Комплексно-целевая программа «Поликультурное воспитание дошкольников»

Татьяна Лазарева
Комплексно-целевая программа «Поликультурное воспитание дошкольников»

Комплексно-целевая программа «Поликультурное воспитание дошкольников»

Комплексно-целевая программа

"Поликультурное воспитание дошкольников"

Пояснительная записка.

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности. Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей.

Цель программы.

Формировать национальное самосознание развивающейся личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное самоопределение на основе национальных традиций российской культуры.

Задачи.

1. Формировать представление детей о многообразии культур и их взаимосвязи.

2. Учить отличать и называть особенности культуры народов, проживающих на Юге и Севере России.

3. Развивать умение отражать этнокультурные особенности и традиции в разных видах детского творчества, обеспечивающие условия для самореализации личности и создающие основу для воспитания уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

4. Воспитывать на основе понимания и принятия самобытности культур разных

народов бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям, направленное на сохранение национальных культур народов России.

Концепция программы.

Приобретение детьми основ личностной культуры, её базиса, соответствующих общечеловеческим духовным ценностям.

Обоснование программы

В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.

Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда!

В настоящее время, идея поликультурного воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Анализ результатов проведенных наблюдений за детьми, бесед с дошкольниками, родителями, педагогами свидетельствует о том, что общие знания о культуре разных народов у детей не сформированы. Отношение к представителям других национальностей нейтрально. Интерес к национальной культуре ситуативно неустойчивый. Недостаточно организована развивающая среда, а также недостаточная подготовленность педагогов ДОУ в этой области знаний. В реализации поликультурного образования отсутствует взаимодействие между родителями, детьми, педагогами.

Пути решения проблемы

1. Разработка КЦП, направленной на поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с народами России.

2. Организация развивающей среды.

3. Организация работы творческой группы.

4. Повышение педагогического мастерства педагогов.

5. Разработка перспективного плана по поликультурному воспитанию детей.

6. Сотрудничество с родителями с целью повышения уровня знаний по вопросу поликультурного воспитания детей.

7. Организация наставничества опытных педагогов и начинающих.

Ожидаемые результаты

1. Имеет представления о России как многонациональной стране.

2. Имеет представления о народах России, его культуре.

3. Обладает духовно – нравственными ценностями.

4. Обладает гражданско – патриотическими чувствами.

5. Уважает культурное, историческое прошлое России.

КЦП будет реализовываться в течение трех лет.

Разделы программы.

1. Методическое обеспечение программы:

Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателей.

2. Работа с педагогическими кадрами:

Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме развития личности ребенка.

3. Работа с детьми:

Цель: воспитание, развитие, формирование представлений, качеств по проблеме.

4. Работа с родителями:

Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с детским садом.

5. Контроль, анализ, регулирование программы:

Цель: отслеживание результатов проводимой работы, на ее основе планирование коррекционной работы.

6. Материально – техническое обеспечение программы:

Цель: создание, развитие и эффективное использование образовательно-материальных ресурсов для реализации программы.

2018 – 2019 учебный год

Формировать гражданственность дошкольников через ознакомление с культурой Кубани.

Задачи:

1. Формировать представления об истории Кубани, укладе жизни казаков.

2. Познакомить с народно – прикладным искусством региона и приобщать к художественному труду по народным мотивам.

3. Развивать интерес к традициям и обычаям кубанского народа.

4. Воспитывать бережное отношение к национальным ценностям кубанского народа.

5. Повышать компетентность педагогов в вопросах поликультурного воспитания дошкольников.

2018 – 2019 учебный год

Методическое обеспечение

Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов.

Работа с педагогическими кадрами

Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме Консультация

«Специфика поликультурного воспитания детей дошкольного возраста».

Работа с детьми

Цель: развитие у дошкольников основ поликультурного воспитания.

Работа с родителями

Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ.

Контроль, анализ, регулирование программы

Цель: отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование

дальнейшей работы.

Материально – техническое обеспечение

Цель: создание, развитие, и эффективное использование учебно-материальных ресурсов для реализации программы.

Мероприятия

1 квартал

1. Подбор и изучение информационно – методической литературы по теме.

2. Систематизация необходимого литературно – художественного материала для знакомства детей с культурой народов Кубани.

3. Консультация: «Специфика поликультурного воспитания детей дошкольного возраста».

4. Педагогический час. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани»

5. Занятия с детьми: «Кубань – Житница – России». (знакомство с историей Кубани, видами труда, культурой).

6. Анкетирование родителей по теме.

7. Диагностика.

8. Подбор дидактического материала.

9. Приобретение методической литературы.

2 квартал

1. Определение объема знаний по каждой возрастной группе.

2. Разработка перспективного плана по ознакомлению дошкольников с культурой народов Кубани.

3. Семинар «Организация процесса поликультурного воспитания детей в ДОУ».

4. Выставка «Кубанские куклы»

5. Оформление наглядной информации.

6. Тематический контроль «Организация работы по формированию представлений о народной культуре Кубани у детей дошкольного возраста».

7. Оснащение методического кабинета дидактическим материалом по ознакомлению с культурой Кубанского народа.

3 квартал

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ по теме.

2. Педсовет «Создание условий для поликультурного воспитания дошкольников при ознакомлении с культурой Кубани».

3. Смотр – конкурс. Центров патриотического воспитания в группах ДОУ».

4. Проект «Обычаи и традиции народа Кубани».

5. Родительское собрание «Роль семьи в поликультурном воспитании детей».

6. Итоговая диагностика

7. Организация экспозиции «Традиционная культура Кубани».

4 квартал

1. Разработка рекомендаций для родителей по ознакомлению детей с культурой народов Кубани.

2. Самоанализ педагогов: Организация работы по ознакомлению детей с культурой народов Кубани.

3. Развлечение «Кубанские посиделки».

4. Организация выставки совместного творчества родителей и детей «Все, что дает земля Кубанская, вкусно и полезно».

5. Коррекционная работа по результатам диагностики.

2019 – 2020 учебный год

Формировать гражданственность дошкольников через ознакомление с культурой алтайского народа

Задачи:

1. Формировать представления об истории Алтая, укладе жизни алтайского народа.

2. Познакомить с народно – прикладным искусством региона и приобщать к художественному труду по народным мотивам.

3. Развивать интерес к традициям и обычаям алтайского народа.

4. Воспитывать бережное отношение к национальным ценностям алтайского народа.

5. Повышать компетентность педагогов в вопросах поликультурного воспитания дошкольников.

2019 – 2020 учебный год

Методическое обеспечение

Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов.

Работа с педагогическими кадрами

Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме.

Работа с детьми

Цель: развитие у дошкольников основы поликультурного воспитания.

Работа с родителями

Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ.

Контроль, анализ, регулирование программы

Цель: отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование

дальнейшей работы

Материально-техническое обеспечение планирование дальнейшей работы

Цель: создание, развитие, и эффективное использование учебно - материальных ресурсов для реализации программы.

Мероприятия

1 квартал

1. Подбор и изучение информационно – методической литературы по теме. 2. Систематизация необходимого литературно – художественного материала для знакомства детей с культурой алтайского народа

3. Педагогический час. «Приобщаем детей к традиционной культуре Алтая»

4. Консультация: «Народная игрушка как средство поликультурного воспитания.

5. Занятия с детьми: "Алтайский край. Знакомство природой, бытом, традициями алтайского народа"

6. Круглый стол: «Актуальна ли в наше время проблема поликультурного воспитания?».

7. Взаимопосещение на тему: «Организация работы по поликультурному воспитанию дошкольников».

8. Изготовление дидактического материала по ознакомлению детей с культурой алтайского народа.

2 квартал

1. Определение объема знаний по каждой возрастной группе.

2. Разработка перспективного плана по ознакомлению дошкольников с культурой алтайского народа.

3. Семинар «Применение современных технологий в реализации поликультурного воспитания дошкольников».

4. Выставка рисунков по произведениям о животных В. Бианки.

5. Тематический контроль «Создание условий для поликультурного воспитания дошкольников"

6. Изготовление дидактических игр.

3 квартал

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ по теме.

2. Педсовет «Создание условий для поликультурного воспитания дошкольников при ознакомлении с культурой Алтая».

3. Смотр – конкурс. Центров патриотического воспитания».

4. Занятия с детьми "Алтайские народные сказки".

5. Наглядная агитация: рекомендации в папке-раскладушке, рубрика «Прочитайте детям»(Алтайские сказки).

6. Диагностика

7. Организация экспозиции «Традиции и искусство алтайского народа».

4 квартал

1. Разработка рекомендаций для родителей по ознакомлению детей с культурой алтайского народа.

2. День открытых дверей.

3. Коррекционная работа по результатам диагностики.

2020 – 2021 учебный год

Формировать гражданственность дошкольников через ознакомление с культурой Якутии

Задачи:

1. Формировать представления об истории Якутии, укладе жизни народов Якутии.

2. Познакомить с народно – прикладным искусством региона и приобщать к художественному труду по народным мотивам.

3. Развивать интерес к традициям и обычаям якутского народа.

4. Воспитывать бережное отношение к национальным ценностям якутского народа.

5. Повышать компетентность педагогов в вопросах поликультурного воспитания дошкольников.

2020 – 2021 учебный год

Методическое обеспечение

Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов.

Работа с педагогическими кадрами

Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме. К

Работа с детьми

Цель:развитие у дошкольников основы поликультурного воспитания.

Работа с родителями

Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ.

Контроль, анализ, регулирование программы

Цель: отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование

дальнейшей работы.

Материально – техническое обеспечение

Цель: создание, развитие, и эффективное использование учебно - материальных ресурсов для реализации программы.

Мероприятия

1 квартал

1. Подбор и изучение информационно – методической литературы по теме. 2. Систематизация необходимого литературно – художественного материала для знакомства детей с культурой народа Якутии.

3. Консультация: «Народная игра как средство поликультурного воспитания детей». 4. Педагогический час. «Приобщаем детей к традиционной культуре Якутии».

5. Занятия с детьми: "Республика Саха – вблизи «полюса холода» (Знакомство природой, бытом, традициями якутского народа).

6. Наглядная агитация: рекомендации в папке – раскладушке «Знакомим детей с народными традициями Якутии».

7. Оснащение групп дидактическим материалом

2 квартал

1. Определение объема знаний по каждой возрастной группе.

2. Разработка перспективного плана по ознакомлению дошкольников с культурой народа Якутии.

3. Семинар - практикум: «Методы воспитания основ поликультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».

4. Проект: «Обычаи и традиции народа Якутии».

5. Групповые родительские собрания.

6. Тематический контроль «Система работы по формированию представлений о культуре народа Якутии у дошкольников».

7. Приобретение материалов для рассматривания и самостоятельной работы детей по ознакомлению с культурой народов России.

3 квартал

1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды.

2. Педсовет «Нравственно-правовое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родной страной - Россией».

3. Выставка «Куклы народов Севера».

4. Создание альбома «Россия – многонациональная страна».

5. Диагностика.

6. Организация экспозиции «Традиции и искусство народа Якутии».

4 квартал

1. Оформление информационно-методических материалов по теме: семинары, консультации, сообщения для родителей.

2. Развлечение "Игры разных народов" (Спортивное)

3. Коррекционная работа по результатам диагностики.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников Введение «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в.

Патриотическое воспитание дошкольников Одним из направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей. В «Концепции.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Подготовила Абдурагимова З. И. Консультация. Как у маленького деревца, поднявшегося над.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» 9 мая вся Россия отмечала знаменательную дату 74 –ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена.

Половое воспитание дошкольников Половое воспитание дошкольников. Довженко Оксана Геннадьевна Полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей.

Программа «Йога для дошкольников» Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании», Стандартом.

Программа по формированию пространственной ориентировки у дошкольников Москва ГБОУ Школа№904 Воспитатель: Осипова Светлана Яковлевна Предпосылки формирования пространственной ориентировки у дошкольников В.

Воспитание трудолюбия у дошкольников Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно.

Экологическое воспитание дошкольников 2–3 лет в ДОУ С самого раннего возраста детки проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес они любят проявлять к природе. Экологическое.

Эстетическое воспитание дошкольников Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Комплексно-целевая программа «Поликультурное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 11 октября 2019 в 20:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки