Ирина Лебедева
Ключевые позиции социоигровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики : Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми, как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.
Сущность этого стиля работы с детьми его основатели определили так:
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и
Публикация «Ключевые позиции социоигровой технологии» размещена в разделах
своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения»
Основной принцип, который лежит в основе данной технологии – наличие нового взгляда у педагога на ребенка, как на субъекта, а не объекта воспитания; как на партнера по совместной деятельности.
Социо–игровой стиль ориентирует педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости.
Образно говоря, если в наглядном обучении педагог выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социоигровом подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог - дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
В рамках данной технологии решаются задачи :
Помочь детям эффективно общаться
Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей
Способствовать развитию у них активной позиции, творчества,
самостоятельности
Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социоигровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, потому что в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Общение детей строится в три этапа:
Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать и слышать партнера; развивается их собственная речь.
Общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу.
Общение – педагогическое средство, т. е. через общение идет обучение дошкольников.
Законы общения, предлагаемые авторами:
Не унижайте ребенка, не оскорбляйте его
Не ворчите на детей
Умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее
Будьте взаимно вежливы
Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании
Поддержите, помогите подняться и победить
Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче
Не возноси себя над другими. Возноси ближнего
Дети – фантазеры. Не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы
Правила социоигровых подходов :
Воспитатель – равноценный партнер (Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их)
Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность – это подчинение своих действий общим правилам.
Смена мизансцены, т. е. обстановки (когда дети могут общаться в разных уголках группы)
Движение и активность.
Ориентация на индивидуальные открытия (дети становится участниками игры).
То, что трудно – интересно (преодоление трудностей – у детей не вызывает интереса то, что просто, а то, что трудно – то интересно.
Жизнь детей в малых группах.
Принцип полифонии. За 133- мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
В результате этой работы у детей:
реализуется потребность в движении,
сохраняется их психологическое здоровье,
формируются коммуникативные навыки;
развивается любознательность,
реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности;
преодолевается стеснительность, застенчивость,
развивается воображение, речевая и общая инициатива,
повышается уровень познавательных и творческих способностей.