Консультация для воспитателей «Колыбельная — дошкольникам»

Ирина Сергеевна Сергеева
Консультация для воспитателей «Колыбельная — дошкольникам»

Цель: Предложить педагогам варианты классических и народных произведений жанра, их использование в других образовательных областях и режимных моментах. Подчеркнуть необходимость использования данной музыки для развития у воспитанников хорошего музыкального вкуса и приобщения их к фольклорным шедеврам.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражается определённый круг образов, интонаций принятых народом.

Колыбельная песня-жанр музыки, позволяющий воспитаннику понять и почувствовать красоту музыки. Слушая и исполняя колыбельные на протяжении всего дошкольного возраста, воспитанник получает представление о жанре народных колыбельных, их разновидностях, на примерах вокальных и инструментальных колыбельных знакомиться с

музыкой композиторов – классиков и современных композиторов.

Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, но успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные тёплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельная несёт в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берёт начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у воспитанника формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии. Первые музыкальные впечатления человека.

Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, воспитанник начинает различать определённые слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных птицах. В некоторых колыбельных содержаться элементы нравоучений. Они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на воспитанника оказывает сама материнская любовь, составляющая стихию колыбельных.

Название «колыбельная песня» произошло от слова «колыбель», «колебать» (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребёнка уснуть.

Люди заметили, что в пути под ритмичное движение, ребёнок засыпает быстрее. Поэтому колыбели стали делать так, чтобы они могли раскачаться. Ритмичное покачивание колыбели сопровождалось иногда призвуками – поскрипывание шеста, очага, которые «вплетались» в колыбельный напев.

В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». Пение колыбельных считалось искусством.

Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песне этого жанра.

Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им. Это спокойные темпы, негромкое звучание, небольшой диапазон мелодии (чаще всего не более октавы, иногда несколько звуков, обилие повторяющихся мелодичных оборотов (часто варьированных, наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Например, в русской колыбельной это слова «баю – баюшки», «люли – люшеньки» в разных сочетаниях и видоизменениях.

Жанр колыбельных свойственна импровизационнность. Часто встречаются мелодии на одни и те же тексты, мелодическии вариации в разных куплетах песни, варианты текстов.

Иногда мать напевает без слов, импровизируя мелодию на ходу. Пение продолжается до засыпания воспитанника. Колыбельные следуют одна за другой, сплетённые припевом убаюкивающих слов.

В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревог за ребёнка, каждодневные заботы о нём, чем его накормить, как одеть. Вместе с тем часто наблюдается стремление повернуть к ребёнку светлую сторону жизни, отсюда – желание счастья, благополучия, удачи, богатства.

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно – ласкательных слов.

Люли, люли, люли,

Все давно уснули.

Один Лёнечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Громко песенку поёт.

Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания.

Ворота – то скрип, скрип,

А Коленька спит, спит.

Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создаёт плавность звучания, монотонность.

Пение зависело от ритмического движения колыбели. Ритм сочетался с распевом повторяющихся припевных слов. После каждой строфы появлялось новое слово. «Баю, милую, баю, славную…» и т. д.

Иногда колыбельные песни отражали исторические события.

Баю – бай, баю – бай,

К нам приехал Мамай,

К нам приехал Мамай,

Просит – Васеньку отдай!

А мы Васю не дадим,

Пригодиться нам самим.

Порою, чтобы овладеть вниманием ребёнка, утомившего плачем, мать запугивала его страшным «Букой», стариком, волчком.

В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие воспитанники выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что – то невосполнимо теряем. Колыбельные – целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на воспитанника гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную и эстетическую функцию.

Колыбельные помогают матери и ребёнку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос. Младенец пребывает в состоянии комфорта: он желателен, он любим. Из колыбельных малыш черпает первые представления об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.

Воспитательная функция песен выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, её переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках – любви к родному человеку, доброте, честности.

Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что воспитанник с первых дней жизни приобщается к прекрасному - народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту. Учат сопереживать, пусть пока ещё простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные воспитанником в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

Воспитанник нуждается в ласковых колыбельных песнях. Пусть ему споёт их кто-нибудь из взрослых.

Многие мамы и бабушки слышали и знают колыбельные песни, пели и поют своим малышам. Вспомните и спойте им любую колыбельную песню. Вы должны знать, что некоторые колыбельные песни воспитанники в состоянии исполнить самостоятельно, используя их в своих играх.

Баю, баюшки,баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок.

К нам волчок не ходи,

Нашу Катю не буди.

Колыбельная, родившаяся как народный жанр, получила развитие в творчестве композиторов разных эпох и стилей. Характерные черты фольклора каждого народа отражались и в колыбельных, сочинённых разными авторами.

Колыбельная – одна из излюбленных жанров русского композитора Лядова А. К. Ему принадлежат вокальные и инструментальные колыбельные, оригинальная обработка русской народной колыбельной для оркестра «Колыбельная Кота – Баюна» из симфонической сказки «Кикимора».

Очень близки к народной колыбельные другого композитора Н. Римского – Корсакова.

(«Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане»).

В музыке Моцарта В. А. получил отражение стиль венской классической школы. Колыбельная Моцарта популярна. Она привлекает своей изящностью, лиризмом, простотой. («Спи, моя радость, усни»).

Из современных композиторов можно назвать «Колыбельную Р. Паулса и «Колыбельную» Т. Хренникова, а также «Колыбельную медведицы» Е. Крылатова.

Эти колыбельные можно часто услышать по телевидению.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что воспитать в человеке основы общей музыкальной культуры, развить способности можно только на признанных человечеством художественных эталонах, которыми и являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей; а колыбельная песня - как жанр раскрывает перед воспитанником – дошкольником всю красоту народной и классической музыки. Поэтому необходимо использовать подобные шедевры в повседневной жизни воспитанников, во время других о о д.

Публикации по теме:

«Колыбельная папы для сына» "Колыбельная папы для сына" Вот в доме скрипит половица, А сыну опять не спится, Прилег на кровать и подушки, А сам навострил уже ушки.

Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне.Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне. Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль.

Конспект музыкального занятия «Колыбельная» Колыбельная. ЦЕЛИ : закреплять знания ребят о колыбельных песнях,прививать желание слушать колыбельные песни и исполнять их,знакомить.

Конспект открытого интегрированного занятия «Колыбельная» (первая младшая группа) Цель: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Задачи: • формировать представление о колыбельных песенках; • познакомить со значением.

Конспект сюжетного занятия в первой младшей группе «Колыбельная для Мишки» Конспект сюжетного занятия в первой младшей группе на тему: «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ МИШКИ» Выполнила Муз. рук. Полюдова. Н. В. Цель: дать понятие.

Консультация для родителей «Как рассказать дошкольникам о войне?» 9 мая – наша страна отмечала 70 лет со дня победы в ВОВ. Многие родители ходили с детьми на праздник, на парад, салют, кто-то принимал участие.

НОД «Дошкольникам о Великой Отечественной войне» Конспект ОД в старшей группе «Дошкольникам о Великой Отечественной войне» Цель: создание условий для формирования у детей представления.

Педагогический проект на тему: «Дошкольникам о войне» Рассказывайте детям о войне, Не бойтесь испугать жестокой правдой, Рассказывайте детям о войне, Им это знать и помнить надо Рассказывайте.

Педагогическое эссе «Колыбельная педагогика» «Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном» А. Николаев «Нет песни – нет калмыка».

Прививаем дошкольникам любовь к народным традициям Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Колыбельная — дошкольникам»
Опубликовано: 26 октября 2015 в 10:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...
Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе
Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной...