - Лебедь под музыку из сюиты «Три чуда» -тема Царевны - Лебедь (Н. Римский-Корсаков, опера «Сказка о Царе Салтане»).

В 1943 году появился мультфильм «Сказка о царе Салтане», повторенный второй раз в 1984 году. В результате обращение кинематографа к этому произведению А. С. Пушкина уже имело некоторые традиции.

Художественный фильм, поставленный знаменитым режиссёром Александром Лукичом Птушко на студии «Мосфильм» в 1966 явился самым ярким экранным воплощением этой сказки. В соавторы А. Л. Птушко пригласил Игоря Гейлина, который стал оператором фильма. Они вместе написали сценарий и в 1965 году приступили к съемкам великолепного, любимого всеми поколениями по сей день фильма "Сказка о царе Салтане».

Им долго не удавалось найти подходящую актрису на роль Царевны -Лебедь. Найти актрису, соответствующую идеальной деве непросто. Вспомним детали портрета Царевны - Лебедь: легкий стан, грациозная осанка, длинная коса, под которой блестит месяц, звезда, горящая во лбу, журчащий, как ручеек, голос, нежные руки. Девушка нужна была молодая, красивая, грациозная и выносливая. Дочь и помощница режиссера Наталия Птушко нашла подходящую кандидатуру, ею оказалась Ксения Рябинкина - юная начинающая балерина Большого театра.

К началу съемок Ксении было 19 лет. Увидев ее впервые, оператор Игорь Гейлин сказал, что она похожа на птицу и сразу Ксения была утвердена на эту роль (портрет Ксении Рябинкиной в образе Царевны-Лебедь).

Кто же такая, Ксения Львовна Рябинкина? Она является артисткой балета, педагогом, солисткой Большого театра, а также великолепной киноактрисой. Ксения родилась 4 сентября 1945 г. в талантливой, артистической семье. Её отцом был известный ученый Лев Александрович Рябинкин, а матерью балерина Александра Сергеевна Цабель. Её старшая сестра — Елена, известная балерина Большого театра. Она первая начала заниматься балетом и добилась большего успеха, чем Ксения. Ксения окончила Московское хореографическое училище при Большом театре в 1964 году, по 1985 год была солисткой балета Большого театра. Первый год работы в театре начинала танцевать в кордебалете, как и все юные балерины. Ей это не нравилось, казалось очень скучным. В этот же год она и начала сниматься в фильме А. Л. Птушко «Сказка о царе Салтане».

Ответственность и нагрузка были невероятно большими. Многие сцены с Царевной-Лебедь снимались на студии в Москве, где один из павильонов превратили в неглубокое, но весьма большое озеро. Также съемки фильма проходили в Крыму под Севастополем возле древнего Херсонеса и под Москвой. Под Херсонесом были построены декорации двух городов: Царя Салтана и князя Гвидона. Конечно, в фильме много комбинированных съемок. Но это само собой понятно, иначе как добиться сказочного эффекта многих сцен. Сказки, тем более волшебные было снимать невероятно трудно в то время. В 1965 году не существовало компьютерной графики и все приходилось снимать на натуре. Жила съемочная группа в Севастополе и каждый день с раннего утра, пока еще не наступала обычная в это время жара, отправлялась к месту съемок. Вначале к делу приступали костюмеры, одевавшие героев в сказочные наряды, а за ними гримеры. И после этого начинались съемки, которые продолжались целый день с небольшим перерывом на обед. Но актеры оставались в костюмах и гриме, который периодически приходилось поправлять. По многу раз приходилось переснимать некоторые эпизоды пока не удавалось добиться необходимого. В некоторых случаях, чтобы создать впечатление нереальности, сказочности, специальными приборами напускали на площадку туман, создавая некоторые спецэфекты. Поздно вечером, после девяти, когда наступала вечерняя прохлада, все уставшие возвращались в Севастополь в гостиницу. Вот такая нагрузка легла на плечи юной 19-летней девушки. Но балеринам не привыкать к выдержке, терпению, многочасовому труду.

Большой вклад в создании образов героев фильма внесла художник по костюмам Ольга Семеновна Кручинина. Что касается персонажа "Царевна - Лебедь", то создатели фильма сознательно ушли от известного врубелевского образа. Силуэт заколдованной Царевны у Птушко - изящный, пластичный, лебединый. Ольга Семеновна еще более визуально удлинила шею актрисы у-образным вырезом. Само платье простое по фасону, сшито из нескольких слоев полупрозрачной ткани, и подчеркивает хрупкость, призрачность персонажа - словно Царевна-Лебедь соткана из утреннего тумана и прибрежных брызг. К тому же оно не скрывает грации актрисы-балерины Ксении Рябинкиной. Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками, а позже - расшитую жемчугом шапочку, увенчанную изящной короной. И получилась Царевна - Лебедь: с длинной шеей, маленькой головкой и большими рукавами-крыльями. Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма

Просмотр и обсуждение двух фрагментов из фильма: превращения лебедя в царевну, танец царевны во время свадебного пира.

После выхода фильма в 1967 году, Ксения Рябинкина стала кинозвездой. Но на тот момент она решила больше не совмещать балет и съемки в фильмах, т. к это очень трудно физически и проблематично для карьеры балерины. Она выбрала балет. Да и к этому времени ей стали давать сольные партии, она стала солисткой Большого театра. Танцевала сольные партии в балетах - "Гусарская баллада"(Луиза Жермон, "Чиполлино"(Графиня Вишня, "Дон-Кихот" (Болеро, «Чайка»(Полина Андреева) и др. :

Фрейлина – «Спящая красавица»

Олэ – «Кармен»

Лебедь (три лебедя) – «Лебединое озеро»

Подруга Жизели – «Жизель»

Невеста – «Лебединое озеро»

Табачница – «Кармен-сюита»

Девушка – «Асель»

Паненка – «Бахчисарайский фонтан»

Мим – «Спартак»

Цветы – «Чиполлино»

Участница – "Эти чарующие звуки"

Дриада (три дриады) – «Дон Кихот»

Куртизанка – «Спартак»

Девушка – «Весна священная» Графиня Вишня - "Чиполлино"

Мазурка – «Лебединое озеро»

Дама – «Анна Каренина»

Вальс – «Лебединое озеро»

Гостья Архонта – «Икар»

У Ксении Львовны было много поклонников, в нее был влюблен Андрей Миронов и Иосиф Кобзон. Но вышла Ксения замуж за переводчика Алексея Стычкина, в которого она влюбилась с первого взгляда, хотя после первой встречи роман не состоялся. Они снова встретились через год и уже не расстались. Вместе они прожили 26 лет до его смерти. В 1974 году у них родился сын Евгений, популярный ныне и известный всем актер Евгений Стычкин.

До недавнего времени Ксения Рябинкина работала помощником художественного руководителя театра балета Кремлёвского Дворца Съездов. После выхода на пенсию начала много сниматься в фильмах. На ее счету 15 ролей. Сейчас Ксения живет работой. Она преподает любимый балет юным балеринам в своей частной школе. А еще она счастливая бабушка и обожает проводить время со своими внуками, которых у неё пятеро. Также Ксения Львовна продолжает немного сниматься в кино. И что говорить, несмотря на свой возраст, а актрисе уже 74 года, она все еще очень красива. Настоящая Царевна-Лебедь!

Итог:

Небольшая дискуссия с учащимися:

1) Какими чертами характера должна обладать балерина?

2) Какие качества вы будете воспитывать в себе, чтобы придти к своей мечте, стать балериной?

3) Что ценного для себя вы отметили, познакомившись с жизнью и творческом балерины Ксении Рябинкиной(Из дискуссии не упустить важный момент: Ксения не изменила своей мечте даже при условии нахлынувшей славы, известности, всеобщего обожания ее как прекрасной Царены-Лебедь. Ксения прошла испытание «медными трубами», осталась верной своей профессии, несмотря на роли только в кордебалете. И удача улыбнулась ей, в этот же год она стала получать сольный роли и вскоре стала солисткой Большого театра. И в возрасте 74 лет остается в профессии в качестве преподавателя балета. )

4) Какие черты характера и внешнего образа от Царевны-Лебедь вы бы хотели увидеть в себе( подвести детей к тому, что вышеперечисленные общечеловеческие ценности, которыми обладает Царевна-Лебедь вечны, достойны подражания и являются залогом счастливой судьбы).

Публикации по теме:

Фотоотчет о творческом конструировании в старшей группе «Царевна-Лебедь»Фотоотчет о творческом конструировании в старшей группе «Царевна-Лебедь» Хочу поделиться с Вами фотоотчетом о посещении занятия "Царевна - Лебедь" в Калининградскую художественную картинную галерею. Наша группа.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкина «Царевна-лебедь» Цель: закреплять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина; продолжать знакомить детей со сказками. Задачи: закреплять умение рисовать.

Мастер-класс «Царевна-лебедь» по сказке А. С. Пушкина во второй младшей группеМастер-класс «Царевна-лебедь» по сказке А. С. Пушкина во второй младшей группе Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Каждый год 6 июня.

Мастер-класс для подготовительной группы по изготовлению игрушки из бумаги «Царевна Лебедь»Мастер-класс для подготовительной группы по изготовлению игрушки из бумаги «Царевна Лебедь» Мастер-класс для детей подготовительной группы по изготовлению игрушки из бумаги «Царевна Лебедь». Ступина Ольга Александровна детский.

Мастер-класс по изготовлению поделки из природного и бросового и материала «Царевна Лебедь»Мастер-класс по изготовлению поделки из природного и бросового и материала «Царевна Лебедь» Мастер-класс по изготовлению поделки из бросового и природного материала «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе.

План-конспект занятия по рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь» в старшей группе План-конспект занятия по рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь» (старшая группа) Цель: закреплять знания детей о творчестве.

Поделка. Аппликация «Лебедь»Поделка. Аппликация «Лебедь» Программное содержание: Образовательные задачи: закрепить знания о лебеде как о перелётной птице; совершенствовать навыки работы с ножницами.

Аппликация из ваты «Белый лебедь» Слайд 1 Аппликация из ваты «Белый лебедь» Слайд 2 Аппликация представляет собой один из способов получения изображения, который является.

Сценарий выпускного утренника «Как снимали мы кино» 2018 Выпускной утренник «Как снимали мы кино.»Голос за кадром: Здравствуйте, уважаемые гости! Вчера, в городе Кемерово, в детском саду «Лесная.

Тематическое планирование «Неделя театра и кино» Кортоева Елена Евгеньевна Тематическое планирование Тема недели «Неделя театра и кино» «Неделя театра и кино.» Художественно- эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час из цикла «Балерины — звезды кино: «Прекрасная Царевна-Лебедь»
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 10:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД