Получи документы

Комбинированное занятие по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой «Осень»

Татьяна Степанова
Комбинированное занятие по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание

Закреплять у детей умение воспринимать образ золотой осени в музыке, стихах, рисунках; ритмичным сочетанием мазков, линий, форм создавать колорит осени.

Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии картин, учить видеть яркость колорита, передавать свои впечатления в рисунке, располагать предметы по всему листу, закреплять умение правильно пользоваться красками.

Ход занятия:

Воспитатель:

Пролетело лето красное

А сейчас

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает? (осенью)

Публикация «Комбинированное занятие по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой „Осень“» размещена в разделах

После лета наступила осень. Назовите осенние месяца.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: почитаем стихи о каждом осеннем месяце.

Ребенок:

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села.

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

Ребенок:

В октябре, в октябре,

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик,

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Ребенок:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная тень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, -

Приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости и жизнерадостное настроение. Осень пленяет нас необыкновенным богатством оттенков желтого, оранжевого, красного цветов и их сочетаний.

Удивительный мир природы окружает нас, ребята! Об осени поэты написали стихи, композиторы сочинили музыку, хужожники нарисовали картины.

Ребенок:

В золотой карете,

Что с конем игривым

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сочный месяц

Чуду удивляется:

Все кругом искрится,

Все переливается.

Воспитатель:

Нам жалко расставаться с летом, но и осень хорошее время года. Ведь осень приносит нам много овощей, фруктов.

Давайте спросим у осени, что она нам принесла.

Игра "Осень спросим"

(У кого роль осени, одеть шапочку осени).

Воспитатель: Осень - великолепное время года. Умение видеть ее красоту помогают нам художники. Картины природы, которые они рисуют, называются пейзажами.

У нас в России жил замечательный художник И. И. Левитан, он любил рисовать осень.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г. г.) рано остался сиротой, его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. когда он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Левитан был мягким человеком, любил все красивое. К себе. к своей творческой работе он относился строго, никогда не удовлетворялся достигнутым, ему всегда казалось, что можно сделать лучше, удачнее.

Левитан оставил нам богатое художественное наследие: многие его картины, этюды и рисунки находятся в Третьяковской галерее, русском музее в Ленинграде. Современники называли Левитана поэтом русской природы. Поля, реки, лес, луга - все это художник изображал на своих картинах. Левитан много ходил с этюдником (это деревянный ящик, в нем носят краски и листы бумаги). Его можно было встретить на берегу реки или пруда, в березовой роще. Художника давно нет, а картины его живут и любимы всеми.

Перед вами одна из картин Левитана. Как вы думаете, какое время осени изображено на картине (начало).

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Еще тепло, солнечно, и деревья начинают окрашиваться в золотой цвет. сейчас я вам прочитаю отрывки стихотворений, а вы скажите, какое из них больше подходит к этой картине.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл.

И второй отрывок.

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной.

Ответы детей.

Воспитатель: внимательно посмотрите на картину и скажите, что на ней изображено, какие деревья изобразил художник?

Обобщение воспитателем ответов детей.

Воспитатель: да, дети, листья на березе желтые, золотые, а осинка красная, багровая. Речка тихая, светло-синяя, задумчивая. Посмотрите на ее берега. Чем они покрыты? Какая трава? Верно, зеленая, на уже начинает увядать. Сухая трава клонится к земле. А что виднеется вдали? (зеленая трава). Да, это озимь. Трава вянет и желтеет на лугах, озимь поднимается ровным, зеленым бархатным ковром. Тишиной, спокойствием веет от картины.

Скажите, какую погоду изобразил художник на картине? Как вы узнали, что она солнечная? - Да, небо голубое, словно лебеди облака. Воздух теплый, прозрачный. Ветер слабо шевелит золотыми листьями.

И не случайно, глядя на картину Левитана, мы слова А. С. Пушкина:

Унылая пора!

Очей очарованье

Приятна мне твоя

Прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леча,

В их сенях ветра шум

И свежее дыханье.

Как вы думаете, какой главный цвет у осени? (желтый). Это солнечная краска. Какие краски использовал художник в этой картине? Верно, желтую. Это солнечная краска, и художник выбрал ее для передачи яркого дня. Красную же краску художник использовал для изображения трепетной осинки. Для неба и речки выбран голубой цвет. Художник в своей картине использовал радостные, веселые краски, чтобы картина получилась яркой, красивой.

Осень на опушке краски разводила,

На листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень - не жалейте лета,

Посмотрите - осень в золото одета!

- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? (радостное, немного грустное). Как бы вы хотели назвать эту картину? (варианты названий).

Художник назвал эту картину "Золотая осень".

Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Картина пронизана осенним, бодрящим воздухом.

Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? (кистью и красками).

Когда лес бывает золотым, таким как он изображен на картине И. И. Левитана "Золотая осень", в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

Все деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья остаются зимой зелеными?

- Дети, вспомним с вами приметы осени.

1 ребенок: гром в сентябре предвещает теплую погоду.

2 ребенок: осенний иней - к сухой солнечной погоде.

3 ребенок: в лесу много рябины - осень простоит дождливой, рябины мало - осень будет сухая.

Воспитатель: Многие художники рисовали на тему "Осень", по-разному изображали природу, в разные ее периоды.

Перед нами два пейзажа художника Куприянова: "Поздняя осень" и "Первый снег".

"Поздняя осень"

Какие признаки говорят о том, что изображена осень? (деревья без листьев, птицы собираются в стаи и улетают). На земле лежит много листьев, листья опали, деревья невеселые. По-сравнению с первой картиной "Золотая осень" на этой картине осень изображена какой? (пасмурной, поздней, невеселой).

Деревушка, дома как серые пятна от дождя в пасмурную погоду все дома кажутся серыми.

Эта картина, по-вашему, ребята, какая (скучная, невеселая).

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца!

Какими красками написал художник картину? Что написано голубым цветом? Серым? Коричневым?

"Первый снег"

Кто сможет рассказать про эту картину? В картине заключены одновременно и печаль, и радость, улыбка и раздумье, чем дольше смотреть на нее, тем больше проникаешься любовью к истинно-русской природе.

Какой отрезок осени написал художник? (Поздняя осень - ближе к зиме).

Хоть на картине и снег, но это еще осень, а не зима; осенний месяц. В картине много серых, коричневых тонов. Даже первый снег имеет серовато-голубой оттенок. Эти цвета характерны для поздней осени. Художник Куприянов изобразил хмурую осень. А что радует нас в этой картине? (ответы детей)

- Правильно, дети, рябина. Осенью стоят голые березы, клены, осины, а ярко-красные ягоды выделяются. Кисти рябины красуются.

Улетели птицы разные

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует

Бусы красные надев.

Радуют нас и снегири; они как яблоки на ветках летом, красные.

Мы с вами познакомились с картинами 2-х художников. Каждый изобразил осень по-своему. Один нарисовал осень в золоте, а другой - разнообразие осени.

Об этих пейзажах можно сказать словами поэтических произведений.

Ребенок:

"Поздняя осень"

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днем и ночью

Дождик льет.

Грязь и дождик у ворот.

Ребенок:

"Первый снег"

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый первый!

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Ребенок:

"Золотая осень"

Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить.

Ну, пожалуйста, мы тебя просим,

Хоть немножко с нами побыть.

Очень нравится нам любоваться,

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться,

По душе нам твой пестры наряд.

Песня "Листья золотые"

Воспитатель: Я приглашаю вас в художественную мастерскую, и вы на время станете художниками, попробуйте сами написать картину об осени. А какую осень изобразите - какой ее период - это на ваш выбор, какая вам ближе.

Дети садятся за столы

Вопросы к детям.

1. О каком месяце хотите рисовать?

2. Какие краски понадобятся?

3. Какие деревья можно рисовать?

4. Как изобразить лес осенним?

5. Что, кроме деревьев можно изобразить?

Приступайте к рисованию.

Дети рисуют

Анализ детских работ

Сюрприз: Угощение детей яблоками (осенние дары).

Публикации по теме:

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Осень наступила» .

Перспективный план по художественному творчеству (рисование) в старшей группе Перспективный план по художественному творчеству (рисование) в старшей группе на сентябрь Составила Оболенская И. А. Сентябрь НОД 1.«Яблоня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комбинированное занятие по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой «Осень»
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 14:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комбинированное занятие по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Степанова (УИ 235134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД