Комплексное лексико-грамматическое занятие по теме «Зима» в подготовительной группе ОНР

Ирина Ерохина
Комплексное лексико-грамматическое занятие по теме «Зима» в подготовительной группе ОНР

Конспект фронтального занятия, проведённого в подготовительной группе ОНР.

Вид занятия: Развитие речи (коммуникация).

Тема: «Комплексное лексико-грамматическое занятие по теме «Зима».

Коррекционно-образовательные цели:

- обогащение и систематизация словаря на материале родственных слов;

- закрепление в речи сравнительных прилагательных;

- обогащение словаря признаков;

- развитие навыков согласования прилагательных с существительными во множественном числе;

- закрепление навыков составления и анализа 3-словных предложений с одним определением;

- развитие навыков составления описательного рассказа из 8 предложений по опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие цели:

- формирование направленной воздушной струи;

- формирование навыков сочетания движений с музыкальным ритмом;

- развитие образного и творческого мышления;

- развитие слухоречевого внимания и памяти.

Коррекционно - воспитательные:

- формирование эстетического отношения к окружающей природе;

- формирование умения вычленять информацию из поэтического текста;

- формирование самостоятельности, доброжелательности, взаимопонимания.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.

Реализация Федеральных государственных требований:

интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия.

Оборудование: демонстрационный картинный материал (зима-2 экз., снег, снежинки - 4 экз., снежки, снеговик, снегурочка, снегири – 3 экз., сугроб, шапка, берёза в снегу, невеста, лёд – 2 экз., зеркало, яблоко, звёзды, ели в снегу, день/ночь, медведь в берлоге, дети на улице); схемы для составления предложений, снежинки с ватками на ниточках, белые атласные ленты, CD с записью для физкультминутки и упражнения на развитие воздушной струи.

Ход занятия.

Организационный момент.

- О каком времени года говорится в загадке?

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

(Зима)

- Будем говорить о зиме, о признаках зимы, составлять рассказ о зиме.

- По каким признакам мы узнаём о том, что наступила зима?

(На улице холодно, солнце светит редко и не греет, деревья и земля покрыты снегом).

I Словарная работа.

1) Работа со словами-родственниками.

- У нас есть родственники. Наши родственники и мы похожи. У слов также есть родственники. Это значит, что все они похожи между собой их объединяет одно общее слово.

А) Упражнение «Закончи строчку».

- Будем подбирать слова-родственники к слову «снег».

- Закончите рифму.

Тихо-тихо, как во сне

Падает на землю (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки).

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в (снежки).

Шар на шар поставив ловко,

Прикрепили нос-морковку,

Вот метла и воротник –

Получился (снеговик)

Рядом – снежная фигурка –

Это девочка (снегурка).

А на ветках – посмотри –

С красной грудкой (снегири).

Б) Подбор слов-родственников к слову «снег».

- Вот сколько много родственников у слова снег. Давайте вспомним их.

Логопед выставляет в центральной части мольберта картинку с изображением снега. От центральной схемы в стороны расходятся «лучи». Дети называют слова-родственники к слову «снег» и выставляют соответствующие картинки возле «лучиков».

В) Выделение 4-го лишнего слова на основе лексико-грамматического анализа слов.

- Определите лишнее слово в ряду данных:

Снег, подснежник, сноп, снежок.

Мороз, морозильник, заморозки, молоко.

Холод, хороший, холодильник, холодок.

Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Зима, Зина, зимовать, зимушка.

Упражнение для развития направленной воздушной струи: «Снежинки».

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку с ваткой на ниточке.

- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на ватку.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

2). Работа со словами-сравнениями.

А) Выделение сравнений в стихотворном тексте.

- Поэты и писатели часто сравнивают предметы и явления природы с похожими предметами и явлениями.

- Послушайте стихотворение.

- Обратите внимание на то, с кем сравнивает поэт зиму? С чем – облака? Снежинки? Снег, лежащий на земле?

Как-то зимушка-зима,

Добрая старушка,

Выбивала облака,

Будто бы подушки.

И кружились, будто пух,

Белые снежинки,

Укрывая все вокруг

Мягкою перинкой.

Б) Подбор сравнений к заданным объектам.

Логопед выставляет на доске картинки и предлагает назвать их: сугроб, берёза, снежинки, лёд, снегирь.

Рядом на мольберте выставлены картинки, которые также предлагается называть: шапка, зеркало, невеста, яблоко, звёзды.

- Выберите для каждого признака зимы на доске подходящее сравнение. Что на что похоже?

Дети выбирают подходящую картинку на мольберте и выставляют её на доске напротив признака зимы.

- Составим предложения: «Сугроб похож на шапку» и т. д. с парами картинок:

Лёд-зеркало, берёза-невеста, снегирь-яблоко, снежинки-звзды.

II Работа над предложением:

А) Подбор определений к заданному объекту.

- Подберите как можно больше слов-признаков: какие бывают снежинки зимой?

На доске выставлена соответствующая схема: слово-признак и слово-предмет.

Дети составляют словосочетания: «белые снежинки», «пушистые снежинки».

Примерный перечень прилагательных: лёгкие, крупные, пушистые, большие, блестящие, серебристые.

Б) Составление предложений к заданной схеме:

- Составьте предложения к данной схеме, используя слова-признаки.

На доске выставлена схема для составления 3-словного предложения.

Например: Белые снежинки летят.

ФКМ «Идём по снегу», «Снежинки», «Снежинки танцуют».

III Составление рассказа по опорным картинкам.

А) Составление предложений с помощью коррекции деформированных предложений.

- Буду шутить. Исправляйте.

Логопед демонстрирует и выставляет на доске картинку с зимним пейзажем:

- Наступило неожиданное тёплое лето (Наступила долгожданная холодная зима.).

Аналогично с остальными картинками и предложениями.

Образец правильного рассказа:

1. Наступила долгожданная морозная зима.

2. Дни стали короткие, а ночи длинные.

3. Падает пушистый белый снег, похожий на пух.

4. Сверкает на солнце гладкий лёд.

5. Ели надели снеговые шапки.

6. Снегири сидят на ветках деревьев, как красные яблоки.

7. В тёплой берлоге спит медведь.

8. Дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков.

Образец деформированного рассказа:

1. Наступило неожиданное тёплое лето.

2. Дни стали длинные, а ночи короткие.

3. Падает колючий чёрный снег, похожий на угольки.

4. Сверкает на солнце шершавый лёд.

5. Ели надели снеговые кастрюли.

6. Снегири сидят на ветках, как зелёные груши.

7. В холодном логове спит заяц.

8. Дети катаются на велосипедах, лепят куличики.

Б) Составление рассказа по опорным картинкам.

Дети «по цепочке» составляют рассказ по картинкам, выставленным на доске.

Итог: - О каком времени года говорили на занятии?

- За что можно полюбить зиму?

Публикации по теме:

Комплексное планирование с средней группе по теме «Зима» Комплексно-тематическое планирование по теме «Зима» (с 28.11- 16.12.2016) Цель: Формирование знаний у детей о живой и неживой природе в.

Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Автор: Толкачева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 пгт. Нижний Одес». Описание работы: предлагаю вам конспект образовательной.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда» Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов. Тема: Посуда. Составление рассказа о предмете посуды.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей и педагога по теме «Зима» в подготовительной группе Задачи приоритетной образовательной области: ОО «Речевое развитие»: продолжать развивать связную речь детей; автоматизировать поставленные.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан Цель: закрепление представлений об овощах. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 109» Заводского района г. Саратова Конспект.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по теме «Зима» Цель: формирование лексико – грамматических средств языка Коррекционно - образовательные задачи: Обобщить знания детей по теме «Зима»,.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты». Тема: «Овощи - Фрукты». Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Цели: Коррекционно-образовательные: - Уточнить.

ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель» Лексическая тема «Мебель». Тип занятия- закрепление. Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Комплексное лексико-грамматическое занятие по теме «Зима» в подготовительной группе ОНР
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 14:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая гостиная для педагогов Центра помощи детям «Восхождение».
Уважаемые коллеги, приветствую вас на своей страничке и предлагаю вам конспект педагогической гостиной для молодых специалистов. Мы проводили такую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конструкт урока в 4 классе по английскому языку «Shopping for food»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль Конструкт урока по английскому языку в 4 классе по...
Фотоотчёт о занятии по лепке с детьми 5–6 лет на тему «Медведь»
Лепка является одним из самых любимых занятий детей. На тематической неделе «Дикие животные» предложила ребятам слепить бурого медведя. Сразу услышала от...
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...