Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы

валентина пересыпкина
Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы

Комплексный подход к организации

физкультурно – оздоровительной работы.

Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья

вполне возможно.

Н. М. Амосов.

В наши дни одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. В настоящее время отмечается усиление оздоровительно– образовательного потенциала физической культуры. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение инновационных технологий образования и оздоровления детей. Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры базируется на основах медико – педагогических принципах и предполагает, прежде всего, использование основ здоровьесбережения в работе с детьми. Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах: в том числе физкультурно - оздоровительной, коррекционной, спортивно - досуговой и др.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса. Одним из существенных достижений современной медицины является разработка новых оздоровительных технологий на основе средств физической культуры.

Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. Педагоги проводят большую работу по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщают детей к здоровому образу жизни. Оздоровительные технологии в образовательный процесс нашего детского сада внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды и в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива. Ведь необходимо, чтобы реализация оздоровительного комплекса согласовывалась с общей системой воспитательно-образовательного процесса в целом по д/саду. В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений существуют разные варианты осуществления оздоровительной деятельности.

Наш д/с «Журавлик» проводит эту работу по программе «Помоги себе сам», в реализации которой участвуют все сотрудники д/с. Эта работа предусматривает формирование у детей знаний и представлений о строении человеческого организма, об основных факторах здоровья, о том, как предупредить то или иное заболевание, каковы его причины, о том, как выработать у себя способность управлять своими эмоциями, поведением, регулировать свою двигательную активность.

Эти знания способствуют повышению эффективности проводимых в детском саду и в семье физкультурно-оздоровительных мероприятий. Поэтому в работу, наряду с обычными методами физического воспитания были введены: упражнения на коррекцию осанки, элементы ЛФК, элементы самомассажа, точечный массаж, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, акробатические упражнения, музыкально-ритмические минутки. К этой работе стараемся подойти творчески, не просто машинально заучивать движения, а объясняем детям, для чего с какой целью мы овладеваем тем или иным приемом, помогаем осознать и прочувствовать значение каждого упражнения в оздоровлении своего организма.

Одна из важнейших задач физического воспитания и оздоровления - формирование правильной осанки. Осанка – один из важнейших показателей здоровья. Правильная осанка обеспечивает высокую физическую и умственную работоспособность. Воспитание осанки у детей – очень трудоемкий, кропотливый процесс, а его результаты видны не сразу. Проверка осанки стала нашим ежедневным правилом. С целью развития и укрепления мышечного корсета нами проводятся специальные упражнения. Эти упражнения укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, отвечающие за правильное положение позвоночника и стоп, помогают формированию изгибов позвоночника.

Работа по формированию правильной осанки тесно связана с предупреждением плоскостопия, ведь нередко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки. Основным средством профилактики и главным методом лечения плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени, а также благотворно влияющая на общее развитие и укрепления организма. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности. Ходьба по «тропе здоровья», кроме удовольствия, которое испытывают дети, стимулирует кровообращение во всем организме, увеличивает интенсивность деятельности почти всех мышц.

Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и др. заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, мы применяем дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика нравиться детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью. Выполнение дыхательной гимнастики укрепляет и развивает дыхательную мускулатуру, тренирует речевой аппарат. Это играет положительную роль в повышении устойчивости организма ребенка к заболеваниям дыхательной системы.

Гимнастика для пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, развивающая мыслительную деятельность, память, внимание. Эту гимнастику не зря называют альтернативой таблеткам, которая помогает улучшить работу практически всех органов и систем человеческого организма. Упражнения для пальцев и кистей руки можно включать в комплекс упражнений для плечевого комплекса, а разученные, доведенные до автоматизма движения – в утреннюю гимнастику, а также в физкультминутки.

Упражнения на расслабление используются для снижения общей физической нагрузки в занятиях, восстановления нарушенной координации движений, нормализации мышечного тонуса, в том числе и гладкой мускулатуры.

Важное место в системе физкультурно- оздоровительной работы занимают праздники, развлечения, игровые, тематические занятия – наиболее эффективная форма отдыха детей. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении,- важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня.

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Она является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей, важная составляющая в ходе режимных моментов, и помогает решить ряд задач. Это в первую очередь задача воспитания привычки здорового образа жизни.

Утренняя гимнастика в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирает внимание, дисциплинирует поведение. Она должна создать у детей хорошее, бодрое настроение и поднять мышечный тонус, а для этого необходимо создавать условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности, чтобы упражнения не казались слишком скучными.

Утренняя гимнастика организует детей: сильно возбужденных успокаивают действия в заданном темпе, а пассивные втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики ребята более уравновешены, лица их довольны и радостны. Но чтобы гимнастика оказала такое благотворное влияние на детей, необходимо построить ее проведение таким образом, чтобы она была интересна, занимательна, приносила как можно больше пользы и удовольствия.

Для повышения интереса использую различные формы проведения: сюжетная, образно-игровая, танцевально-ритмическая. Сюжетная форма утренней гимнастики проводиться в форме двигательных рассказов и способствует развитию двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм. Танцевально-ритмическая разминка, одна из наиболее любимых детьми, и оказывает положительное влияние на динамику физической подготовленности, а также формирует интерес к систематическим занятиям утренней гимнастикой. Здесь неоценимую помощь оказывает музыкальный руководитель детского сада.

Гимнастика с использованием логоритмики и звукотерапии кроме того что очень нравиться ребятам, способствует развитию артикуляционного аппарата, формирует звуковую культуру речи.

Использование элементов восточной гимнастики развивает у детей гибкость, ловкость, координацию движений.

Выполнение самомассажа, точечного массажа улучшает самочувствие и настроение, повышает защитные силы организма. Под действием точечного массажа, организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Упражнения на укрепление мышц спины, для профилактики и коррекции плоскостопия включаем в каждое занятие. Но чтобы все наши усилия не прошли мимо сознания детей, а пустили крепкие ростки, помогли детям осознать всю пользу занятий физической культурой, необходимо донести до них пользу каждого упражнения, каждого действия. Поэтому проводиться большая работа по программе «Помоги себе сам».

Для разнообразия утренней гимнастики и большей заинтересованности детей использую множество пособий, изготовленных своими руками из подручных средств, а так же нестандартное оборудование.

Красочный круг на полу, помогает маленьким, быстро строится в круг, детям постарше помогает в минутках релаксации.

Металлическая круговая конструкция очень любима детьми, кроме своей развивающей функции оказывает неоценимую помощь в развитии ловкости, а так же смелости.

Использование фитболов в комплексах утренней гимнастики очень положительно сказывается на общем развитии детей, помогает развивать ловкость, координацию движений.

В оздоровительную бодрящую гимнастику после сна входят упражнения на формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения для глаз и дыхательные упражнения. В основе подбора такой гимнастики лежит учет имеющегося у детей двигательного опыта и должна помочь легко перейти от пассивного отдыха к активным действиям.

В проведении утренней гимнастики и гимнастики после сна большую помощь оказывают воспитатели всех возрастных групп. С ними проводиться большая методическая работа, даются консультации, проводятся практические занятия по овладению правильными навыками проведения массажа, упражнениями ЛФК. После нашей совместной работы педагоги грамотно и квалифицированно могут проводить и проводят все оздоровительные мероприятия, проводимые в ходе режимных моментов.

Наш коллектив ведет большую работу с родителями, разъясняет важность утренней гимнастики. Это происходит в различных видах работы. Важность этой работы трудно переоценить, ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время дети не видят должного примера со стороны своих родных, а ведь личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Работа эта состоит из многих слагающих. Это и выступления на родительских собраниях, анкетирование с целью улучшения работы и учета пожеланий родителей, проведение показательных утренних гимнастик, размещение в родительских уголках комплексов утренних гимнастик. В родительских уголках оформляются папки-передвижки с подборками упражнений для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Приятно видеть что навыками, приобретенными на занятиях, дети делятся со своими родными, привлекая внимание взрослых к своим успехам. Тем самым, может быть в какой-то мере, прививая и им необходимость в здоровом образе жизни. Родители стали более дисциплинированными, стараются не опаздывать на утреннюю зарядку, проявляют интерес и повышенное внимание к оздоровительным мероприятиям.

Используемая нами, комплексная система оздоровления детей приносит свои результаты. Конечно, они не сразу видны, ведь это долговременная, кропотливая работа, направленная в основном на будущее, на формирование прочных навыков здорового образа жизни. Но уже можно сказать, что основы ЗОЖ в детях уже заложены, но насколько прочны эти основы, будем судить по взрослеющим детям. И если нам удастся заложить прочный фундамент для этого, то можно сказать, что проводимая нами работа удалась и не прошла напрасно.

Публикации по теме:

Организация физкультурно-оздоровительной работы с использованием здоровьесберегающих технологийОрганизация физкультурно-оздоровительной работы с использованием здоровьесберегающих технологий УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу.

Нестандартное оборудование — дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.

Опыт работы по физкультурно-оздоровительной деятельности Опыт работы по внедрению ФГОС дошкольного образования по направлению физкультурно-оздоровительной деятельности Здоровье детей и реальное.

Организация физкультурно-оздоровительной работы Организация физкультурно- оздоровительной работы Здоровье физическое, психологическое, социальное- благополучие человека. Это определение.

Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют.

Отчёт о физкультурно-оздоровительной работе в детском саду Цитата:«Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,.

Отчет по самообразованию «Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы» Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Педсовет «Совершенствование форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» МБДОУ «Новопортовский детский сад комбинированного вида «Теремок» Подготовил: Н. В. Кокорина подготовительная к школе група (от 6 до 7 лет).

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми 1. Организация двигательного режима в ДОУ Форма работы Виды занятий Количество.

Система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ Добрый вечер! Хочу поделится с вами нашей системой физкультурно - оздоровительной работы. Система физкультурно-оздоровительной работы 1.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 15:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мороз не велик да стоять не велит
Морозным субботним утром на территорию детского сада № 16 «Тополёк» спешили воспитатели и родители с детьми. Вооружившись лопатами, собрались они здесь не...
Зимние прогулки
Ах, сколько на свете веселых затей! Мы лепим из снега фигурки зверей: Пингвин, колобок, медвежонок, лиса… Как весело всем! Мы творим чудеса!...
Лепка «Птичья столовая».
Цель: Создание птиц: воробья, синицы и снегиря из пластилина. -Учить детей лепить птиц: воробья, синицы, снегиря. Передавать их строение: туловище, голова,...
Фотоотчет новогоднего утренника в 1 младший группе
В нашем детском саду прошел самый первый новогодний утренник для детей 1 младшей группы! Наши малыши были такие нарядные, такие удивительные! Малыши...
Диагностика школьной зрелости
Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут____________________________________ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию отчество имя; 1....