Анна Тертычная
Комплексное занятие по развитию речи и лепке в средней группе «Петушок из Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Анна Тертычная
Комплексное занятие по развитию речи и лепке в средней группе
Тема "Петушок из Дымково".
Образовательная область: ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Познавательное развитие»
Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству.
Задачи:
ОО «Познавательное» :
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи и лепке в средней группе „Петушок из Дымково“» размещена в разделах
Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.
ОО «Речевое развитие» :
Развитие и обогащение речи : «народные умельцы», «роспись», «узор», «орнамент».
ОО «Социально-коммуникативное» :
Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны.
Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, образец поделки.
Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой. Беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
В группе на столе оформлена выставка-ярмарка «Золотые руки мастеров»
Воспитатель:
Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему мастерству молодых учили.
Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.
2. Основная часть.
Хочу вам сказку рассказать, да о давних временах поведать. Давно это было или нет, правда ли это была или не правда никто вам уже этого не скажет. Ехал как – то молодой купец на зимнюю ярмарку, товар вез. Ехал через лес, по заснеженной дороге. Смотрит, а перед ним село раскинулось незнакомое. Дома в нем красивые, ладные, рубленные и над каждой крышей дым струится голубой. Все село дымкой окутано. Подъехал он к первому дому и попросился на ночлег. Пустили его. Вошел он в дом и ахнул от красоты той что увидел, такой красоты нигде он не видывал, везде стояли яркие, красочные игрушки глиняные. Там и кони, и барыни и петушки.
Как игрушки подсохнут их в печь отправляют, на обжиг. Топится печь, а из труб дым идет. «Так вот почему все дымкой окутано!»- подумал купец.
Поэтому и назвали его Дымково. Деревня Дымково.
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, важных индюков.
Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух).
1. Барышня
Дымковские барышни прекрасны,
Узоры на юбках разнообразны
Полосы, волны, овалы, круги и точки-
Словно волшебные строчки
Символы природы они обозначают
Здоровья, счастья, добра желают.
2. Лошадка.
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива
3. Петушок.
Дымковский я петушок,
Пышный хвост и гребешок.
Точки, клеточки, кружки.
Краски сочны и ярки.
Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.
Стандартные цвета которые используют в дымковской игрушке : красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.
Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?
Как вы думаете, что мог означать круг?
Дети: солнце
Воспитатель: Хорошо! А что могла означать волнистая линия?
Дети: воду.
Воспитатель: Молодцы! А что же тогда означает клетка?
Дети: поле.
Воспитатель: Какие вы умницы, и все вы знаете! А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась Дымковская игрушка. Ребята, а для чего были сделаны эти игрушки? Играли ли этими игрушками?
Дети: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми дом украшают.
Воспитатель: Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку. Давайте и мы тоже сделаем свои игрушки и отнесём их на ярмарку.
Лепка из пластилина дымковской лошадки.
После окончания работа пригласить детей на ярмарку.
Воспитатель: Перед тем как мы отправимся на ярмарку, давайте передохнем и поиграем с вами в одну игру! Игра называется «У Маланьи у старушки».
У Маланьи у старухи
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей-все без бровей.
С такими глазами, с такими ушами,
С такими носами, с такими усами,
С такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, на неё глядели.
Делали вот так.
Как? (По считалке выбирают водящего – «Маланью», ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова «с такими глазами» дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают огромные глаза», «длинный нос» и т. д. После слов «делали вот так» «Маланья» показывает какое – нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того «Маланья» выбирает и ставит в центр круга на своё место).
Молодцы! Ну, поехали на ярмарку!
Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!
Приходи, скорей народ!
Разевай по шире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.
Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей)
Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто - то продает, а кто - то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем - гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.
3. Итог.
Воспитатель: Вопросы к детям:
Дети о какой игрушке мы сегодня говорили? Понравилась ли вам дымковская игрушка?
Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?
Для чего нужны дымковские игрушки?
Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?
Воспитатель: Молодцы, ребятки, хорошо вы сегодня потрудились.