Концепция «Экологическое воспитание дошкольников»

Елена Прийменко
Концепция «Экологическое воспитание дошкольников»

муниципальное казенное образовательное учреждение Березовская СОШ Подгоренского муниципального района Воронежской области (дошкольная группа)

Моя педагогическая концепция:

«Экологическое воспитание дошкольников»

разработала:

Прийменко Е. Н.

Воспитатель 1КК

Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он сможет принести наибольшую пользу обществу.

Ш. А. Амонашвили

Профессию «педагог» я выбирала сердцем. Шумное, озорное, доверчивое и трогательное детство ворвалось в мою жизнь так стремительно, что казалось, и не было тех лет, которые я прожила без него. Я прикоснулась к огромному миру добра и чистоты, оказалась «в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых. радостей». Я поняла, что только с детьми я могла быть самой собой. Только благодаря моей профессии могла получать возможность помогать детям и себе. Это сделало мою жизнь богаче и наполнило ее смыслом.

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю,что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании

2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В. В. Путин в своем указе в качестве цели проведения экологическихмероприятий поставил следующее: "привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю" [4]. В Год экологии в России пройдут более 600 мероприятий. Отдельное внимание будет уделено экологическому образованию.

Совершенствование экологической ситуации в России зависит от того насколько грамотно будут воспитаны грядущие поколения. Какой опыт мы им передадим. Экологическое воспитание: понятие и функции Экологическое воспитание являет собой важный элемент современного образовательного процесса. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области "Познавательное развитие"и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Экологическое воспитание зародилось очень давно, но как педагогическое явление оформилось сравнительно недавно. До появления термина экологическое воспитание", широко был распространен термин как "экологическое просвещение". Он насчитывает несколько веков. Еще Я. А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам [3]. В то время "экологическое просвещение" приравнивалось к природосообразности и получило в тот период свое признание в педагогике. Ж. -Ж. Руссо и Песталоции считали, что человек – это существо совершенное, развитие которого должно протекать в условиях, максимально приближенных к природе [2]. Что касается русских мыслителей, то без сомнения, интерес представляет точка зрения Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой в природной среде видел идеальные условия для решения проблемы естественного воспитания ребенка, а естественный трудовой цикл взаимодействия человека с природой рассматривал как идеал образа жизни.

Определила для себя

Цель :воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи экологического воспитания :

- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

- выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской

личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

- Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

- Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное,

бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

Особую роль отвожу познавательным занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно.

Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе, но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат Объём знаний дошкольников по изучению человека настолько велик и интерес детей к нему выражен так сильно,что реализация данного материала органично включается в педагогический процесс: двигательная деятельность, игры, режимные процессы, начиная с утреннего приёма детей (беседы) и проведения утренней гимнастики, включая и сон (гигиена сна) и приём пищи; труд, свободную деятельность, развлечения, экскурсии.

Наблюдения в природе за растительным и животным миром позволяют удовлетворить детскую любознательность, развивают наблюдательность, воспитывают эстетически. На прогулках обращаю внимание детей на красоту отдельных явлений и объектов природы. В нашей групповой комнате находится уголок природы, где дети имеют возможность наблюдать за комнатными растениями, их ростом и развитием. Знакомлю детей с выращиванием семян разными способами Наблюдая за животными, подвожу детей к выводу, что человек это тоже часть природы. На основе наблюдений в природе знакомлю детей с народными приметами, дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды. Радуются, когда их приметы сбываются.

В зимне-весенний период еженедельно дети наблюдают за набуханием почек и появлением первых листочков на срезанных ветках в вазе с водой. Организую посадку лука на подоконнике для наблюдения за его ростом и развитием в разных условиях.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольноговозраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети.

В нашей групповой комнате оборудован уголок творчества и экспериментирования,где дети имеют возможность в своих играх использовать природный материал: песок, мелкие камешки, шишки и т. д. В этих играх дети, созидая, познают свойства и качества материалов, имеют возможность проводить свои исследования, создавать поделки из природного материала. С детьми так же играю в игры с мыльной водой и пеной, игры со светом и тенью, игры со звуком, игры – экспериментирование с различными материалами.

Большое значение я придаю исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляю возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Взаимодействия с родителями происходит в приемной – это лицо группы, к оформлению ее подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, проведение анкетирования и проведение опросов, индивидуальные беседы,а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников «Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

«Экологическое воспитание дошкольников» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников Лето прекрасное время года для занятий экспериментированием на участке. В беседке была организована выносная лаборатория, оснащённая всем.

Экологическое воспитание дошкольников "Экологическое воспитание дошкольников" «Природа — это блаженство которым нельзя насладиться» Обычно под экологическим воспитанием понимают.

Экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание дошкольников Любовь к природе является неотъемлемой частью русской культуры. Начиная с культуры древних славян,.

Экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Экологическое воспитание дошкольников Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с экологией. Экологическая культура, как качество личности, должна формироваться в процессе.

Экологическое воспитание дошкольников.Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей – является одной из самых актуальных проблем в нашем мире. Человек контактирует с природой с самого детства.

Экологическое воспитание дошкольников "Экологическое воспитание дошкольников" Из опыта работы Самсонкина А. М. воспитатель «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев.

Экологическое воспитание дошкольников Взаимодействие человека и природы превратилось сегодня в одну из самых тревожных проблем человечества. Экологический кризис, поразивший.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Концепция «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 18:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Фотоотчёт ОД по рисованию «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»
Цель: формирование умения рисовать фигуру человека, передавать различие в величине взрослого и ребёнка. Задачи: - вызвать у детей желание передать в рисунке...
Сценарий праздника к 23 февраля «Мы — мужчины» для старшей группы 5–6 лет 2021 г
Ведущий: День нашей армии сегодня, И ей уже немало лет. Привет защитникам народа! Российской армии… Дети: привет! 1 ребенок: Чудесный праздник в...
Детский мастер-класс по рисованию с элементами аппликации «Лук — лучок»
Детский мастер - класс по рисованию с элементами аппликации: "Лук - лучок" ко Дню зеленого лука на МААМе. Автор: Седова Наталья Владимировна,...