Папки-передвижки

Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками

Светлана Козлова
Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном развитие детей : социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Публикация «Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах

ФГОСы [5] предполагают создание условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста, предполагают: обеспечение эмоционального благополучия в детском учреждении, поддержку индивидуальности и инициативы детей, а также установление правил взаимодействия в разных ситуациях и создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Существуют возрастные особенности детей среднего возраста. В игровой деятельности у них проявляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

Взаимоотношение со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В играх начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

В младшей группе я использовала малоподвижные игры для сближения детей друг с другом и воспитателями. Эти игры раскрепощали детей, создавали радостное настроение и способствовали сотрудничеству и совместной деятельности. В этих играх задействованы все дети, например игра «Бабушка Маланья»[4; стр. 45]. Это игра-шутка, в основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью и в то же время, нужно ребенку – ведущему придумать движение не похожее на предыдущее и передать роль другому. Игра «Бабушка Маланья»[4; стр. 45] очень полюбилась детьми и они с удовольствием в нее играют. В эту игру можно играть, как утром, для раскрепощения детей, отвлечение от грустных мыслей, так и вечером, для создания непринужденной обстановки.

Для развития доброжелательных отношений в группе и дальнейшее сближение использовала игры «По дорожке Аня шла»[4; стр. 42], «Подарки»[4; стр. 34], «Зайчик»[4; стр. 40], «Узнай, кто тебя позвал»[4; стр. 97].

В этих играх развивается внимание, память, тренируется слуховой аппарат, определяются дети-лидеры, дети-организаторы.

Более сложными для детей были игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. Игра «Танец куклы»[4; стр. 32] организует поведение детей к совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу.

Игра «Дуди, дудочка, дуди»[4; стр. 31] учит считаться друг с другом, уступать главную роль и ожидать своей очереди в игре. Такие игры готовят к новой форме партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает замену, кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

В утренние часы использую игру на приветствие «Мы любим друг друга»(по программе «Радуга», где дети дотрагиваясь друг другу до носика и щечек расслабляются, улыбаются друг другу, а обнимаясь чувствуют сближение, доброе отношение к себе. Игра «Гномы»детям очень нравится, потому что создает доброжелательное отношение между детьми и после этой игры можно перейти к другой совместной деятельности «взявшись за руки».

В своей работе с детьми использую массаж спины «Дождь, дождь», «Сварим щи» через эту деятельность ребята дотрагиваются друг до друга, стараются не делать больно, чтобы было приятно, а так же выполняет оздоровительную функцию.

В дальнейшем буду использовать психогимнастику, которая помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастика по методике М. И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении:

• Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием;

Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

В своей работе использую упражнения на расслабление отдельных групп мышц: «Шалтай- Балтай»[3; стр. 84], «Фея сна»[3; стр. 86], «Холодно- жарко»[3; стр. 89].

Разработанные игры В. М. Минаевой дают возможность формировать адекватное эмоциональное состояние в коммуникативной сфере. Игры «Наседка и цыплята»[2; стр. 13], «Доктор Айболит»[2; стр. 15]. Я начала свою работу по этой методике с раздела «Природа», дети хорошо знают эти ситуации,подсмотренные из жизни. Игры развивают воображение, расковывают, сплачивают ребят.

Прежде всего такие игры показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, легкими задержками психического развития, такие дети есть во всех группах. Не менее важно использовать эти игры со здоровыми детьми с целью психофизической разгрузки.

Использую для снятия психоэмоционального напряжения детей ритмопластику В. Г. Алямовской, через эти упражнения происходит раскрепощение личности и поведения, позитивное восприятие окружающего мира. Упражнениях «Тучкины штучки», «Забавный дракоша»[1; стр. 57, 58] дети передают образы сказочных и литературных героев, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных.

Я думаю очень важно продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, развитию образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Литература:

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.- 80 с.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М. : АРКИ, 2001.- 48 с.

3. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.

4. Щербакова Ю. В., Зубанова С. Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста- М. : Глобус, 2007.- 175 с.

5. ФГОСы: www. rg. ru /2013/ 11/25 dok- standart -dok. html

Прикреплённые файлы:

prezentacija-igra_0as9t.pptx | 6025,51 Кб
 
Публикации по теме:

«Организация сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками» выступление на родительском собрании Мы не можем и не стремимся научить ребенка учиться (учить себя сначала с помощью взрослого, а потом и без этой помощи). Далеко не всякое.

Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми Такие задатки ребенка дошкольного возраста, как формирование собственного самосознания, подчинение общепринятым нормам человеческой жизни,.

Использование схем взаимодействия в процессе развития у детей дошкольного возраста навыков сотрудничества со сверстниками муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Использование схем взаимодействия в процессе развития у.

Коммуникативные игры для дошкольников Коммуникативные игры для дошкольников Введение Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение.

Коммуникативные игры в детском клубе креативно-делового общения. Логопедическое занятие со старшими дошкольниками Логопед. Салам, исэнмесез, гут монинг, хэллоу, добрый день, здравствуйте! -Как вы думаете о чем мы сейчас будем говорить? (о том, как здороваются.

Опыт работы «Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте» Слайд № 1 Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется основное содержание выпускной квалификационной работы на тему: «Особенности.

Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Опыт работы по теме: «Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками» в старшей логопедической.

Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий.

Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками 1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 17 октября 2013г. Приказом Министерства.

План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста» План самообразования педагога-психолога по теме: «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста»Муравьевой Лилии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 20:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД