Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром, народными традициями и экологическими проблемами родного края

Римма Галиакберова
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром, народными традициями и экологическими проблемами родного края

Тема: «Я и мой мир»

Образовательные задачи:

Продолжать обогащать потребность и желание детей в познании творчества народной культуры. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой, об экологических проблемах

Развивающие задачи:

Развивать познавательные способности, умение отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Продолжать развивать память, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к народной культуре, традициям, уважение к труду наших предков; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Оборудования:

Предметы быта, домашнего обихода; предметы народного прикладного искусства

Предварительная работа:

Рассматривание альбома о народном прикладном искусстве.

Беседы, занятия на темы: «Краса ненаглядная», «Русские посиделки», «Золотые руки мастеров», «Традиции россиян», «Эти мудрые сказки», «Чудо- чудное, диво-дивное».

Ребята, сегодня я предлагаю вам интересное путешествие. Но путешествие у нас будет необычное. Я предлагаю путешествие в прошлое, настоящее и будущее, хотите?

Закрываем все глаза и представляем, как мы летим в невесомости, и посмотрим,в каком же мире мы с вами окажемся: в настоящем прошлом или будущем? (Выключаем свет, включаем свечу или ЛАМПУ КЕРОСИНКУ)

- Ребята, как вы думаете, в каком времени мы оказались?. (в прошлом)

-Почему вы так решили, докажите.

- Правильно, ребята, раньше электричества не было, люди жили очень бедно.Все жили своим трудом: пахали землю, шили одежду. Ребята скажите, чем они занимались еще? Правильно, делали украшения, игрушки и т. д. Из чего они все это делали?. Материал для всего людям давала именно природа. Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, свой быт и самые терпеливые, самые умелые становились мастерами своего дела. Так рождались народные промыслы. Какие пословицы и поговорки мы знаем о мастерах, о труде?

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Судят не по словам, а по делам

Сделал дело – гуляй смело!

Мастер золотые руки.

Мастер на все руки

Дело мастера боится

Правильно вы сказали ребята, «кончил дело – гуляй смело». Как же они отдыхали после работы? И у русских, и у башкир были свои традиции.

Посиделки. Аулак ой. Расскажите, что такое посиделки? Почему они собирались?

Молодцы, они придумывали сказки, былины загадки и т. д. Правильно, так появилось устное народное творчество, фольклор….

А еще они учили друг друга, детей тому, что они умели сами. А теперь можно и поиграть. Башкирская народная игра «Юрта»

-Продолжим наши посиделки. Ребята мы говорили о том, что люди делали разные игрушки, посуду, музыкальные инструменты и т. д. Что же они потом делали с ними (продавали или меняли на ярмарке)

- Ребята, вот здесь на столе, я приготовила много разных предметов. Нужно разобрать, какие из них могли делать раньше люди собственными руками, своим трудом и могли продавать или менять на ярмарках или дарить друзьям (рассказать, из чего сделан предмет)

Скажите, пожалуйста, какие предметы остались на столе?

Правильно, эти предметы сделаны не руками человека, а на современных оборудованиях на заводах фабриках. ….Даже сами не замечая того мы оказались в настоящем времени.

- Наши города населяет огромное количество людей. Каждый день из каждой квартиры выбрасывается разный мусор.

Куда девается этот мусор потом? (Его увозят специальные мусорные машины на свалку)

А теперь все закрыли глаза, и попытайтесь представить как с

каждым днём горы мусора растут и растут, их становиться все больше и больше, воздух около них очень неприятный и даже вредный! Взглянуть на нашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух! Сколько грязи в нем!

Когда –то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной!

Погибнуть может все живое!

Земля, что сделали с тобою?.

Наша планета земля в опасности. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Так загрязняется наша земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения. Болеют люди. Гибнет природа наша планета в опасности! Она требует помощи.

Мы с вами оказались в будущем. Неужели нас ожидает такое будущее? Что же делать? (ответы детей) Чтобы помочь ей надо научиться любить природу, любить ее с детства научиться понимать, как живут все живые существа

- Ребята, что мы выбрасываем в мусорное ведро? (остатки пищи, очистки овощей и фруктов, целлофановые пакеты, коробочки из-под йогуртов и др. продуктов, пластиковые и стеклянные баночки и бутылки, сломанные игрушки, упаковки и др.) - В некоторых странах этот мусор сортируется, т. е. разный мусор помещается в разные контейнеры. Давайте разберёмся, для чего это делается!

- Уже давно люди научились использовать старую бумагу, металл и стекло. Существуют специальные места – пункты приёма вторсырья, где принимаются бумага, стеклотара и металл. У нас,в городе Учалы, есть завод «Техноплекс» по переработке– макулатуры. Он один из немногих заводов в России. Там делают упаковочный материал, картон и другие нужные человеку вещи. Металл переплавляют и снова используют. Целые стеклянные банки и бутылки моют и пользуются ими вторично,а разбитые используют по-разному: переплавляют и делают разные стеклянные предметы или дробят и добавляют в строительные смеси.

- Но есть ещё пищевые отходы – это остатки пищи, очистки, испорченные продукты. Что делать с ними? Если зарыть всё это в землю и подождать, пищевые отходы превратятся в почву. Жуки, червяки, вода, тепло позаботятся об этом.

- Вот видите, как мы с вами помогли матушке – природе

Остальной мусор сожгут на специальных заводах, в огромных печах, что бы как можно меньше мусора оказалось на земле. Хороший хозяин всегда заботится о чистоте в своём доме, а природа – наш общий дом! мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т. п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.

. У нас осталось огромное количество разных упаковок – коробочки, баночки, бутылки из пластика, старый пластилин, крышки и баночки из металла и т. д. Что же можно сделать с ними, что бы подарить ненужным предметам вторую жизнь

- Сейчас я покажу вам, как люди придумали использовать сломанные вещи и разные упаковочные материалы второй раз. Дали мусору вторую жизнь!

Показ слайд - шоу. Рассматривание каждой фотографии.

Вопросы к детям:

- Что это?

- Из чего сделано?Помните:

Бумага брошенная вами будет лежать более 2-х лет.

Консервная банка – более 30 лет.

Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.

Стекло – 1000 лет.

- Вам нравится? Мы – увидели, как можно

Использовать много ненужных вещей, которые могли оказаться на свалке и сделать из них прекрасные поделки, кормушки для птиц и чудесные макеты. Мы молодцы!

- Сегодня мы с вами узнали о том, как можно использовать мусор второй раз.

О том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином – заботливым, аккуратным, внимательным!

«Планета – общий дом!

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полёте!

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте!»

Публикации по теме:

«Наша прогулка в природу!» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление.

Примерное перспективное планирование НЕДЕЛЯ: «День знаний» Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ СЕНТЯБРЬ Познание (ФЭМП) Счет и сравнение Закреплять умение сравнивать два предмета по двум.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром, народными традициями и экологическими проблемами родного края
Опубликовано: 25 января 2014 в 20:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки