Папки-передвижки

Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Радина
Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления

с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Целью формирующего эксперимента являлось разработка и апробация комплекса мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Публикация «Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Работа в экспериментальной группе проводилась по разработанной нами методике, в контрольной группе – по традиционной методике и действующей типовой программе.

Методика формирующего эксперимента была направлена на решение ряда задач, основными среди которых являлись:

• обогащение знаний дошкольников о природе родного края;

• ознакомление с устно-поэтическим творчеством мордовского народа;

• формирование основ национального самосознания; развитие эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование умений и навыков для организации деятельности по сохранению и улучшению природной среды.

Наиболее эффективными средствами воспитания этноэкологической культуры, способствующими не только лучшему усвоению старшими дошкольниками природоведческого материала, но и оказывающими воздействие на формирование мировоззрения, национального мироощущения детей, являются произведения устно-поэтического творчества, которые дают возможность показать знакомый мир с новой, неожиданной для детей стороны, позволяют острее ощутить красоту родной природы, почувствовать ее неповторимость.

Для работы по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений мордовского устно-поэтического творчества нами была разработана целенаправленная система работы, включающая разнообразный фольклорный материал (загадки, прибаутки, пословицы, заклички и др.) природоведческого содержания, который оказывали влияние на взаимоотношения детей с природой.

В процессе экспериментальной работы уточнялись и расширялись представления детей о многообразии растений и животных края. Особое внимание уделяли систематическим наблюдениям за деревьями, произрастающими в ближайшем природном окружении. На целевой прогулке «Деревья нашего лесопарка» педагог предлагала рассмотреть и сравнить знакомые детям деревья. Использование мордовских загадок: «Растет с каждым днем, а с рожденья ходит в платьице одном», «Что за дерево без ветра шелестит, теплым летом как от холода дрожит?» и др. Это способствовало эмоциональному освоению знаний о растениях родного края и формированию познавательного отношения.

Детям были прочитаны следующие мордовские народные сказки: «Девушка – березка», «Ветка орешника», после которых была проведена беседа.

– Ребята, с какими мордовскими сказками мы с вами познакомились? О чем они?

– Как описывается «девушка-березка» в сказке?

– Какое самое распространенное дерево в нашей республике?

– Какими именами вы назвали березу в своих рассказах и почему?

– Какие плоды нам дает лещина?

– Плод какого дерева я вам сейчас показываю? (педагог в руке держит шишку). У каких деревьев есть еще такие плоды (шишки?

– А что нам дарит яблоня?

– Плоды каких деревьев вам ещё знакомы?

Особое внимание уделяли фенологическим наблюдениям, где в качестве объектов были выбраны деревья, произрастающие в доступном для дошкольников месте. При этом учитывали, что дерево – крупный, типичный для данной местности объект и поэтому ребенку легче его представить своим другом. На примере дерева рассматривалась взаимосвязь растений с окружающей средой. Детей подводили к выводу, что состояние деревьев, их внешний облик отражает экологическую обстановку, в которой они произрастают. При наблюдении за разными деревьями предлагали выбрать свое дерево. «Ребята, мордовский народ любит родной край, поэтому они очень много сочинили загадок, пословиц, песен, потешек о природе». Например, «Голова есть, нога есть, а рук не счесть», «Летом – зелененькое, а зимой – голенькое». Мордовским народом священными деревьями почитались дуб, липа, береза, вяз, сосна, а также яблоня и рябина, которые считались «чистыми», топить ими печь было большим грехом. Какие деревья вы знаете? Дети перечисляли знакомые им деревья: дуб, береза, тополь, сосна, ель и т. д.

Образность впечатлений, полученных от общения с природой в процессе наблюдений на экскурсиях и прогулках, в трудовой деятельности на участке, подкреплялась чтением художественной литературы (Ф. Бобылев «Странный кот», Ф. Ежов «Плутовка-пустоголовка», Ф. Атянин «Ласточка» и др.).

Знакомство детей с миром природы, с повадками зверей и птиц, осуществляли через колыбельные песни, потешки, прибаутки: «Отчего ты, заинька, белый, глаза выпучены, зубки очень видны, уши торчком, ножки кривые?» и др. С большим успехом использовали заклички, приговорки – небольшие песенки – обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, птицам, насекомым. В них сохранились следы магических заклинаний, отклики языческих воззрений народа: «Лето приди, приди! Весна теплая уйди, уйди! Теплый дождик пришел, пришел. Высокие хлеба сулил» и др. Посредством народных мордовских загадок во время занятий, наблюдений, труда, в детских играх и развлечениях дети учились подмечать особенности живых существ, изменения растений в процессе роста и развития, повадки животных и приспособление их к среде обитания; устанавливать закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времен года. Например, «Один льет, другой пьет, а третья растет», «Кто на грядке восседает, солнце взглядом провожает?» и др. Для детей – это уроки народной мудрости, народных представлений о природе и способов их выражения словом. Они обостряли наблюдательность, повышали интерес к окружающей природе, играли большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребенка.

Широко использовали на занятиях пословицы, в которых проявляется народная мудрость, наблюдательность. На основе народных пословиц осуществлялось описание погоды по изменениям в неживой природе, поведению зверей и птиц, состоянию растений. Например: «Вознаградишь землю один раз, она тебя – десять раз», «Весна придет – все оживет, «Вовремя не посеешь – себя проклинать будешь» и др. Первоначально детям предлагали подобрать необходимый материал (народные приметы, пословицы и поговорки о временах года и погоде, в результате чего был составлен народный календарь времен года. Затем на его основе проводили наблюдения. Для того чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, стремились к тому, чтобы дети фиксировали результаты проведенных наблюдений в календаре погоды, анализировали их, учились использовать в повседневной жизни. Организация данного вида деятельности приобщала детей к народной культуре, народному опыту взаимодействия человека и природы; расширяла знания детей о природе, о значимости ее, зависимостях между явлениями; на практике знакомила с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды; позволила испытать радость открытия, сформировать интерес к данной работе.

Из содержания пословиц, примет дошкольники узнали, что если «осень короткая – зима будет долгая», «зима богата снегом, лето – зерном», «ласточки низко летают – к ненастью». Народные загадки, пословицы, поговорки являются своеобразной системой знаний о природе, ее явлениях. Используя их, дети описывали характерные признаки объектов и явлений природы, выявляли разнообразные взаимосвязи между ними.

Как во время занятий (анализ произведений устно-поэтического творчества, так и в повседневной жизни использовали фольклорный материал. Это способствовало не только накоплению детьми сведений о природе родного края на основе приобретенных знаний, но и учило анализировать содержание примет, загадок, пословиц. Собранный материал был систематизирован и использован для оформления тематических альбомов «Народные приметы мордвы о погоде», «Животный мир родного края в загадках», «Народные пословицы и поговорки о временах года», который в дальнейшем применяли в различных видах деятельности.

Как дополнительный источник информации о различных растениях, животных родного края, природных явлениях использовали народные сказки «Свинка», «Почему курица и коршун в ссоре», «Как ворона лисицу обманула» и др. Они в увлекательной и доступной для детей форме помогали понять закономерности (единство организма и среды, защита животных от врагов как одна из форм приспособленности к среде обитания, сущность взаимодействия человека и природы и др., существующие в природе, осознать ее значение как многогранной универсальной ценности (познавательной, нравственной и эстетической, увидеть красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, понять взаимосвязь между живым и неживым в природе.

Сказочные герои вызывали у детей положительные эмоции и интерес к природным явлениям, подводя к пониманию значения и роли природы в жизни человека. В процессе анализа мордовских народных сказок на занятиях детям предлагали решать экологические задачи, например, «Как вы думаете, чем питались звери зимой в лесу?», «Чем полезен и опасен волк?». В мордовских народных сказках показано взаимодействие человека и живой природы, положительные и отрицательные стороны такого взаимодействия. Ярким примером явилась мордовская народная сказка «Благодарный медведь», где устами представителей животного мира проводится мысль о почитании животных. «Подошел медведь к девушке-эрзянке и лапу протягивает. Смотрит девушка, а в лапе у медведя заноза сидит. С палец толщиной. Вытащила девушка занозу, к ране целебной травки приложила. Медведь поклонился и ушел в лес».

После её прочтения дети отвечали на вопросы.

• Почему сказка называется «Благодарный медведь»?

• За что медведь благодарит девушку?

• В чём состоит его благодарность?

• Расскажите об отношении девушки к медведю?

Особо интересной для дошкольников была игра-путешествие «По лесным тропинкам» с использованием мордовского фольклора, где прививали любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, знакомили их с Красной книгой республики. Участники были разделены на две команды: «Березка» и «Елочка», каждая из которых готовила представление.

Команда «Елочка»

И летом, и зимой Кизонек – тялонек

Все в одежде одной Фкя щамса (панарса) щавкаряф. (Куз)

Команда «Березка»

На опушке леса девушка на выданье, Вирь траваса максрм стирь,

Каждую весну плачет. Эрь тунданя аварди (Келу).

Педагог рассказала, что о березе сложено много песен, стихов. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают мебель, фанеру. А береста, кора березы – готовая природная бумага».

Затем дошкольники из отдельных разрезанных частей картинки собирали портрет редкого растения (по 1 человеку от команды).

Команды в это время сортировали картинки с изображением хищных и травоядных животных. Болельщики в костюмах инсценировали мордовские прибаутки о животных.

– Козочка, козочка

Коза – кудрявые рожки,

Клочковат твой хвостик,

Куда ходила шкодить?

– Ходила в соседнее село,

По капусту в огород,

Съела капустный листочек,

Принесла тебе молочка.

Бабушка, пусти меня во двор,

Мягкими руками подои.

Бабушка козочку подоила,

В горшке (молока) принесла,

Внучка своего накормила.

Сказки, пословицы, загадки, приметы об окружающей природе помогали детям понять, что точность народных выражений – это результат длительных систематических наблюдений людей за окружающей природой. Это во многом стимулировало познавательную активность дошкольников, усилило эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, давало возможность выразить чувства через продуктивно-творческую деятельность (рисунок, поделку, слово).

Использование произведений мордовского устно-народного творчества (сказок, пословиц, загадок, народных примет, игр) способствовало приобщению к духовно-нравственному наследию, традициям и культуре мордовского народа.

Данные формирующего эксперимента подтвердил контрольный этап.

Публикации по теме:

Комплекс игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста Комплекс игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста под музыку. Гимнастика в постели.

Комплекс мероприятий, направленных на успешную социальную адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ 1. Мероприятие: Сбор информации «Индивидуальные особенности детей». Срок: До поступления ребенка в д. сад. Цель: Устанавливание системы совместной.

Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим.

Комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста «Мы здоровые, сильные и красивые» Тип: Корригирующая гимнастика с гимнастическими палками. Цель: создание организационно - педагогических условий на утренней гимнастике для.

Комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста «В стране веселых мячей» Тип: сюжетно-игровая утренняя гимнастика. Цель: создание организационно - педагогических условий на утренней гимнастике для совместной двигательной.

Комплекс закаливающих мероприятий после сна для детей младшего и среднего дошкольного возрастаКомплекс закаливающих мероприятий после сна для детей младшего и среднего дошкольного возраста Цель закаливающих мероприятий: продолжать формировать у дошкольников первичные представления о здоровом образе жизни, представления об.

План мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни План мероприятий на неделю по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни (логопедическая группа) Ежедневный.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки русской народной культуры» Актуальность проекта:В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия и глубокое осмысливание русских народных.

Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников. Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников. Проблема этноэкологического образования является.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя Сурковой Ольга Александровны МБДОУ «Детский сад № 96» «Все правила достойного поведения давным - давно известны, остановка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2016 в 19:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД