Папки-передвижки

Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР

Ивачева Лилия Филлиповна
Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР

Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР

СОГЛАСОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.

1. Сказка “Жадный медвежонок”

Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «мой!», «моя!», «Моё!».

Шёл он однажды по лесу. Навстречу ему ёжик бежит, на спине гриб несёт. «мой!» - заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «бедная моя лапа!» - зарычал он.

Публикация «Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР» размещена в разделах

Прихрамывая, побрёл медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки корзинку.

Дальше идёт медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «моё!» - свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.

С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он всё ходил по лесу и кричал: «мой!», «моя!», «моё!».

После рассказа и показа этой сказки логопед (или воспитатель) спрашивает у детей : «Как вы думаете, о чём медвежонок мог кричать «мой!», «моя!», «моё!».

Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.

2. “Помоги Мальвине и Буратино”

В гости к детям пришли Мальвина и Буратино (куклы или дети из другой группы). Они принесли целую картину вещей (вещи Мальвины и Буратино перепутались).

– Ребята, давайте поможем раздать вещи Мальвине и Буратино. Для этого спросим – чей предмет или чья вещь? Выбираются двое ведущих – девочка и мальчик, которые вынимают вещи из корзины и спрашивают: чей бант, чья шляпа? Сказочные персонажи отвечают: мой бант, моя шляпа, и забирают себе вещи. Ведущие меняются несколько раз.

Далее логопед говорит:

– Мальвина и Буратино остались так довольны, что оставили вам угощения.

логопед выносит поднос, на котором лежат сладости и фрукты, просит детей :

– Скажите, что вы возьмете, но так, чтобы слышались слова “мой”, “моя”. Дети отвечают: “Мой банан. Мой апельсин. Моя конфета”. Затем каждый ребенок составляет по одному предложению: “Я возьму мою конфету и мой зефир. А ты?

А я возьму мой банан и мою шоколадку”.

3. На столах разложена одежда детей. Дети должны выбрать свою одежду и назвать её. Например, это мой шарф, моя кофта, моё платье и т. д.

4. “Кто самый внимательный”.

Дети идут в магазин за покупками, игрушками, отдают логопеду свои вещи, складывая их в коробку. Ведущий, доставая по одному предмету, спрашивает детей : Чей грузовик? Чей самолет? Чья кукла? Чья машина? Вызванный ведущим ребенок отвечает: Мой грузовик. Моя кукла. Моя машина. И т. д.

5. «Волшебные часы».

Ведущий раздаёт детям разноцветные сигнальные карточки. На доске вывешиваются часы, на циферблате которых изображены предметы разного цвета. Вызванный помощник вращает стрелки, останавливая их напротив предмета, окрашенного в один из основных цветов.

При этом задаё тся вопрос:

Чей шар, самолёт, медведь и т. д. Чья сумка, шуба, лента, майка и т. д.

Ребёнок, имеющий сигнальную карточку соответствующего цвета, отвечает на вопрос:

Мой шар, самолёт, медведь и т. д.

Моя сумка, шуба, лента, майка и т. д.

6. Дети выходят на поляну. Играет тихая музыка. Как только музыка станет громче, они снимают с кустов карточки с изображёнными предметами, но только теми, у которых художник забыл нарисовать одну деталь. Стул без спинки, тумбочка – без ножки, стол – без крышки, чайник – без ручки, машина – без руля, автобус – без фары, дом – без крыши, платье – без рукавов. Затем дети подходят к стенду, находят недостающую часть предмета и говорят:

– Дайте, пожалуйста, мою ножку, крышку, спинку, фару. Мой руль, рукав, хвост

7. Игра с мячом.

Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребё нку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”. Для игры можно выбрать определенную лексическую тему, например: “одежда, обувь, посуда, мебель и т. д. ”.

8. Логопед предлагает детям вспомнить, кем они являются для мамы и папы (сын, дочка, для бабушки и дедушки (внук, внучка). Затем логопед спрашивает, как мама называет одного из детей группы. Ребё нок отвечает: “Мой сынок”. – “А бабушка?” – “Мой внучек”. Далее логопед спрашивает девочку: “А как тебя папа называет?” –“Моя дочка” – “А дедушка?” – “Моя внучка”.

9. Логопед показывает картинку мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб, наверное потому, что так как он, дети поступают редко.

– Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

– Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

– Никому я их не дам!

– Ну сиди, играй в них сам.

Логопед открывает салфетку, под которой лежат игрушки:

– Может быть, такую кучу игрушек собрал Глеб?

Так про какие игрушки Глеб скажет: Мой? Моя? Моё?

Дети отвечают.

Публикации по теме:

Билингвизм. Трудности формирования грамматических категорий у детей дошкольного возраста Слово «билингвизм» происходит от двух латинских: Ы- «двойной» и «lingua» - язык. Таким образом, «билингвизм» - это способность владения.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека дидактических игр по формированию пространственных представлений у детей шестого года жизни с ТНР 1. Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела” Как правило, дети с ТНР неплохо ориентируются в схеме собственного тела по.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Зимняя одежда, головные уборы» Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «Зимняя одежда, головные уборы». Задачи: 1. Образовательная: -Закрепление.

Конспект ОД по формированию лексико-грамматических категорий языка «Труд повара. Продукты питания» .

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог по» Тема: Согласование существительных в дательном падеже с предлогом По на лексическом материале «Лето». Цель: Обучение умению использовать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНРКонспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Лексическая.

Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме; подбор признаков к предметам; согласование прилагательных с существительными;.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и формированию связной речи «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида Конспект занятия по формированию.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Относительные прилагательные» Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшего возраста с ОНР (второй год обучения).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 21:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД