Лучший педагог года

Комплекс эффективных условий, включающих в себя технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в ДОО

Ольга Лобанова
Комплекс эффективных условий, включающих в себя технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в ДОО

Воспитательно-образовательный процесс строится на основе основной общеобразовательной программы структурного подразделения «Детский сад №7 комбинированного» вида в соответствии с ФГОС ДО.

Приоритетным направлением детского сада является физкультурно-оздоровительная работа. Здесь созданы прекрасные условия для укрепления здоровья детского организма.

Публикация «Комплекс эффективных условий, включающих в себя технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в ДОО» размещена в разделах

Три раза в неделю во всех возрастных группах проводятся занятия по физическому развитию, которые развивают координацию движения и гибкость детей, способствующие правильному формированию опорно-двигательной системы организма, они стремятся привить детям любовь к спортивным упражнениям, сформировать навыки здорового образа жизни.

Воспитателями групп с детьми ежедневно проводится:

- утренняя гимнастика, целью которой является формирование и совершенствование двигательных навыков детей;

- образовательная деятельность, которая проводится с учетом сетки занятий, и соответствует учебному, календарному и перспективному планам;

- гимнастика после дневного сна, способствующая плавному пробуждению детей;

Неотъемлемой частью в течение дня являются прогулки детей на свежем воздухе, где обязательно организуются наблюдения за природными явлениями, живой природой, трудом взрослых, транспортом. Организуются подвижные игры, различного рода мероприятия, которые положительно сказываются на развитии детей, их настроения и общего состояния организма.

В детском саду организована бесплатная кружковая работа с детьми:

Кружок «Игровой стрейчинг», руководителем кружка является инструктор по физическому воспитанию Мауль Ю. В. На ее занятиях дети живут в мире образов. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят понятные и близкие детям названия животных и имитационных действий, и выполняются в ходе сюжетно-ролевой игры. 1

Кружок «Сеансы здоровья», ведет педагог-психолог Наумова Т. В. Он направлен на формирование эмоциональной стабильности дошкольников. 2

Кружок «В здоровом теле – здоровый дух», ведет воспитатель подготовительной группы «Ягодка» Суслина С. И. Работа кружка способствует воспитанию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. 3

Проектная деятельность педагогов так же охватывает область физического развития и формирования навыков здорового образа жизни :

Проектная деятельность воспитателя Шугуровой Т. П. «Если хочешь быть здоров».4

Проектная деятельность воспитателя Грузинцевой И. М. «Наш друг Мойдодыр».5

Проектная деятельность воспитателя Горшковой Г. М. «Здоровым быть здорово6

В детском саду организовано 5 разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) полностью удовлетворяющее физиологические потребности растущего организма в основных питательных веществах.

В детском саду функционирует медицинский блок, который включает в себя кабинет медсестры, кабинет врача, процедурный кабинет, изолятор, комната для приготовления дезрастворов.

Наличие программ детского сада по оздоровлению воспитанников

Коллектив детского сада работает по основной общеобразовательной программе структурного подразделения «Детский сад №7 комбинированного вида» в соответствии с ФГОС ДО. Данная программа разработана творческой группой педагогов детского сада.

Образовательная область «Физическое развитие» данной программы опирается, на авторов И. М. Сучкову и Е. А. Мартынову «Физические развитие, планирование, работы по освоению образовательной области», 2015 года. Также взяты элементы занятий, из программы Е. В. Сулим «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-7 лет», 2014 г.

Дополнительное бесплатное образование воспитанников «Игровой стретчинг» проводится на основе, программы Е. В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду; Игровой стретчинг», 2014 г.

Дополнительное бесплатное образование воспитанников «Сеансы здоровья» проводится на основе, программы Л. Г. Шулья «Программа релаксации детей в ДОУ».

Наличие условий для двигательной активности детей (физкультурный зал, площадка, физкультурное оборудование в группах)

В структурном подразделении «Детский сад №7 комбинированного вида» ведется целенаправленная работа над созданием оптимальных условий, обеспечивающих формирование у детей и их родителей осознания значимости сохранения собственного здоровья через реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений физической культуры, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Главное для коллектива детского сада - обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми, поэтому работа нашего детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей - это не дань моде, а настоящая необходимость.

В саду созданы все необходимые условия для развития двигательной активности. В первую очередь это наличие помещений: физкультурный зал; музыкальный зал; тренажерный зал; кабинет педагога-психолога; физкультурные зоны в каждой группе; спортивная площадка на участке детского сада.

Спортивный зал оснащен современным оборудованием. В комплект оборудования для физических упражнений входят переносные и стационарные крупногабаритные предметы (гимнастические скамейки, лестницы) и мелкие предметы (кольца, мячи, обручи, кубики, кегли и т. д.) Все это изготовлено из разных материалов.

Педагоги стараются больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь помогают физкультурные зоны, которые есть во всех группах, картотеки игр разного уровня подвижности, подбор схем и карточек выполнения разнообразных движений. Так же имеются массажные коврики и дорожки, на изготовление которых шли пуговицы, деревянные и пластиковые бусинки разных размеров и цветов.

Участок детского сада тоже не остается без внимания. На групповых участках имеются веранда, скамейки, горки, качели, карусели, баскетбольные кольца. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала.

Спортивная площадка оснащена оборудованием для всех видов движений. Выложены галечные дорожки для упражнений, предупреждающих плоскостопие, яма с песком для прыжков в длину. Здесь расположены физкультурные пособия для общеразвивающих упражнений, скамейки, лестницы для лазания, дуги для подлезания, пеньки для перепрыгивания, перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. На этой площадке организуются летом вечера развлечений, игры спортивного характера, физкультурные праздники и другие мероприятия.

В каждой группе имеются "родительские уголки", на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий педагоги пытаются довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть сформирован доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.

Вовремя всех открытых мероприятий, праздников, родительских собраний педагоги знакомят и обучают родителей с играми различной подвижности. Даются рекомендации, какие виды игр можно использовать в режиме дня.

Таким образом, разработанный в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на активное сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.

Наличие условий для привития и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков

В структурном подразделении «Детский сад №7 комбинированного вида» для привития и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков созданы благоприятные условия. В каждой группе имеется спортивный уголок с необходимым оборудованием (мячи разного размера, обручи, кегли, скакалки, колцеброс, атрибуты для дыхательной гимнастики, массажные коврики, сюжетные маски и др.)

Для формирования и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков в каждой возрастной группе имеются сюжетно-ролевые игры («Столовая», «Больница», «Магазин», «В гостях у куклы», «Мамины помощники», «День рожденья», «Мы дежурим», дидактические игры («Накроем правильно», «Угадай, что не так?», «Умоем куклу», «Оденемся на прогулку», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Напоим куклу Зину чаем», «Кукла Оля простудилась», «Режим дня» и др.).

Воспитатели ведут календарное планирование режимных моментов по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, образовательной деятельности, проводят беседы «Где прячутся микробы», «Почему нужно мыть руки перед едой». «Что такое хорошо и что такое плохо», «Почему у Кати болят зубы», чтение художественной литературы «Водичка - водичка», «Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, организуют с детьми сюжетно-ролевые игры «Кукла Катя обедает», «Оденем Катю на прогулку». Также используется народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков, в играх формируются представления о человеческом организме, о здоровом образе жизни.

Также в каждой группе имеется уголок дежурного и необходимый инвентарь. Дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой: раскладывают салфетницы, расставляют хлебницы, раздают столовые приборы.

Для воспитания культуры гигиены в группе имеются методические пособия Т. А. Шорыгина «Правила поведения для воспитанных детей», «Части тела», «Беседы о здоровье», «Правила личной гигиены». Дидактический материал и игрушки размещены так, что дети могут свободно пользоваться ими.

Одной из задач воспитателя является - создание предметно – пространственной среды, необходимой для игр. Необходимо, чтобы взрослый сам умел играть и выделять для игры время и место. Разновозрастное детское сообщество дает множество образцов для подражания, а в группе роль умелого партнера по игре должен взять на себя воспитатель. Игра в целом помогает и закрепляет культурно-гигиенические навыки детей.

Наличие условий для медицинского обеспечения дошкольного образовательного учреждения

В нашем детском саду имеется специальный медицинский блок. Он отапливается по сезону, имеет холодное и горячее водоснабжение и канализацию.

В состав медицинского блока входит кабинет медсестры, процедурный кабинет, изолятор, кабинет врача, комнату для приготовления дезинфицирующих растворов, туалет.

В медицинском блоке имеются все необходимые инструменты для осмотра детей : весы для измерения веса, ростомер для измерения роста, сантиметровая лента для измерения окружности головы и груди, плакат для измерения остроты зрения, разрешенные медицинские препараты и многое другое. А также имеется стол инструментальный - для медицинских инструментов-термометр, шпателя. Здесь же находится холодильник для хранения бакпрепаратов, книжный шкаф для хранения медицинских документов и аптечек первой медицинской помощи.

Один раз в год дети осматриваются врачом педиатром и другими специалистами (хирургом, офтальмологом, дерматологом, отоларингологом, неврологом, стоматологом и др.) из детской поликлиники.

Дети, состоящие на «Д» учете осматриваются педиатром два раза в год.

Медсестра проводит антропометрию (измерение роста, веса, окружности груди) детей до трех лет 4 раза в год, а детей старше трех лет 2 раза в год. Ежедневно медсестра осматривает детей младшей группы : измеряет температуру тела, проверяет зев и кожу. Еженедельно проверяет детей на педикулез и чесотку, по плану делаются профилактические прививки.

С учетом особенностей современного общественного развития возникает необходимость уже в дошкольном возрасте сформировать у детей активную позицию, на укрепление и сохранения своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком. Для этого ежедневно объясняется ребенку, почему нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, почему нельзя долго смотреть телевизор, играть в темноте.

Мы считаем, что в этом может помочь ознакомлению дошкольников с организмом человека. Такие занятия планируем разрабатывать и проводить с детьми с нового учебного года.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет этой средой является дошкольное образовательное учреждение, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени бодрствования дошкольников. Наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением детьми дошкольного образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, дошкольная образовательная среда порождает факторы риска нарушения здоровья, с действием которых связано 20 – 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей дошкольного возраста. Исследования Института возрастной психологии РАО позволяет проранжировать дошкольные факторы риска по убыванию их значимости и силы влияния на здоровье воспитанников :

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям дошкольника.

3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Провалы в существующей системе физического воспитания.

6. Интенсификация учебно- воспитательного процесса.

7. Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья.

8. Частичное разрушение служб медицинского контроля.

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья, его культуры, здорового образа жизни.

Вышесказанное вызывает стремление к поиску и совершенствованию оздоровительных технологий, созданию более совершенных методов физического воспитания в учебное время, направленных на укрепления здоровья детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение таких воспитательных, образовательных и оздоровительных задач :

- сформировать у детей мотивационно-ценностное отношение к занятиям физическими упражнениями и оздоровительно-физической культуре;

- создать в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого ребенка, воспитать у него потребность в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании и самовоспитании, в регулярных занятиях физическими упражнениями.

- привить детям опыт использования средств оздоровительной физической культуры и корригирующих упражнений из лечебной физической культуры.

Все эти задачи посильно могут решаться в детском саду. Для детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, организуется:

- щадящая утренняя гимнастика, где применяются общеразвивающие и специальные дыхательные упражнения.

- проводится стопотерапия, где используют массажные коврики.

- участие в спортивно-массовых мероприятиях при определенной нагрузке.

- участие в спортивно-интеллектуальных играх.

Экологические условия

При организации предметно-развивающей среды и проведении режимных моментов в структурном подразделении «Детский сад №7» комбинированного вида соблюдаются санитарно-гигиенические требования, прописанные в СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных процессов педагоги придерживаются следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями.

Режим учитывает возрастные особенности детей, является постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года, учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игры и детские виды деятельности

4. Образовательная деятельность

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7. Подготовка к сну, дневной сон

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

10. Подготовка к ужину, ужин

11. Игры, прогулка, уход детей домой.

В структурном подразделении «Детский сад №7» комбинированного вида предметно-развивающая среда организованна в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса. Группы и участки детского сада способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста, укреплению здоровья воспитанников, реализуют возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых.

Развивающая среда построена на следующих принципах:

1) насыщенность;

2) трансформируемость;

3) полифункциональность;

4) вариативность;

5) доступность;

6) безопасность.

В детском саду световые проемы (окна) в групповых, игровых и спальнях оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств используются внутренние жалюзи. Строго соблюдается режим проветривания в спальных и групповых помещениях.

Территория дошкольной образовательной организации расположена на окраине города у леса, вдали от проезжей части, что способствует предотвращению неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов, сопровождающих игровую деятельность и занятия физической культурой с использованием спортивного и игрового оборудования. По периметру она ограждена забором и полосой зеленых насаждений. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга.

Участок детского сада оборудуется в соответствии с концепцией с развивающей предметной среды, обеспечивает содержательную экологически ориентированную деятельность детей. Здесь уместны как традиционные, так и нетрадиционные объекты, центры тематические и видовые площадки различных многофункциональных направлений : теплица, цветники, участок для привлечения птиц, экологическая тропа, полоса хвойных деревьев, газоны, спортивно – игровое пространство, игровые площадки.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.

Сохранение и укрепление здоровья детей с помощью тренажерно-информационной системы «Тиса» В современном этапе развития России ключевыми принципами Национальной стратегии является физическое развитие и укрепление здоровья детей.

«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (презентация из опыта работы) В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

«Сохранение и укрепление здоровья детей 3–4 лет по системе Су-Джок». План самообразования на 2017–2018 учебный год Тема: «Сохранение и укрепление здоровье детей 3-4 лет по системе Су-Джок». Цель: Повышение профессиональной компетентности в оздоровление.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Укрепление и сохранение здоровья дошкольников Цель: .Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению.

Сохранение и укрепление здоровья детей путем внедрения в работу ДОУ современных здоровьесберегающих технологий: Консультация Введение На современном этапе развития выявлена негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всего населения, а особенно детей дошкольного.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Консультация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны. В современных условиях наблюдается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс эффективных условий, включающих в себя технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в ДОО
Опубликовано: 7 августа 2018 в 10:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД