МААМ-картинки

Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет «Одежда»

Лозямова Марина
Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет «Одежда»

Цель:

- Продолжать знакомить детей с одеждой хантыйского народа.

- Ввести в речь детей новые слова обозначающие предметы одежды : рукавица – пос, шапка – мил.

- Упражнять в произношении звуков «Л», «Э», «НГ»

- Повторить с детьми знакомые слова – сах, ернас, ухшам, молупщи.

- Заинтересовать детей к процессу создания настольной игры «Найди пару».

Материалы:

Публикация «Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет „Одежда“» размещена в разделах

Воспитателю - национальная одежда для показа детям – платье, шуба (женская и мужская, платок, рукавицы, шапка.

Детям – готовые изображения рукавицы, символические изображения жука, медведя, клей, кисти, салфетки, клеенка.

Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, рассказ, вопросы.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу вместе с девочкой одетой в национальное платье.

Воспитатель: Вуща вэдаты нявремат! Здравствуйте дети!

К нам в гости пришла Аленушка! Посмотрите в каком красивом платье она. А кто же тебе сшил такое красивое платье?

Аленушка: Это бабушка мне сшила красивое платье.

Воспитатель: Дети, а как по хантыйски платье?

Дети: Ярнос.

Воспитатель: Аленушка нам принесла письмо, давайте его прочитаем.

(читает)

«Дорогие ребята, приглашаю Вас в гости в мою мастерскую. Я приготовила для вас подарок. Бабушка Аленушки»

Хотите пойти в гости к Аленушкиной бабушке, а Аленушка нас проводит.

Дети встают друг за другом и идут в гости. Воспитатель загадывает загадки, а дети имитируют движения животных.

- Кто лохматый и большой, спит в берлоге зимой? (медведь – мойпар)

- Кто на себе лес носит? (лось – куран вой)

Воспитатель: Вот мы и пришли к бабушке – мастерице. Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Вуща, вуща!

Бабушка: Вуща вэдаты нявремат! Здравствуйте дети! Как я рада гостям. Омсаты, садитесь! Располагайтесь поудобней, я расскажу вам о своем рукоделии.

Я шью хантыйскую одежду, а как вы думаете, какие инструменты мне помогают шить красивую одежду как у Аленушки?

Дети: Иголка, наперсток, нитки.

Бабушка: (показывает платье) Посмотрите, что это? Тами муй?

Дети: Тами ярнас. Это платье.

Бабушка: (показывает женскую шубу) Посмотрите, что это? Тами муй?

Дети: Тами сах. Это женская шуба.

Бабушка: (показывает мужскую шубу) Посмотрите, что это? Тами муй?

Дети: Тами молупси. Это мужская шуба.

Бабушка: (показывает платок) Посмотрите, что это? Тами муй?

Дети: Тами ухшам. Это платок.

Бабушка: А как можно одним словом назвать эти вещи?

Дети: Одежда.

Бабушка: Назовите это слово на хантыйском языке.

Дети: Лэматсух.

Бабушка: Молодцы, все правильно назвали. А обратили ли вы внимание на украшение этих вещей? Чем они украшены?

Вся одежда украшается различными орнаментами, которые имеют определенный смысл.

Вот например орнамент полоска

Его изображали для того, чтобы у человека была всегда ровная, прямая дорога.

А этот узор называется волны

Ребята, посмотрите на мои новые изделия, что это?

Дети: Шапка, рукавицы.

Бабушка: Эти вещи одевают для ритуального танца на медвежьих игрищах. По хантыйски шапка – мил. Повторите.

Дети: Мил.

Бабушка: Что это? Тами муй?

Дети: Миль (хоровые и индивидуальные ответы)

Бабушка: На шапке я вышила орнаментальное изображение жука.

Бабушка: По хантыйски рукавицы – пос. Повторите.

Дети: Пос.

Бабушка: Что это? Тами муй?

Дети: Пос (хоровые и индивидуальные ответы).

Бабушка: На рукавицах я изобразила медведя. Рукавицы и шапки я сшила для вас, это мой подарок.

Дети: Спасибо! Пэмасипа!

Бабушка: А теперь нам пора прощаться, до свидания, паимвода.

Дети: Паимвода!

Дети встают друг за другом и идут в детский сад. Воспитатель загадывает загадки, а дети имитируют движения животных.

- У какого зверя шуба серая линяет, на зиму белую одевает? (заяц – шовар)

- Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут ее … (лиса – вухсар)

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте и мы сегодня станем мастерами и изготовим игру «Найди пару». Я предлагаю вам украсить рукавицу орнаментами.

Вспоминают названия орнаментов….

Воспитатель: Я предлагаю вам на красную рукавицу наклеить изображение синего жука,

на желтую рукавицу – зеленого жука,

на зеленую рукавицу – изображение желтого медведя,

а на синюю рукавицу – красного медведя.

Распределяйте изображение строго по середине рукавицы.

(самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь педагога)

По окончанию работы дети играют в игру «Найди пару», складывают рукавицы в подготовленную коробку.

Воспитатель: Дети, какую игру мы сделали? А какие новые слова мы сегодня узнали? Молодцы, хорошо позанимались.

Публикации по теме:

Кружок «Развивай-ка». Отчет за декабрь 2013 года 2.12 Занятие 1. Цель: учить проводить прямые линии, правильно держать фломастер, распределять предметы по цвету, повторить знакомые пальчиковые.

Национальный компонент. Куклы в бурятских костюмахНациональный компонент. Куклы в бурятских костюмах .Здравствуйте дорогие коллеги! Мы сегодня с детьми обсуждали и очень много говорили о поэзии бурятского костюма, его разновидностях, назначении. так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по развитию хантыйской речи для детей 6–7 лет «Одежда»
Опубликовано: 22 марта 2015 в 15:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД