Лучший педагог года

Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста

Анна Попкова
Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста

В настоящее время организация работы педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций основывается на федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Публикация «Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Что значит развивающая предметно-пространственная среда? Согласно определению из стандарта, развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное пространство, материалы, оборудование и инвентарь, для развития детей дошкольного возраста. Для выполнения своей задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.

В условиях групп компенсирующей направленности развивающая предметно-пространственная среда должна быть еще и коррекционно - образовательной, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы смоделировать такую коррекционно-образовательную среду в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Приданниковский детский сад комбинированного вида №5» нами были выделены центры, направленные на те или иные области развития дошкольника с нарушениями речи. Развивающее пространство группы организовано так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься той деятельностью, которой ему захотелось заняться в этот момент: играть, рисовать, знакомиться с музыкальными инструментами, закреплять математические навыки и умения, проявить свою ловкость и активность, упражняться в различных видах деятельности, наблюдать. Образовательное пространство позволяет организовать плавный переход от одной деятельности к другой, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Ключевой центр нашей группы – речевой. Представляет собой организованное пространство, позволяющее эффективно влиять на развитие разных сторон речи наших детей: логопедическое лото «Говори Л», «В мире звуков», игровое пособие «Логопед и Я», «Фонематика», дидактические материалы по фрмированию правильного звукопроизношения, картинный материал по определенным звукам. В речевом центре представлены материалы, пособия, картотеки и игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков. Центр содержит в себе картотеки артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, чистоговорок, стихотворений, речевых игр. К речевому центру относится наш уголок развития мелкой моторики : различные виды шнуровок, плетения, магнитные лабиринты, «Одежда для мишки», «Собери бусы», игры-балансиры, игры с прищепками, массажные мячики, мячи су-джок. Также речевой центр содержит материалы на нормализацию дыхания: картотеку дыхательных упражнений, игры «Сдуй бабочку», «Снежинка», «Самолет», «Листочки», «Бабочка», «Зонтик», ветродувы и др,

Речевой центр группы перекликается с наполнением центров логопедического кабинета. Центр «Играем с пальчиками», цель которого развитие мелкой моторики, используя традиционные и нетрадиционные методы. Центр «Дышу правильно», для развития речевого дыхания. Центр «Пойми меня» был создан с целью введения детей в сложный мир человеческих эмоций, помощи им справиться с переживаниями, негативными эмоциями. Центр «Играем с Язычком», для развития артикуляционной моторики и формирования правильного произношения. Центр «Обучения грамоте». Для организации занятий через игру, широко внедряю авторское многофункциональное настенное пособие «Сказочная деревня звуков».

Для поддержания физической активности воспитанников в группе создан центр физического развития, который содержит: картотеки подвижных игр, малоподвижных игр, игр на улице, зрительной гимнастики; спортивное оборудование (мячи разного размера, обручи, кегли, скакалки, гантели, развивающая игра «Веселый мотальщик», «Ловушка для мяча», кольцеброс, клюшки с шайбами, коррегирующие дорожки, массажные коврики, гимнастичекие палки). Данный центр позволяет детям удовлетворить свои потребности в движении, развитии ловкости, меткости, быстроты реакции, закреплении физических упражнений.

Центр патриотический позволяет формировать любовь к родине, гордость за свой народ и край. Знакомит детей с символами России, городами-героями, историей родного края и его достопримечательностями. Ребятам доступны атлас, глобус, картинный материал, книги и журналы о России, Красноуфимске, Красноуфимском районе, городах нашей родины.

Центр безопасности не менее важен в группе, он знакомит ребят с правилами безопасности дома, в быту, детском саду, на улице, на дороге. Содержит игры и пособия «Все на пожар», «Светофор», «Лото: Дорожные знаки», «Противоположности», «Мемо: Дорожные знаки», «Лото: Транспорт», «Ассоциации: ПДД», «Азбука безопасности», «Лото: Опасно», плакаты «Правила пожарной безопасности», «Правила безопасности дома», уголок ПДД «Светофор».

Музыкальный центр позволяет воспитанникам не только знакомиться с музыкальными инструментами, но и развивать фонематический слух. Центр содержит музыкальные инструменты (металофон, ксилофон, музыкальный молоточек, колокольчик, маракасы, игрушечный синтезатор, бубен, барабан, трещетки, деревянные ложки, дудочки, кастаньет, набор деревянных геометрических тел с разным наполнением.

Центр театральной деятельности помогает детям погрузиться в сказку, стать ее героями, придумать новые сказки, развивает не только речь дошкольников, но и их память, воображение, внимание, мышление, умение выступать на публике. Центр наполнен картотекой сказок, играми «Собери сказку», «Угадай героя», загадками, театральными масками, настольным театром, театром на варежке, магнитным театром, теневым театром, театром би-ба-бо, театральной ширмой.

Центр игровой направлен на развитие высших психических функций детей. Подбор игр осуществляется с учетом и речевых задач: игры-бродилки, «Мемо-карточаки», различные пазлы, кубики-картинки, лабиринты «Подводные приключения», «Лото», «Найди пару», «Одень куклу», «Подбери цвет», «Четвертый лишний», «Соответствия», «Противоположности» сюжетно-ролевые игры и другие.

В нашей группе центр конструирования пользуется наибольшим спросом у наших мальчиков, в нем представлены разные виды конструкторов, крупногабаритный деревянный конструктор, большой конструктор лего, мелкий конструктор лего. Этот центр позволяет детям нашей группы комфортно чувствовать себя, радостно и интересно проводить время.

Очень популярен у воспитанников нашей группы центр изобразительной деятельности, позволяющий развивать свой творческий потенциал. Материалы и оборудование позволяет детям попробовать свои силы в любой технике (альбомы, цветная бумага, цветной и белый картон, трафареты по темам, кисти, гуашевые и акварельные краски, восковые и пастельные карандаши, цветные карандаши, раскраски, фантики, губки, штампы, пластилин, схемы для оригами и рисования, ножницы, клей). Ребята с удовольствием занимаются творчеством, учатся новому.

Центр математический направлен на развитие и формирование математических представлений, ориентировку в пространстве и времени, развитие логики.

Центр природы состоит из нескольких частей: календаря природы в раздевалке, где дети и родители могут отметить день недели, погоду, время суток, но и почитать стихи о времени года, поиграть в загадки и даже узнать о праздниках. В группе центр природы состоит из многофункционального уголка природы, сезонного дерева и играх о временах года.

Центр экспериментирования содержит различные материалы для опытов, наблюдения за различными явлениями (наборы «Дары моря», «Удивительное вокруг нас», лупы, колбы, мерные стаканчики и ложки, игры «Что из чего сделано», «Из какого материала», «Наведи порядок», «Чья профессия?» и др).

В пространстве группы также организован уголок тишины с отгороженным мягким диванчиком, где ребята могут посидеть, полежать, или поиграть небольшой компанией.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы насыщенна и постоянно пополняется, видоизменяется в соответствии с потребностями воспитанников и нашими коррекционно-развивающими задачами. Организованная согласно задачам среда помогает в устранении и преодолении речевых дефектов, позволяет детям проявлять себя, свои способности, интересы, помогает всестороннему развитию личности дошкольника. Направлена как на работу с детьми с нарушениями речи, так и на просветительскую работу с родителями, которые нуждаются в поддержке и помощи.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возрастаПредметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста (воспитатель Кузьмина И. М.) Цель: сконструировать.

Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста)Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста) Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих.

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста Одна из важных условий образовательной работы в группе раннего возраста, является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 11:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД