Получи документы

Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»

Алена Герасименко
Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»

Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»

Цель: Формировать уважение и интерес к творчеству А. П. Чехова.

Задачи:

-Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру,

-Способствовать эмоционально-нравственному и социальному развитию детей,

-Пополнить знания детей об истории родного города; учить видеть историю вокруг себя,

-Воспитывать гордость за свой город, свою Родину,

-Вызвать эмпатическое отношение к творчеству писателя,

-Воспитывать любовь к литературе.

Предварительная работа:

Публикация «Комплексное тематическое занятие „Чехов в Таганроге“» размещена в разделах

- Посещение с детьми музеев и памятных мест, связанных с именем А. П. Чехова,

-Знакомство детей с творчеством А. П. Чехова. (Чтение «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»,

- Конкурс рисунков, выполненных совместно с родителями «Чехов и герои его произведений».

Под песню А. Кудряшова «Таганрог» дети входят в зал и становятся полукругом.

Слайд№1 (город Таганрог)

Ведущая: На берегу теплого Азовского моря раскинулся старинный купеческий город Таганрог.

1 -ребенок:

Вот и солнце встает над водой.

Город-песня всегда со мной.

Вновь стою на высоком мысу

И гляжу на залив и косу.

В трудный час ты мне силы даешь,

Песню вольную сердцу поешь.

Расплескался вокруг залив.

Как прекрасен морской прилив!

Тихий шелест воды у ног-

Это все мой родной Таганрог!

(И. А. Федорчук «Таганрог»)

Вед. Таганрожцы бережно хранят в памяти имена замечательных людей, которые жили и бывали здесь. Гостеприимством и уютом встречает наш город каждого желающего познакомиться с его достопримечательностями.

Слайд №2 (портрет А. П. Чехова)

2-й ребенок:

Над зелёной гладью залива

Ты стоишь в изумрудных садах,

Город Чехова, город счастливый,

Неподвластный суровым годам.

3-й ребенок:

Жил в городе нашем один человек,

И знают, и помнят о нём целый век…

«Антон Чехонте» - вот его псевдоним.

Особый талант у него всегда был!

4-й ребенок:

Писал он для взрослых, писал для детей,

Писал о природе, писал про зверей.

Родители – детям, а бабушки внукам

Читали «Каштанку», рассказ «Ванька Жуков»

5-й ребенок:

И знаем, и помним о нём целый век…

Он в городе нашем большой человек!

Ведущая: Сегодня мы с вами поговорим о великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове, который родился в городе Таганроге. Здесь он полюбил театр и музыку. Весь мир знает великого писателя.

6-й ребенок:

«Высокий человек в пенсне

Стоит, растроган, улыбаясь.

Он кажется знакомым мне,

Остановилась, удивляюсь…

7-й ребенок:

Слегка он шляпу приподнял:

«Простите, я не ошибаюсь?

Я в город Таганрог попал?

Отсюда родом я признаюсь …» (К. Исхакова)

Ведущая: А вы любите путешествовать? Тогда давайте все вместе отправимся в путешествие по самым знаменитым чеховским местам.

Слайд № 3 (Домик Чехова)

Антон Чехов родился зимой, 29 января 1860 года, в небольшом домике в центре города на улице Полицейской. Сейчас она называется - улица А. П. Чехова и считается самой длинной в нашем городе. В этом домике побывали люди из разных уголков мира, из разных стран.

8 – ребенок

Чеховский домик – уютный, пленительный,

Где обитала большая семья.

В маленьких комнатках дух удивительный,

В них так свежа, так жива старина.

9- ребенок

Здесь собирались вечерями длинными,-

Шутки, остроты и Библии глас.

Были те года Антоши счастливыми,-

Сколько добра в них, невинных проказ.

10- ребенок

Ветры судьбы ткут узорами странными,

На перекрестках случайных дорог,

Чудился домик с зелеными ставнями,

Тихий, желанный, родной Таганрог.

11-ребенок

Домик, тропинка, в цветах подоконники,

Низкая дверь, невысокий порог.

Тянутся в дом восхищенно поклонники,

В дом, куда сам он вернуться не смог.

(М. Борисовой – Иппокреной «Домик Чехова»

Вед. Представляете, в этом маленьком домике побывали тысячи людей из разных уголков мира, из разных стран.

После рождения маленького Антоши, семья Чеховых переехала на самый край города в двухэтажный дом.

Слайд №4 (Лавка Чеховых)

Когда А. П. Чехов был маленьким, Священник Фёдор ласково называл озорного мальчишку Антоша Чехонте.

Вырос Антоша в большой и дружной семье, где было шестеро детей, все дети были очень умными и талантливыми. Вместе с братьями он помогал отцу в лавке. Учился счетному делу и искусству торговли. В семье Антона Павловича все увлекались музыкой. Отец играл на скрипке, создал свой церковный хор и каждый день А. П. Чехов с братьями исполняли серьезную музыку, которая воспитывала в них порядочность и доброту.

По вечерам дом Чеховых преображался. В нём собирались люди, неравнодушные к искусству: поэты, композиторы и просто ценители прекрасного. Давайте представим, что мы с вами попали в музыкальные гостиные Лавки Чеховых…

Дети читают стихотворение К. Ибряева (тихо звучит музыка П. И. Чайковского)

«Входит музыка в наш дом»

12-й ребенок:

Тихо, тихо сядем рядом.

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

разноцветном, расписном.

13-й ребенок:

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг,

14-й ребенок:

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой!

Слайд №5 (Чеховская гимназия)

Антоша Чехов учился в мужской гимназии, у него было много обязанностей и забот. В свободное время Чехов со своими друзьями любил ходить на рыбалку, купаться в море, играть в игры: «Горелки», «Заря», «Сало», «Гори, гори ясно».

Входит мальчик.

Вед. А вот и сам Антоша!

Антоша. Здравствуйте, ребята!

Вед. Здравствуй Антон расскажи нам немного о себе.

Антон. Я еще только будущий писатель, учусь в мужской гимназии. У меня много обязанностей и забот. Вместе с братьями я помогаю отцу в лавке. Я учусь счетному делу и искусству торговли: отмеривать и отвешивать кофе, чай, сахар, конфеты, стараюсь почтительно общаться с покупателями. Мой папа, Павел Егорович, создал церковный хор и каждый день мы с братьями поем.

Вед. А какую музыку вы поете?

Антон. А вот послушайте!

Звучит музыка П. И. Чайковского на стихи Сурикова «Рассвет»

Антон: Еще я вас хочу пригласить на мой любимый танец Польку.

Дети исполняют «Польку»

Антоша расскажи нам, как ты со своими друзьями проводил время?

Антон. Мы с моими друзьями любим ходить на рыбалку, купаться в море играть в лапту, салки, жмурки, ловишки.

Вед. Ребята, давайте поиграем с Антошей в игры из его детства.

Проводятся игра «Гори, гори ясно»

Вед. Спасибо, что ты рассказал нам о своем детстве.

(после игры дети садятся на свои места)

Слайд №6 (портрет П. И. Чайковского)

Ведущая: Ребята, чей портрет вы здесь видите?

Дети: Это композитор П. И. Чайковский

Ведущая: Как вы думаете, почему мы о нём вспомнили?

Дети: Писатель и композитор были друзьями.

Ведущая: П. И. Чайковский несколько раз бывал в Таганроге у своего брата Ипполита в доме на улице Греческой рядом со старыми солнечными часами наверху каменной лестницы.

Слайд №7 (Каменная лестница)

Ведущая: Познакомились писатель и композитор в Петербурге. Чехов очень любил музыку Чайковского и посвятил ему сборник рассказов «Хмурые люди».

П. И. Чайковский посвятил своему племяннику «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Ведущая: А сейчас мы послушаем с вами произведение, которое называется «Неаполитанская песенка».

Звучит «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома».

Ведущий: У А. П. Чехова, как и у его друга П. И. Чайковского было много общего: любовь к родным местам, к русской культуре, к русской природе.

Слайд №8 (театр им. Чехова)

Ведущая: Ребята, кто знает, как называется это здание?

Дети: Театр.

Ведущая: Драматический театр им. А. П. Чехова. Чехов впервые побывал в театре в 13 лет. У него даже было любимое место в ложе на балконе, сейчас на этом месте установлена табличка. С тех пор театр навсегда вошел в жизнь Чехова. Для театра он написал свои знаменитые пьесы: «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад», которые были поставлены ещё при жизни писателя. Его пьесы до сих пор идут на сценах разных театров в нашей стране и за рубежом.

Слайд №9 («библиотека им. Чехова»)

Ведущий: Антон Чехов был одним из первых читателей библиотеки. А все свои произведения он подписывал так: «в Таганрогскую библиотеку от автора. Антон Чехов».

Ведущая: А какие детские рассказы вы знаете, написанные А. П. Чеховым?

Дети: «Ванька», «Белолобый», «Каштанка».

Ведущая: Сейчас внимательно послушайте отрывки из рассказов А. П. Чехова и угадайте их название:

Сейчас внимательно послушайте отрывки и назовите из каких рассказов А. П. Чехова их :

1. «… молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой,- очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам….» (из рассказа «Каштанка»).

2. «… Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за ёлкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собой внука…» (из рассказа «Ванька»).

3. «… голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла…» (из рассказа Белолобый).

Правильно. Все эти рассказы написал А. П. Чехов.

Слайд №10 (памятник Чехову)

Ведущий: Благодарные таганрожцы в дни празднования 100-летия со дня рождения Чехова установили памятник в сквере, который назван его именем. И каждый год приносят к подножию памятные живые цветы в День его рождения.

Наше путешествие по чеховским местам родного города подходит к концу.

Ребята, мы с вами будем гордиться тем, что в нашем городе родился и жил замечательный писатель – А. П. Чехов.

Хочется мне верить- не напрасно.

Жил когда-то честно, не спеша-

Человек, в котором все прекрасно –

И лицо, и мысли, и душа! (Н. Сапотницкий)

Дети уходят из зала под музыку Чайковского.

Список использованной литературы:

1. Носырина, О. Н. Доктор Чехов : Литературно-музыкальный вечер для учащихся /О. Н. Носырина // Читаем. Учимся. Играем. - 2010.- № 5- С. 90-95.

2. Петрова, Е. А. Прекрасный мир удивительного человека: Литературный час для учащихся /Е. А. Петрова // Читаем. Учимся. Играем. - 1999.- № 6.- С. 65-67. 3. Антону Павловичу посвящается…Литературный вечер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. festival.1september.ru›articles/600569/. -

4. Гайдар и его команда Литературные именины для детей 8-10 лет Назарько Ирина Геннадиевна

5. Громов Л. П. Чехов и Чайковский : Чеховские чтения. Таганрог, 1972. – Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского ун-та, 1974. – с. 5-20

Публикации по теме:

Дистанционное комплексное занятие в средней группе на тему «Слон» Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Описание: комплексное занятие подготовлено.

Комплексное занятие «Грибочки для белочки» для детей младшей группыКомплексное занятие «Грибочки для белочки» для детей младшей группы Программное содержание: Расширить и уточнить представления детей о белочке, о внешнем виде, чем питается. Вызвать у детей желание помочь.

Комплексное занятие «Дед Мазай и зайцы»Комплексное занятие «Дед Мазай и зайцы» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу вам представить наше занятие на тему: "Дед Мазай и зайцы". h3] Цели: активизировать знания.

Комплексное занятие по сенсорике с кинетическим пескомКомплексное занятие по сенсорике с кинетическим песком Задачи: познакомиться со свойствами песка. Закрепить умение открывать различные застёжки. Закрепить знания двух основных цветов (красный,.

Комплексное занятие в разновозрастной группе на тему «День Победы»Комплексное занятие в разновозрастной группе на тему «День Победы» Цели:закрепить знания детей о ВОВ и празднике 9 Мая, о памятниках героям ВОВ; воспитывать чувство гордости за свою родину, за свой народ,.

Комплексное занятие в старшей группе «Цветик-семицветик»Комплексное занятие в старшей группе «Цветик-семицветик» Добрый день, мои коллеги! Приглашаю на комплексное занятие в старшей группе "Цветик-семицветик". Цели: закрепить представление о количественных.

Комплексное занятие «Эта русская сторонка, это Родина моя…» «Эта русская сторонка, это Родина моя…» Цель: Вызвать интерес к изучении истории родного края; закрепить знания о традиции проведения.

НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6–7 лет)НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6–7 лет) НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6-7 лет)Образовательные области: Познание. Развитие речи. Физическое.

«Ох, уж эти посиделки». Комплексное занятие в старшей группе Ох, уж эти посиделки» комплексное занятие в старшей группе Цели: 1. Воспитывать у детей интерес к традициям страны, любовь к народному.

Открытое комплексное занятие «Колобок» в группе раннего развитияОткрытое комплексное занятие «Колобок» в группе раннего развития Открытое комплексное занятие в группе раннего развития «Ладушки». «Колобок» Воспитатели: Котлярова Татьяна Павловна Филипенко Ольга Владимировна.

Автор публикации:
Комплексное тематическое занятие «Чехов в Таганроге»
Опубликовано: 30 декабря 2021 в 06:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД