Комплексно-тематическое планирование «Малые народности Красноярского края» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Моргачева
Комплексно-тематическое планирование «Малые народности Красноярского края» для детей старшего дошкольного возраста

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по теме «Малые народности Красноярского края»

Цель: ознакомление детей с малочисленными народностями Красноярского края, условиями жизни, бытом, обычаями и традициями.

Задачи:

1. Формирование целостной картины о жизни малочисленных народностей нашего края; знакомство с природой и животными севера, бытом и традициями. Создание условий для получения знаний о коренных народах края.

2. Развитие самостоятельности, коммуникативных качеств, умения добывать знания; расширение кругозора детей.

3. Воспитание уважительного отношения к малочисленным народностям нашего края, их традициям.

Итоговое мероприятие: Презентация макета «Жизнь коренных жителей нашего края».

Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодейст-вие с семьями детей по реализации образователь-ной программы ДО

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Познавательное развитие.

Тема: «Кто такие коренные жители?». Цель: формирование представления о жизни коренных жителей края, их быте.

Образовательная: формировать представление о том, как живут коренные жители края, чем отличается их быт от нашего, как выглядит их жилище и каким оно бывает.

Развивающая: развивать у детей умения использовать полученные знания в дальнейшей деятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к жизни других народностей.

Предметно-практическая среда: презентация «Малые народности Красноярского края, иллюстрации с изображением чума снаружи и изнутри, жителей севера.

2. Художественная деятельность «Северное жилище».

Цель: Формировать умение передавать изображение жилища – чума.

Развивать самостоятельную творческую деятельность. Совершенствовать умения детей подбирать и использовать изобразительные техники, соответствующие выразительному образу. Закреплять способы и приемы рисования различными

изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель,

цветные мелки,, разнообразные кисти и т. п).

Предметно-практическая среда: листы для рисования, акварель, гуашь, восковые мелки, кисти разных размеров, стаканчики с чистой водой. Иллюстрации «Чум».

3. Физическое развитие.

Разучивание игры «Стрельба в цель с кружением». Цель: знакомство с игрой северных народов; развитие умения попадать точно в цель, координации, меткости.

Предметно-практическая среда: картонный диск, мячи.

Первая половина дня

Утренняя гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа. Проговаривание чистоговорок с Дашей.

Беседа «Кто такие коренные жители?». Цель: дать представление о том кто такие коренные жители, почему их называют «малыми народностями». Создание эмоционального настроя на предстоящую неделю.

Рассказ воспитателя о дереве лиственнице. Цель: знакомство со священным деревом северных народов-лиственницей.

Работа в календаре природы. Цель: Упражнять детей использовать умение с помощью графических изображений обозначать явления зимней погоды, давать характеристику погоде, сравнивать по «записям» погоду за прошедшую неделю, месяц.

Дежурство в уголке природы.

(полив растений).

Задачи: Совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями. Формировать умение оценивать результат своей работы. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Чтение сказки (кетская) «Альба и Хосядам».

Прогулка 1 «Наблюдение за небом».

Цель: Расширение представления об изменениях в природе с наступлением зимы. Развитие способности наблюдать зимние явления природы, замечать изменения зимнего неба.

П/И

1.«Ястреб и утки» Цель: Развитие у дошкольников ловкости, умения бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Формирование навыков безопасного поведения в игре.

2.«Соколиный бой»

Цель: Овладение подвижными играми с правилами. Развитие координации движений.

Индивидуальная работа

«Спортсмены тренируются». с Ваней, Никитой.

Задача: Упражнять в прыжках разными способами (одна нога вперед — другая назад).

«Кто дальше» с Лизой, Дашей.

Цель: Развитие ловкости, совершенствование техники владения мячом. Формирование навыков безопасного поведения.

Трудовая деятельность : «Подметём дорожку».

Цель: Формирование интереса к совместной деятельности со сверстниками. (Предложить детям осмотреть участок, определить, какую работу необходимо выполнить и выбрать наиболее рациональный вариант работы).

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение сказки (долганская) «Откуда пошли разные народы».

Д/И «Не ошибись». Задача: Развивать быстроту мышления, закрепить представления детей о том, что они делают в разное время суток.

Игра «Помоги себе и другу». Задача: Формировать умение оказывать элементарную медицинскую помощь.

СР/И «Экспедиция на север». Цель: Развитие умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

Познавательная беседа: «Мы все такие разные».

Задача: Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Хозяйственно – бытовой труд: Цель: Уточнить роль порядка в помещении для безопасности, вспомнить правила: «Порядок нужен не только для красоты, но и для безопасности», «Каждой вещи - свое место».

Рассматривание фотоколлажа «Северные «люди».

Пополнение центра книги картотекой с пословицами и поговорками коренных жителей края.

Просмотр мультфильма: «Северная сказка».

Задача : Познакомить с условиями жизни северных народов; воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку.

Рассматривание фотографий «Животные северного края», «Птицы северного края».

Цель: создание альбома «Животные и птицы севера».

Лото «Ягоды, деревья севера».

Работа с родителями: Введение родителей в тему проекта. Плакат с иллюстрацией и вопросами детей.

Предложение найти и посмотреть с ребенком фотографии о быте коренных жителей.

ВТОРНИК

1. Речевое развитие.

«Коренные жители нашего края»

Цель: составление описательного рассказа по иллюстрации о жизни малых народностей; обогащение словаря новыми словами (нарты, яранга, чум, унты, оленевод, рыболов, охотник)

Предметно-практическая среда:

Иллюстрации «Жизнь севера», схема описательного рассказа.

2. Физическое развитие.

Игра северных народов «Перетягивание палки». Цель: знакомство с играми малых народностей, развитие умения перетягивать палку, не нарушая правил игры, сотрудничать с командой.

Предметно-практическая среда: гимнастическая палка.

Первая половина дня

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя гимнастика

Беседа на тему: «Национальная одежда коренных жителей края». Рассматривание картинок с изображением одежды.

Чтение сказки «Жадная старуха» с рассматриванием иллюстраций.

Цель: Развитие интереса к художественной литературе как средству познания, нравственных качеств.

Д/и «Назови одежду». Задачи: познакомить детей со одеждой коренных жителей края, из чего она шьется.

Д/и «Двенадцать месяцев».

Задача: способствовать развитию ориентировки во

времени (названиях месяцев, временах года).

Индивидуальная работа по ФЭМП Цель: Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; упражнять понимать смысл пространственных отношений: вверху, внизу, слева, справа. (Даша, Миша, Андрей).

Прогулка 1

Наблюдение за солнцем.

Цель: расширение представлений о солнце зимой; влиянии солнца на жизнь растений, животных и человека.

П/И «Игра в мяч».

Цель: Знакомство с играми малых народностей. Развивать у детей ловкость, внимание.

П/И «Ловкий оленевод».

Развивать у детей ловкость, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Бегуны». Илья, Сергей, Рома, Егор. Задача: Упражнять в беге мелким и широким шагом.

Трудовая деятельность: заготовка снега для поливки комнатных растений.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Музыкальная игра «У оленя дом большой».

С/И " ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ" Цель : Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества зимних признаков.

Разгадывание загадок на северную тему.

СР/И «Экспедиция на север». Цель: Развитие умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

Сказка (долганская) «Почему лиса красная». Цель: знакомство с произведениями малых народностей; нравственное воспиание.

Трудовая деятельность

«Поможем навести порядок в группе» Вырезание животных, одежды по контуру.

Трафареты для рисования, книжки-раскраски, обводки, штриховка, разные картинки, рисование.

Образцы для рисования деревьев, кустарников в разных техниках Задача: Формировать навыки детей рисовать дерево и куст акварелью, применять разнообразные техники для изображения ствола, ветвей.

Рисование на выбор «Узоры севера», «Животные тундры».

Работа с родителями: Предложить родителям изготовить с ребенком куклу в костюме малых народностей края.

СРЕДА

1. Музыкальная деятельность.

Слушание музыки коренных жителей края.

Музыкальная игра «У оленя дом большой».

2. Обучение грамоте. Тема: Звук У и буква У. Цель: Формирование умения находить букву среди других; чтение слияний АУ,УА.

Предметно-практическая среда: карточки с буквами (звуками, фишки, листочки, простые карандаши, магнитная доска, картинки.

Первая половина дня

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя гимнастика.

Просмотр презентации «Растительный и животный мир северного народа».

С/О «Я дарю тебе улыбку». Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Слушание музыки коренных жителей края.

Чтение сказок северных народов «Старик рыбак и ворон», «Девушка луна». Беседа по содержанию. Цель: Формирование умения внимательно слушать рассказ, развитие навыка высказывать и аргументировать свое мнение, правильно строить развернутые предложения.

Рассматривание картин с зимней пейзажной живописью. Цель: Упражнять детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного. Формировать умение рассказывать о своих чувствах и настроении, вызванных картинами зимней природы.

Индивидуальная работа. Выкладывание предметов из счетных палочек. Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики рук. (Лиза, Поля, Вова)

Чтение сказки (эвенкийская) «Медведь и бурундук». Цель: знакомство с творчеством северных народов. Беседа по сказке.

Трудовая деятельность

Дежурство по столовой. Цель: Упражнять дежурных точно, своевременно и самостоятельно выполнять свои обязанности, организовывать работу по обслуживанию других детей. Упражнять благодарить дежурных, обязательно указывать, за что именно выражается благодарность.

Прогулка 1

Наблюдение за водой. Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды. Экспериментирование с водой. Замораживание в формочках воды разного цвета.

П/и «Каюр и собаки».

Цель: Знакомство с играми коренных жителей края. Развивать быстроту и ловкость.

П/и «Хитрая лиса».

Цель: развитие у воспитанников выдержки, наблюдательности. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Трудовая деятельность.

Чистка дорожек от снега.

Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.

Ситуативные разговоры:

Как узнать Зиму? Почему зимой говорят «природа спит»?.

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса к зимним явлениям в природе.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Беседа: «Как бы ты поступил в данной ситуации». Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, к кому можно обратиться за помощью.

«Этикет наоборот» обыгрывание ситуаций.

Д/и «Кому что нужно?». Цель: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Просмотр презентации «Праздники коренных жителей нашего края». Цель: познакомить детей с традицией празднования народных праздников коренных жителей края.

Игра с пуговицами «Сортировка». Цель: Развивать мелкую моторику; восприятие цвета и величины; аналитическое мышление, воображение.

Д/И «Найди охотника, рыболова, оленевода».

Конструирование бубна по образцу.

Рисование «Украшение ягушки» (одежда).

«Рисунки на песке». Экспериментирование с сыпучим веществом.

Выполнение работы «Северное сияние» (аппликация, рисование, пластелинография-на выбор)

Игровая деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Работа с родителями: Консультирование родителей на тему изготовления макета детьми «Необходимый материал».

ЧЕТВЕРГ

1. Математическое развитие. Тема «Геометрические фигуры». Цель: активизировать знания о геометрических фигурах и телах».

Предметно-практическая среда: карточки с цифрами, магнитная доска, фигуры геометрические, картинки, пазлы магнитные.

2. Физическое развитие.

Подвижная игра «Сбей кеглю».

«Перетягивание на палках».

Предметно-практическая среда: кегли, мячи, гимнастические палки.

3. Развитие речи.

Тема: «Едем в гости к северным жителям». Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ – сочинение. Обогащение словаря.

Предметно-практическая среда: картинка с изображением чума изнутри, мяч, схема для составления рассказа.

Первая половина дня

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя гимнастика.

КГН: Совершенствовать умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Ситуативный разговор «Где добрые люди- там беды не будет» Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Чтение сказок северных народов с рассматриванием к ним иллюстраций. «Птичка-невеличка», «Хозяйка огня».

Беседа по профилактике травматизма.

Дежурство в природном уголке: Цель: Продолжать формировать умение детей договариваться между собой о распределении обязанностей, не конфликтовать; правильно и безопасно выполнять действия по уходу за растениями. (Рома Ф, Соня)

Прогулка 1

Наблюдение за ветром. Задачи: Расширять представления детей о явлениях природы, познакомить с характеристиками ветра, способами наблюдения за ним.

Формировать умение детей по результатам наблюдения подбирать слова, характеризующие ветер (сильный, слабый, порывистый, холодный, пронизывающий).

П/И «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

П/И «Полярная сова и лемминги». Цель: Знакомство с играми коренных жителей. Развивать чувство равновесия, концентрированности.

Трудовая деятельность :

Кормление птиц в кормушках. Обметание от снега малых конструкций на участке.

Цель: формирование интереса трудится в коллективе.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Культура поведения: Цель: Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения (в помещении не шуметь, не сорить, не мешать другим, вежливо обращаться друг к другу).

Рассматривание фотографий «Северное сияние», «Полярная ночь и день» с комментированием.

Хозяйственно-бытовой труд: уборка в групповой комнате. Цель: Совершенствовать умение самостоятельно выявлять и устранять непорядок в группе. Формировать бережное отношение к результатам своего труда.

«Мои хорошие поступки». Цель: уточнить с детьми понятия «хороший», «добрый», «милосердный»; привлечь личный опыт детей к пониманию данных категорий; развить монологическую речь детей.

Подвижная игра «Эхо». Цель: учить детей быть открытыми для взаимодействия, подчиняться общему ритму движений.

Карточки с различными видами штриховки. Цель: Координация движений пальцев рук, развитие глазомера.

Соленое тесто. «Лепка фигурок северного оленя» .

Цель: Предоставить возможность детям лепить животное, используя разные способы лепки. Развивать мелкую моторику рук.

Д/игра: «Собери картинку». Цель: Закрепить умение собирать целое из частей. Развивать зрительное внимание, умение сосредотачиваться.

НПИ «Кто в домике живет?»

«»Ассоциации» «Формы».

Цель: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Д/игра: «Сложи узор» цель: Формировать умение составлять узоры путем комбинирования цвета и формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Работа с родителями: Предложение изготовить с ребенком недостающих элементов к макету (нарты, олень, собаки)

ПЯТНИЦА

1. Познавательная деятельность

«Где-то на белом свете…». Цель: обобщение полученных знаний о жизни малых народностей нашего края. Квест-игра.

Предметно-практическая среда: карточки с заданием, рюкзак с вещами для игры «Что возьму с собой», круги картонные, цветные мелки, гимнастические палки, ткань, ватман, гуашь, кусочки поролона.

2. Художественная деятельность (конструирование). Тема: «Жизнь коренных жителей нашего края». Изготовление чума для макета.

Цель: обобщение полученных знаний о быте коренных жителей края через создание макета.

Предметно-практическая среда: Иллюстрация чума, деревянные палочки, материал для чума, кусочки меха, вата, нитки, атрибуты для макета.

3. Музыкальная деятельность.

Музыкальные игры коренных жителей края «Солнце», «Каюр и собаки».

Цель: учить воспринимать и передавать в движении характер музыки.

Первая половина дня

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя гимнастика.

Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения.

С/О «Каким я себя вижу».

Заполнение и «чтение» календаря погоды.

Цель: Формировать умение «читать» символичные изображения, с опорой на знакомые знаки рассказывать об изменении погоды за последние недели. Помочь детям выявить характерные для осени погодные явления.

Восприятие художественной литературы.

«Лисица, птичка и ворон», «Как медведь хвост потерял».

Дежурство по занятиям: Цель: Упражнять детей подготавливать материалы к работе, удобно их раскладывать. (Саша, Варя, Назар)

Индивидуальная работа.

Д/игра «Кузовок». Цель: Развитие слухового внимания, мышления, сообразительности; активизация словаря. (Алиса, Лиза Р, Егор)

Прогулка1

Наблюдение за птицами.

Цель: закрепить знания о видах птиц, уметь назвать птицу по внешним признакам.

Д/И «Летает-не летает».

П/И «Ловкий оленевод».

Цель: Упражнять детей в метании мяча в горизонтальную цель (учить принимать правильное исходное положение, прицеливаться, точно выполнять замах и бросок, развивать меткость, воспитывать уверенность в себе.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Участие детей в ремонте игрушек. Цель: Объяснить детям, чем может быть опасна сломанная игрушка, воспитывать стремление заботиться об игрушках, беречь их.

Чтение кетской сказки «Лиса».

Итоговое мероприятие. Презентация макета.

Подведение итогов по теме.

Раскраски. Цель: Упражнять использовать в работе разные средства выразительности.

Игровая деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Оформление макета.

Работа с родителями: Рекомендации «Увлекательные наблюдения на прогулке».

Публикации по теме:

Сценарий зимнего спортивного развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста «Малые Олимпийские игры»Сценарий зимнего спортивного развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста «Малые Олимпийские игры» Конспект зимнего спортивного развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста «Малые Олимпийские игры» Тема: «Малые Олимпийские.

Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Утверждаю Заведующий МБДОУ «Д/с № 9» ___ / Долгова М. В. «___» ___ 2017 год Календарно-тематическое планирование.

Комплексно-тематическое планирование группы раннего возраста 1 МЛАДШАЯ ГРУППА Тема: «Здравствуй, детский сад». Сроки: 1 неделя сентября Итоговое событие: Оформление коллажа с фотографиями детей группы.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности для групп раннего возраста на 2018–2019 учебный год Месяц Познание (понедельник) Развитиеречи (вторник, четверг) сенсорика (среда, пятница) Конструирование (четверг) Ноябрь 29.10 1.«Покормим.

Комплексно-тематическое планирование организованной деятельности детей в подготовительной группе Календарно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год Сентябрь.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды» для детей старшего дошкольного возраста Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми по теме «Грибы, ягоды».(Старший дошкольный возраст) Группа:№8 Сверчки Сроки.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Овощи и фрукты» для детей старшего дошкольного возраста Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми по теме «Овощи и фрукты». (Старший дошкольный возраст) Группа:№8 Сверчки.

НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Природа Кольского края»НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Природа Кольского края» Цель: способствовать развитию познавательной активности, расширять и закреплять представления об особенностях природы Кольского края. Задачи:.

Развернутое комплексно-тематическое планирование для группы раннего возраста на основе программы «От рождения до школы» Развернутое комплексно-тематическое планирование для группы раннего возраста на первое полугодие 2017 - 2018 учебного года (Разработано.

Развернутое комплексно-тематическое планирование во второй группе раннего возраста на первое полугодие Развернутое комплексно-тематическое планирование во второй группе раннего возраста (Разработано на основе программы «От рождения до школы»).

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • День Победы, 9 мая
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Комплексно-тематическое планирование «Малые народности Красноярского края» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 11:06
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки