Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования

Наталья Андреева
Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования

Консультация для воспитателей

КОНЦЕПЦИЯ построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В. А.)

Подготовила: воспитатель МДОУ

«Детский сад №21 о. в.»

Андреева Н. А.

Слайд 2Непременным условием построения РППС в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Личностно-ориентированная модель.

Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Слайд 3

Задачи:

обеспечить чувство психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье);

формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка — не "запрограммированность", а содействие развитию личности;

знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Слайд 4 Личностно-ориентированная модель

Способы общения — понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество.

Позиция взрослого — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Слайд 5 Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни.

Способствующей игре средой является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр.

Слайд 6 Принципы построения РППС

1) Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2) Принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) Принцип стабильности — динамичности;

4) Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5)Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в

эстетической организации среды;

7) Принцип открытости — закрытости;

8) Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Слайд 7 Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Установление контакта взрослый – дети, с учетом пространственного принципа "глаза в глаза".

Условие - разновысокая мебель.

Слайд 8 Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека — и у ребенка, и у взрослогосвои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, "короткой" дистанции, другие — на более "длинной". Кроме того,эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т. д

Слайд 9 Принцип активности

Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творцами своей личности и своего здорового тела.

Среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств

Слайд 10 Принцип стабильности-динамичности развивающей среды

Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение.

Слайд 11

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая,друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматривание иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.

Слайд 12 Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления

При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и "гасить", тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

Слайд 13 Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Постижение детьми категории эстетического начинается с "элементарных кирпичиков", своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие "классические" произведения живописи, а простые, но талантливые этюды. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

Слайд 14 Принцип открытости-закрытости

Новые проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.

Принцип открытости-закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы.

Второй аспект принципа — это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры — настоящей "взрослой" живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера.

Третий аспект принципа — это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия "МОЙ ДОМ".

Четвертый аспект этого принципа — открытость своего "Я", собственного внутреннего мира.

Слайд 15 Принцип учета половых и возрастных различий детей

Своеобразие подхода, однако, заключается в том, что детям ничего не предписывается впрямую в соответствии с этими эталонами. Вместе с тем необходимо обеспечить реальную общность ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек

Если среда для младших дошкольниковпобуждает их к освоению полюсов: "прекрасное" — "безобразное", "добро" — "зло", "истина" - "ложь", то старшим детям среда предоставляет возможность разобраться в значении этих полюсов.

Прикреплённые файлы:

principy_pe0fe.pptx | 3114,85 Кб
 
Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС  Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Образ дерева как способ организации развивающей среды детского сада «Экологические проекты с детьми — реальность и сказка на одном пространстве». Хотим поделиться опытом создания развивающей среды своего.

Опыт организации развивающей предметно-пространственной средыОпыт организации развивающей предметно-пространственной среды Сообщение по теме Нажия Азисова. Сообщение по теме «Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей.

Организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности и принципов построения развивающей среды Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении в соответствии с ФГОС дошкольного образования Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации на сегодняшний день наиболее.

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда. Театральный уголок –.

Принципы построения предметно-развивающей среды Принципы построения предметно-развивающей среды в доу: -Принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства.

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды в ДОУ Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления.

Таблица по организации предметно развивающей среды в ДОУ Создание условий (предметно - развивающей среды) для полноценного развития ребёнка является одним из важнейших критериев оценки качества.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
  • Консультации, папки-передвижки
  • Консультации, папки-передвижки
Автор публикации:
Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования
Опубликовано: 25 августа 2019 в 11:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется ровно 140 лет со дня рождения создателя самого знаменитого плюшевого медвежонка в мире. 18 января 1882 года родился Александр Алан Милн – выпускник Кембриджа, сотрудник популярного...

17 января. Международный день детских изобретений

День рождения Бенджамина Франклина во всем мире празднуется как День детских изобретений, потому что этот знаменитый американский политик прославился еще и как выдающийся изобретатель. Свое первое...


Горячие темочки