Дания Демидбаева
Концепция экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция экологического воспитания дошкольников.
В дошкольном образовательном учреждении часто происходит подмена природной и социальной среды игрушечной. В ней ребенок чувствует себя уверенным, однако, попадая в реальную среду, находящуюся за пределами дошкольного образовательного учреждения, испытывает дискомфорт и проявляет себя неадекватно. Новые нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений, вводят дополнительные ограничения в организацию взаимодействия детей с природой. Постановление от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.2660-10» п. 6.13. Согласно этим требованиям уголки природы, комнаты природы, фитоогород, фитобар «могут быть организованы только в отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах. Уборка за животными и уход за растениями может осуществляться только персоналом дошкольной организации. Дети могут осуществлять только, полив растений. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается». Оторванность от природы, что неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки, усугубляет проблемы экологического образования детей. Состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения его важных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени, называется «депривация». В этих условиях поиск источников экологического развития детей дошкольного возраста становится ещё более актуальным. Поэтому перед педагогами ДОУ должна стоять задача - формирование системных представлений об окружающем мире, в частности о природе на протяжении всего дошкольного детства.
Публикация «Концепция экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции - новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.
Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый – личностно-ориентированный – подход в педагогике.
Концепция экологического воспитания дошкольников – это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений (в том числе организацию работы экологической тропы с целью формирования представлений о природе).
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста на опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994).
Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста, позволить формирование представлений о природе.
Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для формирования представлений о природе и всеобщей экологизации сознания и мышления.
В Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста говорится, что: в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.