Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»

Надежда Епифанова
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»

«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника»

Главной особенностью современного общества является активное использование новых информационных технологий, сети Интернет. Все разработанные нововведения сделали жизнь человека намного проще и мобильнее. Вместе с тем в настоящее время значительно увеличился поток информации, которую воспринимают люди. Если взрослый человек в основном способен, проанализировав материал, выделить из него главное, то у ребенка в подобной ситуации возникают трудности.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что успешное вхождение детей в социум во многом зависит от реализации их творческого потенциала, от развития способности к восприятию и воспроизведению информации, а также от сформированности навыков коммуникации.

Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических формах и методах целенаправленного формирования у младших школьников коммуникативных умений, которые позволили бы учащимся успешно решать возникающие перед нами социальные и практические задачи.

Процесс общения младших школьников часто протекает нелегко. Это во многом связано с неумением детей вставать на сторону другого, прислушиваться к его точке зрения, видеть в нем личность со своими взглядами, желаниями и потребностями.

Поэтому основной проблемой исследования является вопрос: какие формы и приемы работы способствуют эффективному формированию коммуникативных умений у младших школьников?

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.

Предмет исследования – формы и приемы формирования коммуникативных умений у учащихся в начальной школе.

На основе выявленной проблемы ставились следующие задачи:

1. изучить понятие и выявить формы и приемы формирования коммуникативных умений;

2. проанализировать коммуникацию учащихся начальной школы;

3. разработать наиболее эффективную форму развития коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста.

Коммуникация (лат. communicatio) – буквально означает «общее» или «разделяемое всеми». Главным условием коммуникации является взаимопонимание и обратная связь. Если человек не воспринял и не понял предлагаемую ему информацию, коммуникация не состоялась.

С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека.

Особенности применения формы развития коммуникативных умений

Так как в гимназии я занимаю должность учителя-логопеда, то школьники, которые приняли участие в исследовании, имели проблемы в речевом развитии. Ниже приведены характерные для них коммуникативные проблемы.

Как показывает практика, младший школьник чаще всего мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Такое несоответствие образного и логического отрицательно сказывается на уровне речевого развития учащихся. Дети не могут в полном объеме высказывать свои впечатления и словесно оформлять возникающие у них образы и представления; для многих учеников младшего школьного звена характерна бедность словарного запаса, также отмечается не точность в понимании текстов, трудности пересказа. Современные школьники часто не умеют сотрудничать и сопереживать (взаимодействовать в коллективе, соперничают внутри групп.

Условия применения

- контингент: учащиеся 2-3 кл., имеющие особые образовательные потребности и посещающие логопедические занятия.

Реализация приема развития коммуникативных умений и выход

Изучив методическую литературу по данной теме и зная особенности речевого развития каждого из учащихся логопедической группы, мной был сделан выбор одной из форм совершенствования коммуникативных умений детей – коллективное создание книжки-малышки на заданную тему. Данная форма развития коммуникативных умений позволяет каждому ученику в ходе работы реализовать творческий потенциал, предложить свою точку зрения, пообщаться в детском коллективе, приобрести навыки взаимодействия в группе.

Работа по созданию текста и оформлению книжки велась в течение нескольких занятий. Форма работы была выбрана групповая. Изначально совместно с учащимися разрабатывался план деятельности.

План работы по созданию книжки-малышки:

1. Подбор канцелярского материала для изготовления книжки.

2. Совместный поиск темы рассказа.

3. Создание учителем-логопедом заданного начала текста. Название рассказа.

4. Составление плана рассказа.

5. Работа учащихся по составлению продолжения рассказа.

6. Оформление школьниками книжки-малышки «Наша пропажа»: запись полного текста в книжку, создание иллюстраций.

Таким образом, в ходе работы учащиеся смогли не только усвоить готовый учебный материал, но и высказать свое предположение по развитию текста, постараться аргументировать его, правильно используя грамматические конструкции родного языка. На выходе был получен готовый продукт – книжка-малышка «Наша пропажа». Подобные задания можно применять не только в рамках коррекционных занятий, но и, например, на уроках литературного чтения, при изучении рассказов или на уроках развития речи.

Считаю поставленные задачи полностью достигнутыми. Разработанный прием рекомендую в работе учителям начальной школы.

Использованная литература:

1. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. — М.: Просвещение, 2005. — 26 с.

2. Васильева, А. Н. Основы культуры речи. [ Текст] / А. Н. Васильева -М., 2010.

3. Танкина К. В., Мамедова Л. В. Формирование коммуникативных умений младших школьников // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. Науч. -практ. конф. №1: сайт. - URL: sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 26.03.2018)

4. Формирование коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации [Электронный ресурс]. - https://docviewer.yandex.ru/view/0/, 2017.

Публикации по теме:

Книжка-малышка «Загадки»Книжка-малышка «Загадки» Цель изготовления книжек-малышек: развивать у воспитанников ДОУ устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним. В.

Книжка-малышка «Профессии»Книжка-малышка «Профессии» В рамках работы по «Читаем вместе», в нашей группе проходит реализация мини – проекта «Книжки малышки своими руками». Цель проекта: Создания.

Книжка-малышка «Учим цвета»Книжка-малышка «Учим цвета» Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с младшего дошкольного возраста. Ведь.

Книжка-малышка «Три поросёнка»Книжка-малышка «Три поросёнка» В сказке "Три поросёнка" четыре персонажа - волк и Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Книга изготовлена своими руками для малышей. Цель: развивать.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дикие животные
Автор публикации:
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника. Книжка-малышка «Наша пропажа»
Опубликовано: 18 августа 2019 в 21:39
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Фоторепортаж «Наш урожай»
Вот и осень наступила. На полях, в садах и огородах полным ходом идёт уборка урожая. На нашем участке мало места и поэтому, как бы нам не хотелось, но мы все...
Фотоотчёт о занятии по рисованию «Осень в лесу» в средней группе
Цель: формирование умения вести наблюдения за изменениями в природе Задачи: - учить соблюдать пропорции предметов при рисовании; - формировать умение...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Разноцветные зонтики под дождем» в средней группе
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветные зонтики под дождем» Цель: учить детей рисовать зонтик, дождик. Задачи: закреплять приемы...