Папки-передвижки

Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве

ольга каракян
Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве

Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве

1. «ИГРУШКИ ПРИШЛИ В ГОСТИ»

(Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из двух детей).

Дидактическая задача. Учить детей располагать игрушки по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки: матрешка, кукла, собачка, мишка.

Публикация «Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве» размещена в разделах

Ход игры. Педагог говорит: «К нам в гости пришли матрешка, кукла, собачка и мишка. Давай познакомимся с ними». (Педагог дает ребенку в руки поочередно каждую игрушку). «Чтобы гости не скучали, поиграй с ними», - говорит педагог. Затем педагог предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо: «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь сзади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя». После выполнения ребенком этой части игры педагог задает ему вопросы : «С какой стороны от тебя находится мишка?», «С какой стороны от тебя кукла?», «С какой стороны от тебя матрешка?», «С какой стороны от тебя находится собачка?». После этого, педагог просит ребенка рассказать гостям какое - нибудь стихотворение, загадать загадку гости отгадывают ему загадки.

Примечание. Игра проводится неоднократно с увеличением числа игрушек (до 4-5, располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить сосчитать игрушки: «Сколько всего игрушек пришло к тебе в гости?», «С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?», «С каких сторон от тебя игрушек поровну?».

2. «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?»

(Игра может проводиться с подгруппой из 2 – 4 детей. При необходимости можно провести ее индивидуально).

Дидактическая задача. Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначая их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Разнообразные крупные игрушки (от 5 до 10 шт.); скамейка.

Ход игры. 1 ВАРИАНТ.

На ковре ставят несколько игрушек. - «Рассмотрите игрушки внимательно»,- просит педагог детей. «Расскажите, как с ними можно

поиграть, в какие игры». Затем предлагает детям расставить игрушки в ряд на скамейке. После того, как дети расставят игрушки, педагог просит их рассказать, где стоит каждая игрушка. Если дети затрудняются ответить, педагог дает образец словесного описания пространственного расположения игрушки на скамейке: «Пирамидка стоит на скамейке слева», «Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком» и т. д. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. После этого просит детей открыть глаза. «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?». В случае если дети не могут назвать игрушку, педагог помогает им, например, так: «Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала» (Далее следует словесное описание спрятанной игрушки). Когда дети называют спрятанную игрушку, педагог просит сказать, где она стояла.

Примечание. Игра проводится неоднократно с усложнением (увеличивается количество игрушек, используемых в игре, увеличивается количество спрятанных игрушек (до 3-4).

2 ВАРИАНТ.

Игрушки ставят на ковре вокруг детей на расстоянии примерно 1метр, по 2-3 игрушки слева, справа, впереди и сзади.

Педагог просит детей внимательно рассмотреть игрушки и обследовать с помощью осязания. Затем - назвать местоположение каждой игрушки. После того, как дети сделают это, педагог предлагает им закрыть глаза. В это время он прячет одну (при последующих проведениях 2-3) игрушку. «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?»,- спрашивает педагог. После того, как дети назовут игрушку, педагог просит их рассказать, где она стояла.

3. «КАКИЕ ИГРУШКИ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ?»

(Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из 4-5 детей).

Дидактическая задача. Учить детей определять изменения в пространственном расположении игрушек, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки.

Ход игры. Игрушки расставлены на скамейке. После того, как все игрушки рассмотрены детьми и обследованы с помощью осязания, педагог дает им следующие инструкции: «Назови игрушки слева направо, Саша», «Скажи, где стоит матрешка, Алина» и т. д. Затем просит детей закрыть глаза. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами 2 игрушки. «Откройте глаза»,- говорит педагог. «Какие игрушки поменялись местами», «Где стояли эти игрушки?» спрашивает педагог детей.

Примечание. В дальнейшем игра усложняется (увеличивается число используемых игрушек от 5 до 10); педагог меняет местами не 2, а 4 игрушки.

4. «ГДЕ ЖИВУТ ИГРУШКИ?»

(Игра проводится с подгруппой из 4 – 5 детей).

Дидактическая задача. Учить детей определять пространственное расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

Ход игры. Педагог подводит детей к шкафу с игрушками. «Сколько полок в этом шкафу?» - спрашивает педагог у детей. «Правильно, три.» (Педагог дотрагивается рукой до каждой полки). Верхняя, средняя и нижняя. На полках расставлены разные игрушки. Рассмотрите их. (Педагог снимает с полки и дает рассмотреть и ощупать детям каждую игрушку). Назовите игрушки. (Дети называют игрушки). У каждой игрушки есть свое место в шкафу» - говорит педагог и дает образец словесного описания пространственного расположения 3-4 игрушек. Например: «Зайчик стоит на верхней полке слева», «Матрешка стоит на нижней полке слева», «Мяч лежит на верхней полке посередине, между зайчиком и грибком». Затем педагог предлагает детям самостоятельно описать пространственное расположение игрушек: «А теперь вы расскажете мне, где расположены игрушки. Где сидит кукла?

Скажи, Люба» и т. д. Когда дети ответят на вопросы, педагог продолжает: «Игрушкам надоело в шкафу. Поиграйте с ними» (Педагог раздает детям игрушки). Через 5-7 минут педагог говорит: «Игрушкам пора возвращаться домой. Помогите им найти свои места. А я буду вам подсказывать. Слушайте внимательно». Затем педагог дает детям следующие инструкции: «Миша, поставь мишку на среднюю полку слева» и т. д. Примечание. С этим же материалом проводятся игры, «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?»

5.«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

(Игра проводится индивидуально или с подгруппой из 2-3 детей).

1 ВАРИАНТ.

Дидактическая задача. Учить определять разницу в пространственном расположении игрушек «от себя» и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. 2 детских стула, 2 крупные игрушки.

Ход игры. Педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает: «С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот?» (указательные жесты педагога в сторону каждого стула). На сиденье одного стула педагог кладет мяч; второй мяч он кладет под сиденье другого стула. Обращается к ребенку: «Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи».

Примечание. Эта же игра проводится с расположением стульев и мячей в направлениях впереди и сзади от ребенка. При повторном проведении игры мяч заменяется другой игрушкой.

2ВАРИАНТ.

Дидактическая задача. Учить определять разницу в пространственном расположении игрушек «от себя» и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки (по 2 одинаковые игрушки, например, 2 машины и 2 пирамидки).

Ход игры. Педагог ставит слева и справа от ребенка по 2 одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их, обследовать с помощью осязания, назвать. Затем педагог обращает внимание ребенка на то, как расположены игрушки: машина стоит ближе к нему (и справа, и слева, а пирамидка - дальше от него.

Педагог просит ребенка закрыть глаза, а сам меняем игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машину дальше - и слева, и справа).

Говорит ребенку: «Открой глаза. Посмотри внимательно направо. Теперь налево. Что изменилось в расположении игрушек? Примечание. Эта же игра проводится с расположением игрушек в направлениях впереди и сзади от ребенка. Игра проводится неоднократно с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны.

6. «ДАЛЕКО - БЛИЗКО».

(Игра проводится с группой из 3-5 детей).

Дидактическая задача. Учить детей понимать слова «далеко - близко», «дальше - ближе», использовать их в речи.

1ВАРИАНТ.

Ход игры. Педагог просит детей подойти друг к другу: «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу. Дотроньтесь друг до друга. Света, отойди к окну. Сейчас Света стоит далеко от вас». Затем педагог просит детей рассказать, кто стоит далеко, кто близко.

2ВАРИАНТ.

Ход игры. Двое детей стоят близко друг к другу, а третий на некотором расстоянии (примерно 1 метр) от них. Педагог объясняет детям: «Ира и Саша, вы стоите близко друг к другу вы можете дотронуться друг до друга. А Люба - дальше от вас». (Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им кто, где стоит по отношению к другим). Затем педагог предлагает детям рассказать кто, где стоит.

Примечание. Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов в окружающей обстановке, игрушек (например, игра «Что далеко, а что близко?»).

7. «КАТИТСЯ МЯЧ».

(Упражнение проводится индивидуально).

Дидактическая задача. Учить детей определять различные направления «от себя», обозначая их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Кукла, маленький мяч.

Ход упражнения. Педагог говорит: «К нам на занятие пришла кукла, Она принесла с собой мяч. Кукла просит тебя научить ее играть в мяч». Педагог дает ребенку в руки куклу (спиной к нему). Ребенок должен взять руки куклы в свои и бросать мяч в разные направления от себя. По ходу выполнения ребенком задания педагог задает вопросы : «В какую сторону кукла бросила мяч?»

8. «АВТОГОНКИ»

(Игра проводится с группой из 2-х детей).

Дидактическая задача. Учить детей определять различные направления «от себя», обозначая их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. 2 заводные машинки, воротики.

Ход игры. Педагог дает каждому ребенку по одной машинке. Дети рассматривают, обследуют их с помощью осязания. Педагог показывает, как машинки заводятся, как ездят. Потом педагог предлагает детям посоревноваться, чья машинка быстрее доедет до воротиков. (Педагог ставит воротики справа от детей, на расстоянии примерно 2-х метров). Говорит детям: «Вы должны так направить свои машинки, чтобы они проехали в воротики». Когда машинки достигают цели, педагог спрашивает: «В каком направлении ехали машинки?» Затем педагог переставляет воротики налево от детей, игра продолжается.

Примечание. Игра продолжается до тех пор, пока машинки не проедут во всех направлениях от ребенка.

9. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В КУКОЛЬНОЙ КОМНАТЕ?».

(Игра проводится с группой из 2-х детей).

Дидактическая задача. Учить детей определять пространственные отношения между предметами, видеть изменения в их расположении; обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Большая кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

Ход игры. Педагог заранее выкладывает на ковре очертания кукольной комнаты, с обозначением окна и двери. Педагог говорит детям: «Кукла купила новую мебель. Она просит вас помочь расставить мебель в комнате. Вот ее комната (указывает жестом). Какой она формы? Правильно, комната прямоугольной формы». Затем педагог просит детей показать и назвать стены комнаты («Эта стена левая» и т. д., показать и сказать, где расположены окно и дверь. После этого ребенок расставляет в комнате мебель, проговаривая, где и что он ставит. Например, «Стол я поставлю по середине комнаты», «Диван я поставлю у левой стены» и т. д. Когда вся мебель расставлена, педагог предлагает детям погулять с куклой, поиграть с ней. В это время он меняет 2 предмета в кукольной комнате местами. Затем просит детей подойти. Говорит: «Мы приехали к кукле в гости, а у нее в комнате что-то изменилось. Посмотрите внимательно. Какая мебель стоит в другом месте».

Примечание. Игра проводится несколько раз (с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением предметов и изменением в их расположении, с увеличением заданий. Так, мебель ставится во всех углах комнаты, ближе к стене, дальше от стены и т. д.).

10. «ЧТО Я ДЕЛАЮ?».

(Игра проводится с группой из 5 – 7 детей).

Дидактическая задача. Учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

Материал. Ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложечка, два стакана с водой и другие предметы.

Ход игры. Дети сидят. (Педагог заранее приготовил на столе необходимые предметы, накрыл их салфеткой). Педагог объясняет им, что он будет сейчас что-то делать с разными предметами. «Вы должны внимательно слушать с закрытыми глазами. Потом скажете мне, что я делала». Затем педагог просит детей закрыть глаза. Поочередно производит различные действия:

• берет в руки лист бумаги, рвет ее;

• мнет бумагу в руках;

• режет бумагу ножницами;

• размешивает в чашке воду ложечкой, позвякивая ею;

• переливает воду из одного стакана в другой;

• ударяет мячом о пол;

• передвигает стул и т. д.

После окончания каждого действия педагог просит детей открыть глаза и сказать, что и с какими предметами делалось.

На следующих занятиях педагог привлекает к действиям поочередно всех детей.

1. «КАБИНЕТ ВРАЧА»

(Игра проводится с группой из 4-5 детей).

Примечание. Предварительно (за 1-2 дня) с детьми проводят экскурсию в кабинет врача, во время которой дети под руководством педагога обследуют с помощью зрения и осязания мебель и оборудование кабинета; педагог дает образец словесного описания кабинета и пространственного расположения в нем мебели и оборудования; затем дети делают это самостоятельно.

Дидактическая задача. Учить детей моделировать кабинет врача, используя предметы заместители; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов заменителей на модели.

Материал. Листы бумаги обычного формата (по 1 на каждого ребенка, детали настольного строительного конструктора (кубики, брусочки и т. д., счетные палочки для обозначения окна и двери.

Ход игры. Педагог говорит: «Дети, вчера мы были в кабинете врача. Сегодня вы построите кабинет врача из деталей конструктора. Пододвиньте к себе листы бумаги. На них вы будете

конструировать кабинет. Вспомните, какой формы кабинет врача? Правильно, прямоугольной формы. Какой формы лист бумаги? Правильно, тоже прямоугольной. Где в кабинете находится дверь (дети отвечают). Найди это место на своем листе. Обозначьте дверь счетной палочкой. Где в кабинете расположено окно?» и т. д.

Когда дети заканчивают моделирование кабинета, педагог просит одного - двух детей рассказать, где что расположено.

Примечание:

1. По мере выполнения детьми задания педагог проверяет его правильность, помогает детям соотнести пространственное расположение реальных предметов в реальном пространстве с расположением на модели;

2. По типу предложенной проводятся игры на моделирование других помещений (спальни, игровой комнаты, кухни и т. д.).

2. ИГРА - УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЬ ДО КАБИНЕТА ВРАЧА»

(Проводится с группой из 2-3 детей).

Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущих играх.

Ход упражнения. Дети вместе с педагогом неоднократно проходят путь до кабинета, проговаривая направления, в котором они движутся и расположения встречающихся объектов (например, журнальный стол с

телефоном и т. д.). Педагог помогает детям правильно словесно их обозначить. После того, как дети научатся самостоятельно ориентироваться и обозначать в речи различные направления своего движения и расположение объектов, педагог дает им задание рассказать по памяти, как они шли до кабинета врача, что встречали на своем пути.

3. «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА СХЕМЕ?».

(Игра проводится с группой из 4-5 детей).

Примечание. Как и предыдущая, эта игра проводится после предварительного тщательного зрительно осязательного обследования моделируемого пространства, словесного описания педагогом и детьми пространственного расположения предметов, игрушек в этом пространстве.

Дидактическая задача. Учить детей с помощью зрения и осязания соотносить схему с реальным пространством; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов и игрушек в реальном пространстве и на схеме.

Материал. Карточки с изображением схемы стола с игрушками; стол с расставленными на нем крупными яркими игрушками.

Ход игры. Педагог подводит детей к столу с игрушками. Просит внимательно рассмотреть и обследовать игрушки осязательно; назвать их; рассказать, где каждая игрушка расположена. После этого педагог дает каждому ребенку схему с изображением стола с игрушками. Просит внимательно рассмотреть схему; сказать, что на ней нарисовано; соотнести условные изображения с расположением игрушек в реальном пространстве (на столе). Затем педагог просит детей отвернуться; в это время меняет на столе 2 игрушки. Говорит детям: «Посмотрите внимательно на стол. Что изменилось в расположении игрушек? Посмотрите на схему. Сравните расположение игрушек на столе со схемой. Расскажите, чем они отличаются.

Примечание. Когда дети осваивают ориентировку с применением схемы в простом пространстве (на столе, задания усложняются. Детям предлагают соотнести схему шкафа с реальным расположением игрушек в шкафу, затем схему кукольного уголка и т. д.

4. «НАЙДИ ИГРУШКУ ПО СХЕМЕ».

(Игра проводится с группой из 4-5 детей).

Дидактическом задача. Учить находить игрушку в реальном пространстве в месте, указанном на схеме.

Материал. Карточки с изображением схемы стола, шкафа, кукольного уголка (без игрушек).

Ход игры. После зрительно - осязательного обследования реального пространства и игрушек или предметов в нем расположенных (например, стола, шкафа с игрушками, кукольного уголка) детям дают схему этого пространства, на которой отмечено место нахождения заданной игрушки. Педагог говорит: «Внимательно посмотрите на схему. Подойдите к столу. Найдите игрушку, место которой указано на схеме».

Примечание. После того, как дети научились хорошо ориентироваться по схеме карты, им предлагаются более сложные задачи «найти в шкафу, в кукольном уголке и т. д., отмеченное на схеме место расположения игрушки».

5. «К МИШКЕ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ».

(Игра проводится с группой из 4-х детей).

Дидактическая задача. Закрепить навыки ориентировки с применением схем. Учить самостоятельно, составлять схемы пространства. Учить словесно, обозначать пространственное расположение.

Материал. Крупные игрушки; шкаф с 2-мя полками; карточки с изображением схемы пути к Мишке, схемы шкафа; «скатерть» (лист картона, расчерченный на квадраты, изображения посуды и продуктов; листы бумаги, фломастеры.

Ход игры. Педагог говорит детям: «Мишка пригласил нас на День рождения. Давайте выберем ему в подарок игрушку (игрушки стоят в шкафу на полке). Нужно рассказать об игрушке и сказать, где она расположена в шкафу (дети по очереди рассказывают об игрушках и где они расположены).

Теперь мы можем идти к Мишке. Чтобы мы не заблудились, Мишка прислал нам схему пути к его дому. Смотрите на нее и рассказывайте, как вы будете идти». (Дети рассказывают, как они будут идти к Мишке). Педагог: «Вы пришли к Мишке. Поздоровайтесь с ним, поздравьте его с Днем рождения и подарите подарки». «Мишка благодарит вас за подарки и просит поставить их в шкаф в указанное на схеме место» (у каждого ребенка своя схема). Педагог просит детей рассказать Мишке, куда они поставили игрушки. «А теперь сделайте Мишке на память рисунки шкафа с игрушками», - говорит педагог. Когда дети заканчивают рисовать, педагог говорит: «Мишка приглашает вас за стол выпить чаю». На столе лежит «скатерть», в каждом квадрате - картинка с изображением чайной посуды, конфет, печенья. Педагог просит детей рассказать, что и где стоит на столе. «Поблагодарим Мишку за угощение и попрощайтесь с ним. До свидания».

Примечание. По такому типу проводят игры «В гости к кукле», «В магазин за покупками» и т. д. Дети самостоятельно составляют не только схему помещения, но и схему пути к различным объектам.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ

В ПРОСТРАНСТВЕ В ПРОЦЕССЕ

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.

Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние дети познают в процессе активного передвижения. Проведенное нами наблюдения особенностей пространственной ориентировки со слабовидящими дошкольников, имеющих нарушение зрения показало, что дети испытывают при этом значительные трудности. Специально подобранные игры и упражнения помогают детям успешно осваивать окружающее пространство в процессе передвижения.

1. «ЗАЙЧИК И СОБАЧКА ЕЗДЯТ НА МАШИНЕ».

(Игра проводится с группой из 2-х детей).

Дидактическая задача. Учить определять различные направления пространства в процессе передвижения; учить обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки: грузовая машина, зайчик, собачка.

Ход игры. 1. Грузовая машина стоит в гараже (заранее построенном из строительного материала). Педагог выкатывает машину, говорит детям: «Зайчик и собачка решили покататься на машине». (Игрушки в руках у детей). Посадите их в машину. Чтобы они не заблудились, ты, Саша, будешь говорить, в какую сторону от гаража они едут. (Ребенок производит действия с машиной. Педагог помогает ему выбрать правильное направление, придерживаться его). Педагог задает ребенку вопрос : «В каком направлении от гаража едет машина?» и т. д.

2. Педагог говорит: «Зайчик и собачка покатались на машине. Теперь они хотят погулять. Погуляйте с ними по группе. Чтобы им было интересно, рассказывайте, в какую сторону вы идете и что видите».

Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, с различными игрушками до тех пор, пока дети не усвоят дифференцировку направлений пространства при передвижении (в зависимости от точки отсчета).

2.«НАЙДИ ИГРУШКИ».

(Игра проводится индивидуально).

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться в заданных направлениях, обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки (3-5 и больше).

Ход игры. Педагог говорит ребенку: «Сегодня ты поучишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. (Педагог помогает ребенку внимательно обследовать игрушки с помощью зрения и осязания). «Закрой глаза, я спрячу игрушки (прячет игрушки). Открой глаза. Чтобы найти игрушки, надо внимательно слушать, куда, в каком направлении идти. Иди, куда я скажу: Иди впереди до шкафа. Поверни направо от себя, Иди до стола. и т. д.» Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (например, в шкафу, под стулом и т. д.). Игра заканчивается, когда ребенок найдет все игрушки.

Примечание. Игра проводится неоднократно с изменением положения ребенка в пространстве ( с различными поворотами: на 90 и 180, с увеличением числа игрушек, с увеличением направлений пространства, в которых ребенок действует). По такому же типу проводятся игры: «Кукла идет в гости к Зайке», «Путешествие по группе», «Найди игрушку на участке» и т. д.

Публикации по теме:

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.

Дидактическая игра по совершенствованию навыков ориентировки на плоскости «Кто внимательный?»Дидактическая игра по совершенствованию навыков ориентировки на плоскости «Кто внимательный?» Цель: совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Педагог. Какой овощ расположен в верхнем левом углу плаката? Дети. В верхнем.

Формирование пространственной ориентировки как основа развития физического здоровья детей с ОНР. Формирование полноценных физических движений является первостепенной задачей укрепления и совершенствования здоровья детей дошкольного возраста.

Гимнастика после сна во 2 младшей группе с использованием элементов ориентировки в пространстве. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад "Огонёк". Гимнастика после сна во.

Конспект индивидуального занятия по формированию пространственной ориентировки у ребенка с ЗПР Тема: Мышки. Цель: Формирование пространственных представлений. Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить с пространственными.

Конспект урока по социально-бытовой ориентировки «Новогодние традиции» Цели: 1 расширить знания детей о праздновании Нового года,о его традициях; 2 развивать познавательный интерес детей. речь. память. мышление;.

Конспект занятия по познавательному развитию и формированию навыков ориентировки в пространстве «Три медведя» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги. Программное содержание: Вызвать.

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве «Животные Юга» в подготовительной группе детей с нарушением зрения .

Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих.

Семинар-практикум для родителей «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс игр на развитие ориентировки в пространстве
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 14:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД