Приложение МААМ

Коммуникативные игры

Зайцева Анастасия Алексеевна
Коммуникативные игры
▼ Скачать + Заказать документы

Какой я есть и каким я хотел бы быть

Цель: повышение самооценки застенчивого ребенка.

Возраст: для дошкольного и младшего школьного возраста.

При выполнении этого упражнения можно работать как с одним ребенком, так и с группой детей.

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке – таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы он хотел быть. Работа с рисунками строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.

Публикация «Коммуникативные игры» размещена в разделах

По утверждению психологов, самооценка ребенка выражается в различиях между двумя рисунками. У некоторых детей отмечаются совпадения между «реальным» и «идеальным» Я. В этом случае он считает, что менять ничего не следует. Как правило, такие дети обладают завышенной самооценкой.

Самооценка считается адекватной, если расхождение между двумя рисунками не слишком значительно.

У детей с заниженной самооценкой цвет рисунка остается неизменным, часто темным, рисунок маленького размера, неаккуратный и даже грязный. При рисовании идеального Я используется большое количество цветов, ребенок рисует себя в яркой одежде с элементами, подчеркивающими внешнюю красоту, в ситуациях выполнения положительных поступков.

По окончании рисования проводится обсуждение, после которого ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

Представленные ниже игры : «Нарисовать фигуру», «Передай рисунок», «Доверяющее падение», «Конспиратор» и «Скульптура» могут быть полезны для тех застенчивых детей, которые испытывают трудности в общении со взрослыми людьми.

Нарисовать фигуру

Цель игры : снять коммуникативные барьеры, повысить доверие ко взрослым.

Возраст: детям 6–12 лет

В игре принимают участие минимум двое детей и двое взрослых. Разбиваются на пары: один взрослый и один ребенок. Желательно, чтобы ребенок оказался в одной паре с чужим взрослым, однако не следует настаивать, если такое деление вызывает у застенчивого ребенка сильное возражение. В этом случае можно попытаться ввести условие, что игроки обязательно должны меняться партнерами, но опять же не настаивать в случае сильного неприятия такого условия застенчивым ребенком. Часто ребенок, освоившись по ходу игры, сам предлагает такой вариант.

Правила игры следующие : партнеры договариваются, что они будут изображать (задача взрослого позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком сложной и трудно выполнимой, после этого один рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, а второй изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание) не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

Скульптура

Цель игры : научить доверять другому человеку.

Возраст: для старшего дошкольного возраста).

Минимальное количество участвующих в игре – 3 человека. Двое договариваются, какую фигуру они будут изображать, после чего один играющий «лепит» её из другого, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.

Наиболее актуальной проблемой застенчивого ребенка является тема отверженности. Взрослые часто не считают её достаточно значимой, каковой она является для самого ребенка. Для коррекции этого комплекса Т. Л. Шишова рекомендует взрослым обратиться к играм «Бездомный котенок» и «Робот». Предлагаем читателям воспользоваться этими играми.

Бездомный котенок

Цель игры : дать почувствовать ребенку его значимость, повысить самооценку.

Возраст: для детей 4–8 лет

Игра может проходить в форме кукольного театра, а для детей школьного возраста – на столе с применением маленьких фигурок (можно из киндер-сюрпризов). Котенок – это условное название игры. Это также может быть зайчик, собачка, динозаврик, крокодильчик и т. д.

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой. (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал – оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался. (пусть ребенок сам придумает персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл).

Как указывалось в предыдущей главе, ребенок может научиться лучше понимать другого человека с помощью пиктограмм.

Мимика в рисунках

Цель: научить распознавать чувства другого человека.

Возраст: для детей младшего школьного возраста

Пиктограмма представляет собой набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Всего используются пять пиктограмм. Первая символизирует радостное лицо, состоит из овала (лицо, перевернутой цифры семь (нос, двух полуовалов кончиками вниз (брови) и полуовала кончиками вверх (рот).

Вторая пиктограмма символизирует огорченное лицо, состоит из овала, перевернутой цифры семь, двух наклонных черточек, сходящихся вверху (брови, и полуовала кончиками вниз (рот).

Третья пиктограмма, символизирующая выражение страха, состоит из овала, перевернутой цифры семь, двух наклонных черточек, сходящихся вверху, и кружочка (раскрытый рот).

Четвертая пиктограмма изображает гневное лицо и состоит из овала, перевернутой цифры семь, двух наклонных черточек, сходящихся внизу, и прямоугольника или небольшого овала (оскаленный рот).

Пятая пиктограмма демонстрирует удивленное лицо, состоящее из овала, двух высоко поднятых над перевернутой цифрой семь черточек (брови) и кружочка.

Описание игры с пиктограммами. Использовались наборы из пяти карточек для каждого ребенка. Дети должны, рассмотрев пиктограммы, назвать настроение, которое они символизируют. Затем все карточки разрезаются по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю части, после чего все карточки перемешиваются. Дети получают задание восстановить пиктограммы, соединив их с помощью скотча. Фиксируется, насколько успешно дети справлялись с заданием, насколько быстро они это могли сделать.

Веселая зарядка

Цель: раскрепостить детей, обеспечить заряд бодрости на целый день.

Желательно сопровождать проведение зарядки музыкой.

Взрослый рассказывает, дети показывают. Для того, чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Тело устает за день, ему нужен отдых – сон. Но впереди новый день и впереди много, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Включить, завести свое тело. Скорее прыгнем на пол! Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы упавшие на спинку божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы – крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть и полетим. Тянемся вверх как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачиваемся из стороны в сторону – и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер из всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет – левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты – победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

Инопланетяне

Цель:развитие навыков невербального общения.

Возраст: для старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Желательно использовать внешнюю атрибутику: шлемы для инопланетян, картонный макет корабля или летающей тарелки и т. п.

Межпланетный корабль совершает вынужденную посадку на незнакомой планете. Это Земля. Инопланетяне ступают на чужую землю и видят группу ребят. Но как наладить контакт? Ведь никто не знает язык друг друга. И тут на помощь приходят жесты.

«Инопланетяне» показывают рукой на какой-нибудь предмет (например, стул, кровать, стол и т. д., а земляне, называя этот предмет, должны жестами показать его функциональное назначение. Игра сопровождается музыкой.

В ходе игры застенчивые дети должны добиться понимания со стороны сверстников, что требует от них активности и уверенности.

Комплименты

Цель: формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: для старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игра может протекать в различной форме. Суть игры в том, что дети оказывают друг другу словесные знаки внимания. Тот, кому этот знак адресован, должен адекватно на него отреагировать. Назовем несколько возможных вариантов этой игры.

Вариант 1.

Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я.» (повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «Я еще я думаю, что я.»).

Вариант 2 (используется мяч).

Игра проходит в кругу. Содержание игры тоже самое, но знаки внимания получает тот ребенок, кому был кинут мяч. Взрослый следит за тем, чтобы мяч попадал ко всем детям.

Как уже указывалось в предыдущих главах, застенчивому человеку очень важно научиться расслабляться. Приведем два варианта психомышечной тренировки для детей, изложенные в книге М. И. Чистяковой «Психогимнастика».

Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании

Медвежата в берлоге (вводная игра)

Возраст: для детей 4–5 лет.

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в разные стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.

Повторить игру 2–3 раза.

Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата жружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.

Повторить игру 2–3 раза.

Холодно – жарко (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла, Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2–3 раза.

Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

Пчелка мешает спать (игра лицевых мышц).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке, погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх – вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

Отдых. Медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку», а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза). Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Пауза). Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснуться (П. И. Чайковский, «Сладкая греза»). Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза). Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.

Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей.

Вариант отдыха. Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

На берегу моря (вводная игра)

Возраст: для детей 6–7 лет.

Дети играют на берегу моря (игра с камушками, плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук).

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Повторить игру с песком 2–3 раза.

Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2–3 раза.

Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнышко зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).

В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц шеи).

Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на выдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

Отдых. Сон на берегу моря.

Дети слушают шум моря (В. Успенский). Ведущий говорит детям, что им снится всем один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят то, чем они занимались в течение дня. (Пауза). Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснуться (по счету, когда заиграет музыка и т. д.). (Пауза). Звучит сигнал. Дети энергично (или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно) встают.

Вариант отдыха. Ведущий сообщает детям название пьесы, которую они будут слушать, и предлагает им принять удобную позу и закрыть глаза. Звучит музыка (К. Сен-Санс, «Лебедь»). С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.

В заключение хочется сказать: не ждите, что ваши дети будут такими, какими вы хотите их видеть. Такого никогда не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, какими они должны стать и внимательнее смотрите, какие они есть в реальности. Больше думайте о том, как им помочь, меньше о том, как их исправить. Не забывайте, что раздражение, обида и разочарование, которые всегда являются следствием неоправданных ожиданий, - самый неэффективный и опасный метод воздействия на человека в любом возрасте.

Публикации по теме:

Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей»Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей» Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей» 1. Коммуникативная песня-игра «Здравствуй,.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС»Отчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 17:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные игры» (включая файлы) размещена пользователем Зайцева Анастасия Алексеевна (УИ 197833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД