Получи документы

Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Радина
Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления

с устно-поэтическим творчеством мордовского народа

Целью формирующего эксперимента являлось разработка и апробация комплекса мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Публикация «Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Работа в экспериментальной группе проводилась по разработанной нами методике, в контрольной группе – по традиционной методике и действующей типовой программе.

Методика формирующего эксперимента была направлена на решение ряда задач, основными среди которых являлись:

• обогащение знаний дошкольников о природе родного края;

• ознакомление с устно-поэтическим творчеством мордовского народа;

• формирование основ национального самосознания; развитие эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование умений и навыков для организации деятельности по сохранению и улучшению природной среды.

Наиболее эффективными средствами воспитания этноэкологической культуры, способствующими не только лучшему усвоению старшими дошкольниками природоведческого материала, но и оказывающими воздействие на формирование мировоззрения, национального мироощущения детей, являются произведения устно-поэтического творчества, которые дают возможность показать знакомый мир с новой, неожиданной для детей стороны, позволяют острее ощутить красоту родной природы, почувствовать ее неповторимость.

Для работы по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений мордовского устно-поэтического творчества нами была разработана целенаправленная система работы, включающая разнообразный фольклорный материал (загадки, прибаутки, пословицы, заклички и др.) природоведческого содержания, который оказывали влияние на взаимоотношения детей с природой.

В процессе экспериментальной работы уточнялись и расширялись представления детей о многообразии растений и животных края. Особое внимание уделяли систематическим наблюдениям за деревьями, произрастающими в ближайшем природном окружении. На целевой прогулке «Деревья нашего лесопарка» педагог предлагала рассмотреть и сравнить знакомые детям деревья. Использование мордовских загадок: «Растет с каждым днем, а с рожденья ходит в платьице одном», «Что за дерево без ветра шелестит, теплым летом как от холода дрожит?» и др. Это способствовало эмоциональному освоению знаний о растениях родного края и формированию познавательного отношения.

Детям были прочитаны следующие мордовские народные сказки: «Девушка – березка», «Ветка орешника», после которых была проведена беседа.

– Ребята, с какими мордовскими сказками мы с вами познакомились? О чем они?

– Как описывается «девушка-березка» в сказке?

– Какое самое распространенное дерево в нашей республике?

– Какими именами вы назвали березу в своих рассказах и почему?

– Какие плоды нам дает лещина?

– Плод какого дерева я вам сейчас показываю? (педагог в руке держит шишку). У каких деревьев есть еще такие плоды (шишки?

– А что нам дарит яблоня?

– Плоды каких деревьев вам ещё знакомы?

Особое внимание уделяли фенологическим наблюдениям, где в качестве объектов были выбраны деревья, произрастающие в доступном для дошкольников месте. При этом учитывали, что дерево – крупный, типичный для данной местности объект и поэтому ребенку легче его представить своим другом. На примере дерева рассматривалась взаимосвязь растений с окружающей средой. Детей подводили к выводу, что состояние деревьев, их внешний облик отражает экологическую обстановку, в которой они произрастают. При наблюдении за разными деревьями предлагали выбрать свое дерево. «Ребята, мордовский народ любит родной край, поэтому они очень много сочинили загадок, пословиц, песен, потешек о природе». Например, «Голова есть, нога есть, а рук не счесть», «Летом – зелененькое, а зимой – голенькое». Мордовским народом священными деревьями почитались дуб, липа, береза, вяз, сосна, а также яблоня и рябина, которые считались «чистыми», топить ими печь было большим грехом. Какие деревья вы знаете? Дети перечисляли знакомые им деревья: дуб, береза, тополь, сосна, ель и т. д.

Образность впечатлений, полученных от общения с природой в процессе наблюдений на экскурсиях и прогулках, в трудовой деятельности на участке, подкреплялась чтением художественной литературы (Ф. Бобылев «Странный кот», Ф. Ежов «Плутовка-пустоголовка», Ф. Атянин «Ласточка» и др.).

Знакомство детей с миром природы, с повадками зверей и птиц, осуществляли через колыбельные песни, потешки, прибаутки: «Отчего ты, заинька, белый, глаза выпучены, зубки очень видны, уши торчком, ножки кривые?» и др. С большим успехом использовали заклички, приговорки – небольшие песенки – обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, птицам, насекомым. В них сохранились следы магических заклинаний, отклики языческих воззрений народа: «Лето приди, приди! Весна теплая уйди, уйди! Теплый дождик пришел, пришел. Высокие хлеба сулил» и др. Посредством народных мордовских загадок во время занятий, наблюдений, труда, в детских играх и развлечениях дети учились подмечать особенности живых существ, изменения растений в процессе роста и развития, повадки животных и приспособление их к среде обитания; устанавливать закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времен года. Например, «Один льет, другой пьет, а третья растет», «Кто на грядке восседает, солнце взглядом провожает?» и др. Для детей – это уроки народной мудрости, народных представлений о природе и способов их выражения словом. Они обостряли наблюдательность, повышали интерес к окружающей природе, играли большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребенка.

Широко использовали на занятиях пословицы, в которых проявляется народная мудрость, наблюдательность. На основе народных пословиц осуществлялось описание погоды по изменениям в неживой природе, поведению зверей и птиц, состоянию растений. Например: «Вознаградишь землю один раз, она тебя – десять раз», «Весна придет – все оживет, «Вовремя не посеешь – себя проклинать будешь» и др. Первоначально детям предлагали подобрать необходимый материал (народные приметы, пословицы и поговорки о временах года и погоде, в результате чего был составлен народный календарь времен года. Затем на его основе проводили наблюдения. Для того чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, стремились к тому, чтобы дети фиксировали результаты проведенных наблюдений в календаре погоды, анализировали их, учились использовать в повседневной жизни. Организация данного вида деятельности приобщала детей к народной культуре, народному опыту взаимодействия человека и природы; расширяла знания детей о природе, о значимости ее, зависимостях между явлениями; на практике знакомила с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды; позволила испытать радость открытия, сформировать интерес к данной работе.

Из содержания пословиц, примет дошкольники узнали, что если «осень короткая – зима будет долгая», «зима богата снегом, лето – зерном», «ласточки низко летают – к ненастью». Народные загадки, пословицы, поговорки являются своеобразной системой знаний о природе, ее явлениях. Используя их, дети описывали характерные признаки объектов и явлений природы, выявляли разнообразные взаимосвязи между ними.

Как во время занятий (анализ произведений устно-поэтического творчества, так и в повседневной жизни использовали фольклорный материал. Это способствовало не только накоплению детьми сведений о природе родного края на основе приобретенных знаний, но и учило анализировать содержание примет, загадок, пословиц. Собранный материал был систематизирован и использован для оформления тематических альбомов «Народные приметы мордвы о погоде», «Животный мир родного края в загадках», «Народные пословицы и поговорки о временах года», который в дальнейшем применяли в различных видах деятельности.

Как дополнительный источник информации о различных растениях, животных родного края, природных явлениях использовали народные сказки «Свинка», «Почему курица и коршун в ссоре», «Как ворона лисицу обманула» и др. Они в увлекательной и доступной для детей форме помогали понять закономерности (единство организма и среды, защита животных от врагов как одна из форм приспособленности к среде обитания, сущность взаимодействия человека и природы и др., существующие в природе, осознать ее значение как многогранной универсальной ценности (познавательной, нравственной и эстетической, увидеть красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, понять взаимосвязь между живым и неживым в природе.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр» Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр Воспитатель: Билялова Наталья Александровна.

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок,.

Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовались предметные, сюжетные и художест-венные картины.

Комплекс закаливающих мероприятий после сна для детей младшего и среднего дошкольного возрастаКомплекс закаливающих мероприятий после сна для детей младшего и среднего дошкольного возраста Цель закаливающих мероприятий: продолжать формировать у дошкольников первичные представления о здоровом образе жизни, представления об.

План мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни План мероприятий на неделю по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни (логопедическая группа) Ежедневный.

Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников. Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников. Проблема этноэкологического образования является.

Тематическое планирование «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста» Тематический план Длительность одного занятия 30-35 минут. № п/п Тема Количество часов теоретич. практич. Блок 1. Культура речи.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя Сурковой Ольга Александровны МБДОУ «Детский сад № 96» «Все правила достойного поведения давным - давно известны, остановка.

Консультация для воспитателей «Воспитание этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем, охвативших все сферы его жизнедеятельности, в том числе и кризисом.

Занятие по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста «Звук [Т]» Программные задачи; Упражнять детей в отчетливом произношении звука «т» изолированно, в слогах, словах и фразовой речи. Учить детей определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2016 в 18:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД