Лучший педагог года

Коммуникативное развитие детей 5–6 лет в процессе театрализованной деятельности.

Татьяна Борисовна Гирфанова
Коммуникативное развитие детей 5–6 лет в процессе театрализованной деятельности.

Одной из задач современного дошкольного образования является воспитание активной, самостоятельной личности с творческими потенциалами и готовностью постигать новизну и сложность меняющегося мира. Обществу нужны личности с нестандартным мышлением, грамотно излагающие свои мысли и умеющие применять свои знания на практике.

Коммуникативное развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений в решении этой задачи. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Публикация «Коммуникативное развитие детей 5–6 лет в процессе театрализованной деятельности,» размещена в разделах

Почему же в современном мире дошкольники не всегда умеют общаться друг с другом? Современный мир – это мир противоречий. Сейчас дети характеризуются богатым багажом информации, который они черпают из просмотра телепередач, от общения с компьютером, от окружающих взрослых. Им доступны множество книг с яркими картинками, разнообразные игрушки. Но, к сожалению, или от загруженности родителей работой, или от недостаточного знания детской психологии, - они мало общаются с детьми, не воспитывают в них ростки доброты и нравственности, от того дошкольники растут потребителями, не умеют контактировать со сверстниками, не располагают «азами» общения. Часто слышим такое выражение: «Он ещё маленький. Всему своё время. Придёт это время и ребёнок научится всему, когда сам этого захочет». К сожалению, это не так. Если взрослые не научат своего ребёнка слышать окружающих людей, уважать их, сопереживать и сочувствовать, то ему трудно будет наладить отношения со сверстниками. Воспитатели сейчас до поступления в школу должны помочь своим воспитанникам научиться овладеть коммуникативными средствами общения и помочь родителям лучше понять своего ребёнка, больше уделять времени для общения с ним.

Что же такое коммуникативное развитие, и почему ФГОСы ДО ставят его одной из приоритетных задач?

Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и со взрослыми, понимание и осознание себя. Основной целью речевой коммуникации является обмен разного рода информацией. Существует 3 фактора коммуникаций:

•речевое поведение,

•речевое общение,

•речевой акт.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности рассматривались в трудах Л. С. Выготского, И. А. Зимней, М. И. Лисиной, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцовой и др. Исходным понятием при изучении коммуникативного развития детей, является понятие общения. «Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (М. И. Лисина). Общение бывает трёх видов. Коммуникативное общение состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности. Интерактивное общение – организация взаимодействия между участниками, то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, ценностями, смыслами. Перцептивное общение – процесс восприятия и познания партнёрами друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.

Как же построить отношения с детьми 5-6 лет с ОВЗ, чтобы добиться высоких результатов педагогического взаимодействия, какая тактика подхода является более эффективной для формирования личности старшего дошкольника?

Современный образовательный процесс в детском саду перестраивается в направлении повышения коммуникативной, познавательной, исследовательской, творческой активности старших дошкольников. Для этого мы, воспитатели, насыщаем жизнь воспитанников разнообразными проблемными игровыми и практическими ситуациями, разрешив которые, они удовлетворяют свою потребность в дружеском общении и сотрудничестве, приобретают богатые возможности для развития диалогической речи, обогащении представлений, для совершения познавательных открытий и самоутверждении.

Коммуникативное развитие дошкольников происходит во всех видах деятельности (игровой, двигательной, музыкальной, исследовательской, продуктивной и т. д.). В Стандарте говорится, что обучение чему-либо входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Особую роль для коммуникативного развития для детей 5-6 лет с тяжёлым нарушением речи, отводим театрализованной игре.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Г. А. Волкова утверждала, что «Театрализованные игры детей

способствуют активизации разных сторон речи: словаря, грамматического строя речи, диалога и монолога, - совершенствованию звуковой стороны речи, способствуют коммуникативному развитию».

Целью работы по коммуникативному развитию является: развитие коммуникативных способностей и речевой активности в процессе театрализованной игры.

Задачи:

-Создать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей в разных видах деятельности, побуждающие активно применять свои умения и знания.

-Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах, создавая яркий образ героя.

-Содействовать активизации речи детей, обогащению их лексического словаря, развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать культуру речевого общения.

-Обобщать опыт сотрудничества старших дошкольников со сверстниками и взрослыми.

-Продолжать воспитывать гуманные чувства: честность, справедливость, доброту. Развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок.

С самых ранних лет ребёнок стремиться к творчеству. Помогает реализовать это стремление сказка. Она объединяет взрослого и ребёнка, даёт ему необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем не сравнимое, настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка

помогает нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – учит добру и справедливости. «Сказка, писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Возможность проявить свою творческую активность исключительно важна для эмоционального благополучия дошкольника. Театр по своей природе является разновидностью игр ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития коммуникативных способностей, познания окружающего мира.

Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию (по утверждению К. С. Станиславского).

Играя роль в театральной игре, ребёнок не только представляет, но и эмоционально переживает поступки своего персонажа. Это, конечно же, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку передать проявление жизни с помощью движений, мимики, жестов и других средств выразительности. Исполняя роль, дошкольник приобретает опыт различного рода взаимоотношений, что важно для коммуникативного развития. Стоя вместе со сверстниками перед аудиторией, ребёнок не чувствует себя одиноким. Он видит, как перевоплощаются в театрализованной игре дети, и сам старается внести в свою роль что-то индивидуальное, личное, своеобразное. Особенно это заметно у старших дошкольников.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще

надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.

Содержание театрализованной деятельности в нашей группе включает в себя:

1. -Восприятие художественных произведений.

2. - Знакомство с видами театра.

3. - Упражнения по социально-эмоциональному и коммуникативному развитию.

4. - Театральные этюды (на выразительность изображения)

5. - Творческие упражнения (снятие мышечного напряжения, развитие речи, пластики)

6. - Игры-превращения.

7. - Сотрудничество с детской библиотекой.

8. - Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

9. - Игры-драматизации, инсценировки.

10. - Самостоятельная театрализованная деятельность.

11. - Праздники, развлечения.

Основные требования к организации театрализованной игровой деятельности детей:

- содержательность;

- разнообразие тематик.

В нашей практике мы используем следующие формы работы организации театрализованной деятельности:

1. Самостоятельная театрально-художественная деятельность в повседневной жизни.

2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театрализованная игра на развлечениях и праздниках, театральная непосредственно образовательная деятельность.

3. Мини-сценки, мини-спектакли совместного сочинения.

4. Встречи со сказками в рамках совместной НОД с детской библиотекой.

В прошлом году на базе библиотеки мы изучали такие темы, как «Волшебные сказки А. С. Пушкина», «Сказки Шарля Перро», «Сказки в красках» – об истории создания мультфильмов.

Так как дети в нашей группе имеют тяжёлые нарушения речи (заикание) мы опираемся на их эмоциональный мир, познавательный интерес, поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание

стихов развивает память и интеллект.

В целях реализации индивидуальных интересов и склонностей дошкольников в группе собраны разные виды кукольного театра : би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, маски, шапочки героев, теневой театр и театр на фланелеграфе.

На подготовительном этапе при подготовке к любой театрализованной игре идёт активное привлечение родителей в творческий процесс. Это достигается путём наглядной агитации (консультация «Роль театра в жизни ребёнка», папка-передвижка «Театр для всех», фотовыставок («Наши праздники», «Театр и дети», день открытых дверей, помощь в изготовлении атрибутов и костюмов.

На первом этапе идёт знакомство с профессиями людей, работающих в театре, беседы, НОД, просмотр слайдов с изображением костюмов, со сценами из спектаклей, виртуальная экскурсия в театр.

На втором этапе идёт изготовление и подбор пособий, кукольные герои, подбор костюмов в зависимости от спектакля, заучивание ролей, работа над словарём, выразительностью речи.

На третьем этапе реализуется сама игра.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

•Учёт речевых возможностей каждого ребенка.

•Распределение ролей по возможности для всей группы, так как желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Если ребёнок не говорит роль, то он обязательно участвует в танцах, песнях, изобразительных сценках.

•Создание доброжелательной обстановки при подготовке к спектаклям.

•Обязательная работа над речевым дыханием.

Выбор сказок для театрализованной деятельности носит последовательный систематический характер. Так, в прошлом учебном году познакомившись со сказкой «По щучьему веленью», родители помогли нам украсить группу к Новому году декорациями, отражающими действия сказки. Поэтому логическим завершением нашей работы стало постановка спектакля по данной сказке в конце учебного года. Праздник получился ярким, весёлым, творческим.

Авторская игра-инсценировка «Спор красок» с детьми 5-6 лет с ОВЗ.

Цель: развитие коммуникативных способностей и речевой активности в процессе театрализованной игры.

Задачи:

-Создать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей в разных видах деятельности, побуждающие активно применять свои умения и знания.

-Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации, создавая яркий образ героя.

-Содействовать активизации речи детей, обогащению их лексического словаря, развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать культуру речевого общения.

-Обобщать опыт сотрудничества старших дошкольников со сверстниками и взрослыми.

-Продолжать воспитывать гуманные чувства: справедливость, доброту. Развивать способность анализировать произведения, понимать его смысл: «Мир становится краше от дружного взаимодействия», «Следует делиться радостью с другими».

Предварительная работа:

•знакомство со стихотворением-пьесой.

•Беседа по произведению.

•Выбор ролей

•Подготовка атрибутов игры (картинок, изготовление шапочек).

•Заучивание ролевых слов.

•Работа над выразительностью речи.

•Упражнения на выразительность движений, мимики, жестов.

•Подбор музыкального сопровождения, движений общего танца.

Целевые ориентиры:

- Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. - Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. - Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного. - Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, интонационная сторона речи, темп, выразительность. - Совершенствуется целенаправленность движений. - Развивается эмоционально-волевая сфера. - Происходит коррекция поведения. - Формируется опыт поведения. - Стимулируется развитие творческой самостоятельности.

Материал: шапочки красок и сюжетные рисунки предметов одного цвета.

Участвует подгруппа детей. Воспитатель выступает от лица автора. У детей на голове шапочки в виде тюбиков краски. У каждого свой цвет. На груди – плакаты с картинками предметов того же цвета. На обратной стороне всех плакатов изображена радуга.

Итак, театрализованная деятельность играет огромную роль в развитии коммуникативных навыков. Так, на каждый праздник или творческую встречу, мы стараемся подготовить с воспитанниками спектакли, где ребята непринуждённо играют свои роли, участвуют в костюмированных

инсценировках сказок. Причём, мы стараемся распределить роли так, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в сказке, сыграть свою роль, пусть даже порой незначительную, но такую нужную для осознания своей причастности к общему делу. Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе. Мы стараемся воспитать у своих ребят умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, обращаясь к слушателям, а также выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, перед чужими взрослыми, перед детьми другой группы). Это способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, коммуникабельность, навыки поведения в коллективе.

Таким образом, содержательная, наполненная интересными делами и событиями жизнь в группе становится источником дружеских взаимоотношений, общих эмоциональных переживаний и сотрудничества. Дети комфортно чувствуют себя в разных ситуациях и в разных видах деятельности, что способствует развитию речевой, познавательной и коммуникативной активности, готовит старших дошкольников успешно войти в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми.

Список используемой литературы:

1.«Игровые ситуации, игры, этюды», - Т. И. Бабаева, Л. С. Рамашевская – Санкт-Петербург, ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 г

2.«Сердце отдаю детям», Сухомлинский В. Л /Киев. 1997г.

3.«Сказка как источник творчества детей», науч. рук. Ю. А. Лебедев, - М. : Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.

4. «Сценарии театральных кукольных занятий», Н. Д. Сорокина, - М. : Аркти, 2007 г.

5.«Театрализованная деятельность в детском саду», Е. А. Антипина – М. : ТЦ Сфера, 2009 г.

6. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет», Т. Доронова – М. : Обруч, 2014 г.

7. Театрализованные занятия в детском саду, М. Д. Маханёва – М. : ТЦ Сфера, 2003 г.

8. «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», И. Г. Выгодская и др. – Москва. 1993 г.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf

Публикации по теме:

Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника (выступление на городском методическом объединении) Основы.

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» Владимирова Валентина Владимировна Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» Цели: 1)способствовать повышению.

Планирование непосредственно-образовательной деятельности в области «Социально-коммуникативное развитие» Тема НОД: «Бабушка-Забавушка» Группа- вторая младшая гр. Цель: развитие представлений детей о собственном образе мальчика (девочки) Интеграция:.

Проект инновационной деятельности «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Программа по саморазвитию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Структура программы по саморазвитию: 1. Введение Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка.

Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Дошкольное воспитание Тема : «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» Автор : Берестова Наталья Сергеевна,.

Развитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности .

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности Театрализованная игра - вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии,.

Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельностиРазвитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность,.

Развитие речи детей 3–4 лет средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей 3–4 лет средствами театрализованной деятельности "Развитие речи детей 3-4 лет через театрализованную деятельность" Публикацию подготовили воспитатели МКДОУ "Улыбка" города Бородино Витюкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативное развитие детей 5–6 лет в процессе театрализованной деятельности.
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 18:58
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД