Получи документы

Комплексное занятие по постановке звука «Р» с применением пиктограмм

Ольга Пашковская
Комплексное занятие по постановке звука «Р» с применением пиктограмм

МБДОУ комбинированного вида №11 «Машенька» г. Сургут ХМАО-ЮГРА

Открытое индивидуальное НОД «Путешественники» для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с ОНР 2-3 уровня

Тема: «Постановка звука Р»

Учитель-логопед: Пашковская О. П.

Цель:

Образовательные задачи:

Формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;

Формирование подражания звука;

Закрепление словаря по теме «Транспорт»

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания;

Публикация «Комплексное занятие по постановке звука „Р“ с применением пиктограмм» размещена в разделах

Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира;

Развивать психические функции ребёнка, память, внимание, эмоционально- волевую сферу;

Обогащать, активизировать и актуализировать словарь;

Формировать грамматический строй речи;

Учить образовывать глаголы с помощью приставок

Коррекционные задачи:

Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;

Формирование правил ротового выдоха;

Развитие фонематического слуха и голоса;

Воспитательные задачи:

Формировать самосознание ребёнка уверенность в собственных силах.

Ход игровой деятельности.

1. Организационный момент.

Сегодня мы с тобой будем путешественники, а своё путешествие мы начнём на транспорте.

Логопед вносит макет: автомобиля легкового.

Звукоподражание : ж-ж-ж; т ж – т ж- т ж;

2. Развитие пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая игра «Игра машина»

Правая и левая рука выполняет движения на массажном коврике.

Поедем, мы поедем в далёкие края, сегодня путешествует вся моя семья.

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик я вот и вся моя семья!

По порядку ребёнок поднимает пальчик на коврике.

3. Развитие артикуляционного праксиса (2-3 минуты)

Массаж язычной мускулатуры. Использование пиктограмм, щётки

(логопед использует детскую зубную индивидуальную щётку)

Игра: «Ехала машина»

Использование детской зубной щётки и пиктограмм с изображением движений.

«Машина»

А) Гигиенический массаж.

Логопед: «Поедем мы, поедем в далёкие края»

Логопед выполняет массаж детской щёткой.

«Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

По дороге она скользила,

В дождик быстро угодила.

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап,

Ехала в отпуск- вот так!

Направление движения (поглаживающий массаж щёткой по продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику)

Лёгкое поглаживание продольных мышц языка.

Б) «Встречное движение машин»

Массаж по поперечным мышцам языка из стороны в стороны зигзагообразно, поглаживание. Логопед выполняет движения. Ритмичное надавливание проведение щетиной зубной щётки.

В) Поглаживание языка: «Скользкая опасная дорога» Из стороны в сторону, выполняет движения щёткой. Поглаживающий массаж щёткой. По продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику.

Г) «Потягивание троса, у машины».

Ребёнку предложить выполнить упражнение «Грибок».

Логопед произносит текст и выполняет массаж языка при помощи щётки.

Рос грибок на толстой ножке,

посредине той дорожки.

Открыть рот широко. Проводить щёткой постукивающий массаж. Вибрирующий массаж (постукивающий, от корня к кончику).

Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

По дороге она скользила,

В дождик быстро угодила.

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап,

Ехала в отпуск - вот так!

4. Артикуляционная гимнастика для губ. Логопед вносит пиктограммы звук (а) в улыбке положение губ, звук (у) положение губ трубочка, звук (о) положение губ вытянутый овал, звук (ы) положение губ как при произношение выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, звук (и) положение губ в улыбке, звук (э) положение языка находится в глубине рта. Очень важно напоминать ребёнку о правильном положении артикуляции. Логопед произносит: «В отпуске всегда ехать весело, распоёмся друзья эта песенка моя»

А-У-О-Ы-И-Э

5. Мимические упражнения.

Логопед вносит пиктограммы (Изображение контура лица ребёнка радостного, хмурого, удивленного).

Предложить ребёнку выполнить упражнения.

«Улыбнулись, нахмурились, удивились»

6. Ариткуляционная гимнастика для языка.

Отгадай загадку,на каком транспорте мы поедем путешествовать дальше.

«Носит обувь из резины, а питается бензином?»

(Автомобиль). Внести картинку автомобиля.

Автомобиль проедет около дороги, где растут грибы.

Использование пиктограмм.

7. Артикуляционная зарядка (по пиктограммам).

Логопед предлагает выполнить зарядку для языка.

«Зарядка для путешественника»

Логопед: «Остановимся в лесу, я грибочки соберу».

Упражнение «Грибок».

Описание упражнения: Улыбнулись, открыть по шире рот, «приклеить» язычок к нёбу, следить,чтобы при этом рот был широко открыт. Выполнить упражнение 4-5 раз.

Логопед: «Отдохну и поскучаю выпью я варенье с чаем».

Упражнение «Вкусное варенье».

Описание упражнения: Улыбнулись, открыть по шире рот, облизать языком верхнюю губу,а затем нижнюю губу. Выполнить упражнение 4-5 раз.

Упражнение «Качели»

Описание упражнения. Логопед называет имя ребёнка, с которым проводит занятие.

Сядем Миша на качели

И взлетим мы выше ели.

Даже солнышка коснулись, а потом мы в лес вернулись.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два»- поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Упражнение «Гармошка».

Логопед: Чтоб в лесу мы не скучали, на гармошке поиграли.

Описание упражнения: улыбнулись, широко открыли рот,

«приклеили» язык в домике к «потолку» (к нёбу). Не опуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5раз.

8. Работа над развитием пальчиковой гимнастики.

Продолжаем наше путешествие. Отгадай загадку «Что за птица? Песен не поёт, гнезда не вьёт. А груз и людей везёт (Самолёт). Логопед предлагает выложить ребёнку самолёт из палочек. В своей работе использует набор счётных палочек.

Предлагает так же попробовать выполнить на примере артикуляционной гимнастики для языка. «Заведём мотор». Упражнение выполняется от упражнения «Грибок»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Логопед: «Заведём сейчас мотор и отправимся в полёт».

Логопед использует для вибрации языка ребёнка ватные палочки.

Подражание вибрация, с помощью ватных палочек

9. Работа над развитием правильного дыхания.

(Логопед следит за выполнением сильного ротового выдоха, а также следит, чтобы ребенок не надувал чрезмерно щёки).

Отработка дыхания. Устроим бурю в океане.

Логопед вносит 2 стакана с водой и соломку для ребёнка и для показа.

Логопед: «Сели мы в теплоход и отправились вперёд».

10. Развитие фонематического слуха:

Хлопни когда услышишь звук Р., среди других звуков.

Опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам

У-А-Р-Ш-К-С-Р-Г-О-И-Р-В-Э-Р

Выделение звука Р. в слогах:

БУ-аР-КО-Ры-га-уР-пу-Ры-хо-уР-па

Пора нам возвращаться домой. Логопед вносит пиктограммы для игровой ситуации.

11. Образование глаголов с помощью приставок.

Жила-была маленькая легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу Мише. Давай расскажем вместе, как машина ехала в гости.

Игра: «Добавь словечко!»

Машина из гаража…выехала и по дороге …. поехала. Яму …. объехала и к реке …. подъехала. Речку по мосту …. переехала, с моста…съехала, дальше поехала. Ехала-ехала и в гости …приехала.

12. Итог игровой деятельности.

На каком транспорте мы сегодня путешествовали? Что тебе особенно понравилось? Ты сегодня молодец!

Материал:

Пиктограммы с изображением :

1. гараж и дорога (из гаража выехала).

2. прямая дорога (машина по дороге поехала).

3. на дороге яма (яму объехала).

4. дорога, ведущая к реке (Машина к реке подъехала).

5. мост через речку (речку по мосту переехала).

6. мост и действие машины (с моста съехала).

7. дорога извилистая (дальше поехала).

8. прямая дорога и домик с маленьким грузовичком (ехала-ехала и в гости, приехала).

• Карточки.

Заборчик – экран для логопеда, который прикрывает рот во время произношения звуков. У-А-Р-Ш-К-С-Р-Г-О-И-Р-В-Э-Р

БУ–аР–КО–Ры–га-уР-пу-Ры-хо-уР-па

Публикации по теме:

Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР».Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР». 21 ноября в г. Новокузнецке при МБОУ «Центр диагностики и консультирования» прошел городской практический семинар «Использование игровых.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по постановке звука «Р» с применением пиктограмм
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 15:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД