СВЕТЛАНА БЕЙДИНА
Конспект познавательного занятия «Коми-пермяцкий фольклор. Колыбельные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия.
Тема: Коми-пермяцкий фольклор. Колыбельные.
Цели: Ввести новые слова: сюзь, кага, узь, зыбка, пестерь,
-Познакомить с к-п фольклором (колыбельные);
- Формировать интерес к к-п культуре;
- Воспитывать интерес к к-п языку.
Оборудование: Картина совы на палочке, тексты колыбельных, ткань, ИКТ, кукла Даша, маски старухи, кота, игрушка - домовой
Публикация «Конспект познавательного занятия „Коми-пермяцкий фольклор, Колыбельные“» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пермский край
- Республика Коми
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ход занятия:
Воспитатель сидит за ширмой, в руке держит сову на палочке.
Бур лун! Ме сюзь! Кин ме? (Кто я). Сюзь. А по - русски – сова. Чем я отличаюсь от других птиц? (летаешь ночью) Я летаю по ночам и заглядываю в ваши окна, проверяю, спите вы или нет? Кто не спит, колыбельные для них пою. Люблю петь к-п колыбельные, т. к в них часто поётся про меня. Хотите послушать колыбельную, которую я очень люблю. А вы внимательно слушайте, и запоминайте слова, которые вам понравятся. Может быть, вы даже поймёте о чём она.
Кага узь, кага узь.
Локтас сюзь, локтас сюзь:
Узян-тэн окыштас,
Он узь-тэн кокыштас.
- Какие слова из колыбельной вам запомнились? (кага,узь).
Кага- это ребёнок,
Узь-значит, спи.
Красиво звучат в колыбельной к-п слова? (Ответы детей).
А может, вы мне скажете, о чём поётся в колыбельной?
А теперь послушайте эту колыбельную на русском языке, а потом ответьте мне на вопрос: правильно ли мы поняли содержание колыбельной.
Спи дитя, спи дитя,
Прилетит сюда сова
Чтоб неспящих наказать,
Спящих в щёчку целовать.
Всё правильно?
А хотите полететь со мной в гости к Бабе Маше? Она живёт в деревне, разговаривает на коми-пермяцком языке, много колыбельных знает, много к-п игр. О жизни своей любит рассказывать. Полетим?
Но сначала превратимся в сов. Повторяйте за мной коми-пермяцкие слова :
Гычи-вачи, гычи-вачи
Кага узь,кага узь.
Гычи-вачи, гычи-вачи
Лоа сюзь, лоа сюзь.
В это время воспитатель надевает медальоны детям с изображением сов.
Полетели. Вот и дом бабы Маши. Давайте мы с вами превратимся обратно в детей. Для этого проговорим снова за мной к-п слова.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю
Мэнам дитя узь,
Лю-лю-лю, лю-лю-лю
Менам кага баб.
Дети снимают медальоны.
Постучим, зайдём.
Воспитатель надевает платок - становится бабой Машей, встречает детей.
Баба Маша: Бур лун. Как хорошо, что вы ко мне пришли. Мне так скучно одной. Внуки мои, уехали в город. А я так люблю играть в к- п игры. Хотите, вас познакомлю с одной моей любимой к-п игрой? (ДА) Игра называется «Кык». А как переводится на русский, знаете? (два). Что бывает у человека по два? Ой, слышите, кто – то шуршит за печкой? Да это же мой домовой – суседко. Тоже играть с нами хочет. Возьмём его играть? Будем дразнить.
Давайте мы с вами выберем кто будет бегать с суседко - домовым. Я знаю коми-пермяцкую считалку.
Окута-мокута, чукыта, ма
Авыся-павыся…
Сейчас мы его будем дразнить. Слушайте и смотрите, повторяйте за мной.
Кык синок и кык пелёк,
Кык кокок и кык киок.
Синнэзн видзтчыштам,
Пеллезн кывзiсьыштам,
Коккезн топтыштам,
Киэзн шовктыштам.
Ми тэн дразнитыштам.
Поиграли – можно отдохнуть. Хотите посмотреть мои фотографии.
Показ фотографий: Бабушка знакомит детей со старинной к-п избой, её убранством: полка с туисами в которых хранили разные напитки, продукты, ягоды. Сделаны они из бересты и содержимое долго не портились.
1 – й слайд:
Зыбка – это моя колыбель, в ней я росла. Её подвешивают к потолку и качают. Они прочные, долговечные. Ещё моя мама росла тоже в этой зыбке. Было много работы, моя бабушка делала работу и качала колыбель …Чем? (ногами)
2 – й слайд:
А эту куклу я подарила своим внукам. Посмотрите, вы знаете, что у неё сзади? (пестерь). С ним ходили в лес по ягоды. В нём ягоды не мялись и не портились.
3 – й слайд:
А этой куклой я играла. Тогда ещё кукол не было, и их нам делали мамы из тряпок. Кукла-оберег всегда была символом продолжения рода, символ плодородия. Куклы-обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким. А хотите, я вас научу делать куклу?
Практическая часть : изготовление куклы-оберег.
- Ну, теперь Кукле пора поспать. Я спою колыбельную, покачаю её, а вы ребята покачайте своих кукол, и подпевайте:
Кага узь, кага узь-
Бокат сюзь, бокат сюзь,
Кага баб, кага баб,
Бокат каб, бокат каб.
Узь ж, чожжыка шоччись,
Кытчздз шондi оз мыччись.
Бабыт шрт нюжлал,
Мамыт нянь пожал,
Дедыт кый виль нинкм,
Айыт город мунм,
Небас тэныт нинкмок,
Бабыт гордзас кеписёк,
Мам пжалас тупосёк,
Дед козьналас нинкмок,
Йкты, миян нывкаок.
Уснула? Узь кага? (ответы детей).
-Ну и вам, наверно пора возвращаться, темно уже становиться. Теперь несите своих кукол домой, и положите в свои зыбки. Адззисьлытозд. До встречи.
На улице детей встречает сова, снова заколдовывает в сов.
Полетели обратно домой. А теперь нужно расколдоваться. Закройте глаза и повторяйте за мной:
Лю-лю-лю, лю-лю-лю
Мэнам дитяо узьо,
Лю-лю-лю, лю-лю-лю
Менам кагао бабо.
Вывод: Вот так мы с вами познакомились с некоторыми к- п колыбельными. Вам понравилось в гостях у бабы Маши? Что вам запомнилось?
Адззисьлытодз. До встреч. (Сюзь улетает).