Светлана Белокопытская
Кольца Луллия как средство познавательного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Публикация «Кольца Луллия как средство познавательного развития детей» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2019
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».
Что же такое «Кольца Луллия»? Хочу кратко познакомить вас с тем, кто является основоположником этого метода.
Раймунд Луллий (1235-1315 гг.) - поэт, философ, миссионер; один из оригинальнейших представителей средневекового миросозерцания с положительной его стороны.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал метод луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников.
Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Цель использования пособия: формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование экологических представлений.
Данный метод я использую в работе с дошкольниками и нахожу его очень эффективным. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Ведь наши воспитанники живут в мире нано технологий. Дети хотят и в образовательной деятельности изучать, использовать, понимать.
Для изготовления данного пособия я использовала большую коробку, на нижнюю ее часть прикрепила 2 старые пластинки. сверху на них надеваются подготовленные из картона круги. Каждый круг разделен на 6 равных секторов. А на сектора наклеены картинки для соответствующих игр, предлагаемых детям.
Готовую игру закрываем крышкой от коробки, на которой вырезано ромбовидное отверстие. В нем и должны быть совмещены необходимые сектора, исходя из поставленных в игре задач.
Мы сегодня с вами рассмотрим работу с кругами Луллия в образовательной области «Познавательное развитие». Это пособие в образовательной области помогает решать следующие задачи:
• Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром
• Развивать познавательную активность
• Воспитывать экологическую культуру
• Развивать наблюдательность, творчество, воображение
• Развивать познавательный интерес, интеллектуальное развитие через формирование целостной картины мира
• Расширять речь, кругозор детей.
Дидактическая игра «Чья тень»
(Младший дошкольный возраст)
Программные задачи: учить сопоставлять картинки, находить схожесть и различия, развивать познавательную деятельность, зрительное восприятие, мышление, память усидчивость.
Ход игры:
К каждой цветной картинке в окошке нужно подобрать ее изображение-тень.
Дидактическая игра «Подбери рукавичку»
(младший дошкольный возраст)
Программные задачи: учить находить одинаковые рукавички, развивать внимание, память, речь, сенсорное восприятие, познавательные и мыслительные процессы. Закреплять умение правильно называть цвета.
Ход игры:
Необходимо в окошечке собрать сектора с одинаковыми рукавичками.
Дидактическая игра «Найди пару»
(Средний дошкольный возраст)
Программные задачи: учить подбирать предметы, совпадающие по своему назначению, использованию (ключик-замочек, кастрюля-половник и т. д., развивать наблюдательность, память, логическое мышление, воображение.
Ход игры:
Детям предлагается раскрутить первый круг с предметами, а во втором круге подобрать картинку с соответствующим подходящим для первого предметом.
Дидактическая игра «От какого дерева листочек?»
(Старший дошкольный возраст)
Программные задачи: закреплять названия деревьев, внешний вид листьев, плодов, развивать внимание, наблюдательность, память, речь, воспитывать познавательный интерес.
Ход игры :
Предложить детям подобрать в окошках листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.
Дидактическая игра «Найди для бабочки цветок»
(старший дошкольный возраст)
Программные задачи: учить детей соотносить цветовую гамму на цветке и на бабочке, фиксировать внимание на характерных цветовых свойствах, формировать приемы установления тождества, развивать память, внимание, мышление.
Ход игры:
Дети подбирают к каждой бабочке тот цветочек, который полностью совпадает с ней по цветовому решению.
Метод кругов Луллия, как и многие другие инновационные технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества.