Перевалова Екатерина
Комплексное открытое занятие по развитию речи «Зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР «Детский сад № 411» г. Пермь
Комплексное открытое занятие по развитию речи
Старшая группа
Тема: ЗИМА.
Разработала: Воспитатель второй квалификационной категории
Кайгородова Е. С.
2018
Образовательная область «Коммуникация»
Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи»
Тема: «Зима» Цель:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Программное содержание:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Публикация «Комплексное открытое занятие по развитию речи „Зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
3. Рассматривание картины «Снегопад».
4. Работа за столами.
5. Саморефлексия.
Обучающие задачи:
• Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы полным ответом, подбирать однокоренные слова.
• Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Развивающие задачи :
• Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти и общей моторики, дыхания и правильного речевого вдоха, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Способ организации: активно – деятельный (в игровой форме).
Формы организации: групповая, деятельностный подход.
Оборудование:
Запись звуков «Вьюги», «Лошадей с бубенцами», Вивальди «Зима».
Снежинки (парные) по числу детей.
Наглядный материал в виде картинок: снегопада, снежинки, подснежника, снежной бабы, снегурочки, снеговика, лыж.
Лист раскраска с картинками снеговика, лыж, санок по числу детей.
Стаканчики с мелкими снежинками и соломинки по числу детей.
Цветные карандаши по числу детей.
Сладости для поощрения детей.
Предварительная работа:
• Настольно печатная игра «Найди пару».
• Рассматривание тематических альбомов «Зима»
• Словесная игра «Однокоренные слова – слова снег»
• Лепка на участке снежной бабы (если не позволяет погода, то рассматривание картинок по заданной теме).
• Игра «Какое слово лишнее»
• Изготовление снежинок.
Воспитатель:
Здравствуй небо, голубое
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй вольный ветерок,
Крепко за руки взялись, и в хороводе обнялись!
(ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ ЗВУКА «Вьюга»)
Воспитатель: Ребята прислушайтесь! Что вы слышите?
Воспитатель: Хотите устроить вьюгу? Каждому из вас я сейчас раздам стаканчики с маленькими снежинками. Снег там волшебный и не тает. Левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щёк. Вот так!
Воспитатель: Что вы почувствовали, услышав эти звуки?
Воспитатель: покажите, как вы замёрзли?
«Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей, быстрей.
Ничего не видно, все белым – бело,
Наконец – то стихло, землю замело!»
Воспитатель: К нам кто-то спешит, а кто это, догадайтесь сами.
(ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЛОШАДЕЙ С БУБЕНЧИКАМИ)
Загадывание загадки.
«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белой.
А в санях сидит царица –
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром!»
Воспитатель: Вот сегодня о зиме мы с вами и поговорим.
Словарная работа. Выставляется картина «Снегопад»
Воспитатель: Посмотрите как много снежинок, когда идёт такой снег – это называется снегопад. Давайте все вместе язычком скажем это слово. А теперь разобьём его на слоги.
Воспитатель: Егор произнеси это слова еще раз.
Воспитатель: У меня тоже есть снежинки, давайте сделаем так чтобы они полетели.
(ДЕТИ РАЗБИРАЮТ СНЕЖИНКИ НА НИТОЧКАХ)
Воспитатель: Покружитесь, как «порхает» снежинка…
Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите на свои снежинки. Сейчас посмотрите на снежинки друг друга. Они одинаковые или разные?
Воспитатель: на столе тоже лежат снежинки, найдите себе такую же снежинку, как и у вас. Это будет ваше место.
(ДЕТИ ПО ПРАВИЛУ «НАЙДИПАРУ» ИЩУТ СНЕЖИНКУ И САДЯТСЯ НА СВОЕ МЕСТО)
Воспитатель: (упражнение «ищем однокоренные слова»)
Воспитатель: Ребята, а от, какого слова образовались слова снегопад и снежинка?
(«СНЕГ», ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫКЛАДЫВАЕТ КАРТИНКИ СНЕГОПАДА И СНЕЖИНКИ)
Воспитатель: А ведь еще есть слова, которые образованы от слова снег. Такие слова мы называем однокоренными.
Воспитатель: - Как называются цветы, которые первыми весной появляются из под снега (подснежники, воспитатель выкладывает картинку)
- Кого мы с вами лепили вчера на прогулке? (снеговая баба, выкладывается картинка)
- кто под новый год спешит к нам в гости, вместе с Дедушкой Морозом? (Снегурочка, выкладывается картинка)
Упражнение «Снеговик».
(ВЫКЛАДЫВАЕТСЯ ЕЩЕ ОДНА КАРТИНКА «СНЕГОВИК»)
Воспитатель: А про него то мы с вами совсем забыли ребята! Кто это?
Воспитатель: Слово снеговик тоже образовано от слова снег.
Воспитатель: Давайте все вместе, хором произнесем это слово. А сейчас прохлопаем и посчитаем слоги.
Воспитатель: Катя сколько слогов в этом слове?
Игра «Какое слово лишнее»
Воспитатель: поиграем в игру. Я буду называть слова. Они похожи, но в них затерялось одно слово, которое отличается от них по значению или не однокоренное.
Каток, платок, каток, каток.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
Воспитатель: Пойдемте, поиграем!
Физминутка.
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок. (ДЕТИ ИДУТ ПО КРУГУ, ИЗОБРАЖАЯ БУДТО КАТЯТ ПЕРЕД СОБОЙ СНЕЖНЫЙ КОМ)
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком! (РИСУЮТ В ВОЗДУХЕ ТРИ БОЛЬШИХ КОМА)
Его улыбка так светла! (УЛЫБАЮТСЯ)
Два глаза, шляпа, нос, метла!
На солнце припечет слегка, (ПРИСЕДАЮТ)
Увы! И нет снеговика! (РАЗВОДЯТ РУКАМИ И УДИВЛЯЮТСЯ)
Упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель: Пойдемте, сядем на свои места и поиграем еще в одну игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будите добавлять слово снеговик, но изменяя его окончание.
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос- морковку нашему … (снеговику).
Мы показали соседям нашего … (снеговика).
Мы играли с нашим … (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о … (снеговике).
Упражнение «Один, много»
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Один много». Я буду называть вам слово в единственном числе, например кукла она одна – в единственном числе, а во множественном, то есть их много, то будет куклы.
Сосульки, снежок, льдинка, след, снежинка, снеговик, сугроб, мороз, метель.
Работа за столом.
Воспитатель: Посмотрите на страничку, здесь нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?
Воспитатель: Загадывание загадки.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги.
Воспитатель: Что это? Почему вы так решили? Объясните?
(дети отвечают полными ответами)
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Воспитатель: вы все правильно ответили, и сейчас я превращу вас в лыжниках. Кто такие лыжники?
Воспитатель: У каждого из вас по две счетные палочки – представим что это лыжи. Указательные пальчики встают на лыжи. Двигаем пальчиками, едем как на лыжах, делая по шагу на каждое слово.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры!
Воспитатель: А сейчас вы можете приступить к закрашиванию картинок.
(ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬ СЛЕДИТ ЗА ИХ ОСАНКОЙ, ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА ИХ АККУРАТНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ, НАПОМИНАЕТ О НЕОБХОДИМОСТИ УБОРКИ РАБОЧЕГО СТОЛА)