Получи документы

Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»

Надежда Епифанова
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»

«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника»

Главной особенностью современного общества является активное использование новых информационных технологий, сети Интернет. Все разработанные нововведения сделали жизнь человека намного проще и мобильнее. Вместе с тем в настоящее время значительно увеличился поток информации, которую воспринимают люди. Если взрослый человек в основном способен, проанализировав материал, выделить из него главное, то у ребенка в подобной ситуации возникают трудности.

Публикация «Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника, Книжка-малышка „Наша пропажа“» размещена в разделах

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что успешное вхождение детей в социум во многом зависит от реализации их творческого потенциала, от развития способности к восприятию и воспроизведению информации, а также от сформированности навыков коммуникации.

Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических формах и методах целенаправленного формирования у младших школьников коммуникативных умений, которые позволили бы учащимся успешно решать возникающие перед нами социальные и практические задачи.

Процесс общения младших школьников часто протекает нелегко. Это во многом связано с неумением детей вставать на сторону другого, прислушиваться к его точке зрения, видеть в нем личность со своими взглядами, желаниями и потребностями.

Поэтому основной проблемой исследования является вопрос: какие формы и приемы работы способствуют эффективному формированию коммуникативных умений у младших школьников?

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.

Предмет исследования – формы и приемы формирования коммуникативных умений у учащихся в начальной школе.

На основе выявленной проблемы ставились следующие задачи:

1. изучить понятие и выявить формы и приемы формирования коммуникативных умений;

2. проанализировать коммуникацию учащихся начальной школы;

3. разработать наиболее эффективную форму развития коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста.

Коммуникация (лат. communicatio) – буквально означает «общее» или «разделяемое всеми». Главным условием коммуникации является взаимопонимание и обратная связь. Если человек не воспринял и не понял предлагаемую ему информацию, коммуникация не состоялась.

С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека.

Особенности применения формы развития коммуникативных умений

Так как в гимназии я занимаю должность учителя-логопеда, то школьники, которые приняли участие в исследовании, имели проблемы в речевом развитии. Ниже приведены характерные для них коммуникативные проблемы.

Как показывает практика, младший школьник чаще всего мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Такое несоответствие образного и логического отрицательно сказывается на уровне речевого развития учащихся. Дети не могут в полном объеме высказывать свои впечатления и словесно оформлять возникающие у них образы и представления; для многих учеников младшего школьного звена характерна бедность словарного запаса, также отмечается не точность в понимании текстов, трудности пересказа. Современные школьники часто не умеют сотрудничать и сопереживать (взаимодействовать в коллективе, соперничают внутри групп.

Условия применения

- контингент: учащиеся 2-3 кл., имеющие особые образовательные потребности и посещающие логопедические занятия.

Реализация приема развития коммуникативных умений и выход

Изучив методическую литературу по данной теме и зная особенности речевого развития каждого из учащихся логопедической группы, мной был сделан выбор одной из форм совершенствования коммуникативных умений детей – коллективное создание книжки-малышки на заданную тему. Данная форма развития коммуникативных умений позволяет каждому ученику в ходе работы реализовать творческий потенциал, предложить свою точку зрения, пообщаться в детском коллективе, приобрести навыки взаимодействия в группе.

Работа по созданию текста и оформлению книжки велась в течение нескольких занятий. Форма работы была выбрана групповая. Изначально совместно с учащимися разрабатывался план деятельности.

План работы по созданию книжки-малышки :

1. Подбор канцелярского материала для изготовления книжки.

2. Совместный поиск темы рассказа.

3. Создание учителем-логопедом заданного начала текста. Название рассказа.

4. Составление плана рассказа.

5. Работа учащихся по составлению продолжения рассказа.

6. Оформление школьниками книжки-малышки «Наша пропажа» : запись полного текста в книжку, создание иллюстраций.

Таким образом, в ходе работы учащиеся смогли не только усвоить готовый учебный материал, но и высказать свое предположение по развитию текста, постараться аргументировать его, правильно используя грамматические конструкции родного языка. На выходе был получен готовый продукт – книжка-малышка «Наша пропажа». Подобные задания можно применять не только в рамках коррекционных занятий, но и, например, на уроках литературного чтения, при изучении рассказов или на уроках развития речи.

Считаю поставленные задачи полностью достигнутыми. Разработанный прием рекомендую в работе учителям начальной школы.

Использованная литература:

1. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. — М. : Просвещение, 2005. — 26 с.

2. Васильева, А. Н. Основы культуры речи. [ Текст] / А. Н. Васильева -М., 2010.

3. Танкина К. В., Мамедова Л. В. Формирование коммуникативных умений младших школьников // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. Науч. -практ. конф. № 1: сайт. - URL : sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf ( дата обращения: 26.03.2018)

4. Формирование коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации [Электронный ресурс]. - https://docviewer.yandex.ru/view/0/, 2017.

Публикации по теме:

Книжка-малышка «Загадки»Книжка-малышка «Загадки» Цель изготовления книжек-малышек: развивать у воспитанников ДОУ устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним. В.

Книжка-малышка «Профессии»Книжка-малышка «Профессии» В рамках работы по «Читаем вместе», в нашей группе проходит реализация мини – проекта «Книжки малышки своими руками». Цель проекта: Создания.

Книжка-малышка «Учим цвета»Книжка-малышка «Учим цвета» Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с младшего дошкольного возраста. Ведь.

Книжка-малышка «Три поросёнка»Книжка-малышка «Три поросёнка» В сказке "Три поросёнка" четыре персонажа - волк и Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Книга изготовлена своими руками для малышей. Цель: развивать.

Книжка-малышка «Инженер, кто он?»Книжка-малышка «Инженер, кто он?» Совсем недавно мне предложили поучаствовать в городском конкурсе. И в процессе участия родилась идея создания такой книжки-малышки. К сожалению,.

Книжка-малышка по ПДДКнижка-малышка по ПДД Для усвоения знаний по Правилам Дорожного Движения, мы с детьми старшей группы решили создать свою "книжку- малышку". В процессе изготовления.

Книжка-малышка с пословицами и поговорками «О труде» для детей младшего дошкольного возраста Приемы организации и руководства посильным трудом: Трудовое воспитание – организованный, целенаправленный процесс детского труда с использованием.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

Отчет о конкурсе «Книжка — малышка»Отчет о конкурсе «Книжка — малышка» В детском саду «Солнышко» в рамках Акции «Детям Хакасии – безопасные дороги!» прошел необычный конкурс под названием «Книжка для малышки».

Книжка-малышка «Сказка про ежика»Книжка-малышка «Сказка про ежика» Совместная деятельность с ребенком, на тему: "Книжка-малышка" собственного сочинения. Сказка про ежика. В одной чудесной сказочной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»
Опубликовано: 18 августа 2019 в 21:39
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД