Папки-передвижки

КМО для воспитателей «Речь как средство общения!»

Галина Добренькая
КМО для воспитателей «Речь как средство общения!»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь как средство общения.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребёнком.

Первое и особо важной формой совместной деятельности является - предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально – личностного общения взрослого с ребёнком.

Публикация «КМО для воспитателей „Речь как средство общения!“» размещена в разделах

В раннем возрасте, когда на смену ситуативно – личностному общению приходит ситуативно – деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, её эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребёнок не понимает, восполняют не речевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.

Большую роль играет при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно – эмоциональный, предметный и деловой характер, становятся основной и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.

При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

В жизни человека нет другого такого бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.

В развитии детей раннего возраста необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям.

Причины речевых нарушений.

1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребнок пользовался ею, связывал е с выполнением тех или иных действий в игре.

2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребнок подражает тому, что слышит.

3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажнного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нбо и др.

5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

7. Если у ребнка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться врачу.

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Уровни развития речи детей на этапах своего взросления.

К 2 годам:

• Обладает запасом в 200 – 300 слов;

• Пользуется в речи двух-, трёхсложными словосочитаниями;

• Прислушивается к словам и понимает их смысл;

• Называет предметы, изображённые на картинках;

• Хорошо знает своё имя, произносит его;

• Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;

• Выражает просьбу словами, а не только жестами;

• Использует существительные в разных падежах;

• Согласует предмет и действия («машина едет», «я хочу»)

К 3 годам:

• Самым значимым отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи;

• Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребёнок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи;

• Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме;

• В речи ребёнка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей;

• В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова – обобщения. Ребёнок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями;

• Если родители ребёнка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он ещё не может.

• Ребёнок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

К 4 годам:

• К 4 годам словарный запас ребёнка достигает 2000 слов;

• Словарный запас уже обогащён за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;

• У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р ;

• Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей;

• В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи;

• В активной речи появляются слова второй степени обобщения;

• В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследственность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

К 5 годам:

• Обладает словарным запасом около 3000 слов;

• Знает свой адрес;

• Пользуется предложениями из 5 – 6 слов;

• Умеет пересказывать;

• Правильно произносит практически все звуки;

• Определяет «право – лево», у себя, но не у других;

• Знает простые антонимы (Большой – маленький, твёрдый – мягкий)

• Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;

• Считает до 10;

• Знает значение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

К 6 годам:

• Обладает словарём около 4000 слов;

• Практически все звуки произносит правильно;

• Умеет рассказывать и пересказывать;

• Помнит и может описать прошедшие события;

• Пользуется сложными предложениями;

• Употребляет все части речи;

• Использует абстрактные и отвлечённы понятия;

• Рисует, заштриховывает и обводит;

• Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;

• Различает и дифференцирует звуки речи.

Что необходимо помнить воспитателю при развитии речи у детей.

• Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов.

• Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

• Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда.

• В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

• Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями.

Речь воспитателя является примером для детей.

• Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают.

• Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

• Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Речь является не врождённой способностью ребёнка, Приобретённой. Поэтому надо, Чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Специфика организации общения детей в дошкольном образовательным учреждении Общение - это основное условие развития ребенка, один из важнейших факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
КМО для воспитателей «Речь как средство общения!»
Опубликовано: 12 сентября 2014 в 21:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «КМО для воспитателей «Речь как средство общения!»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Добренькая (УИ 239120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД