Римма Мотовилова
Опыт работы по профилактике суицидов среди подростков «Концептуализация профилактики суицида — шаг к системной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА – ШАГ К СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотовилова Римма Рамилевна,
педагог-психолог,
ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»
motovilova.r@mail.ru
Профилактика суицида среди подростков занимает важное место среди актуальных проблем психологии.
Публикация «Опыт работы по профилактике суицидов среди подростков „Концептуализация профилактики суицида — шаг к системной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Психолог А. Г. Абрумова и ряд других отечественных исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид – это феномен социально–психологической дезадаптации личности. Рассматривая социально – психологическую дезадаптацию в динамике, ведущую к суициду, можно выделить две фазы: предсуицида и суицидальную.
Решающее значение для перехода предсуицидальной фазы в суицидальную имеет конфликт.
Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент, потребность человека, а другая – это тенденция, препятствующая её удовлетворению.
Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями, о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни;
- суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидального поведения, т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана её реализации. Продумываются способы, время и место самоубийства;
- суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называют предсуицидальным. Длительность его может исчисляться минутами (острый суицид) или месяцами (хронический суицид).
В случаях хронического суицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается не всегда. При острых предсуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.
Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.
Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствам лишения себя жизни.
Правовую основу работы по профилактике суицидальных происшествий среди несовершеннолетних в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» составляют:
- постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.11.2013 года № 921-П «Об утверждении межведомственного плана мероприятий по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014-2017 годы».
- постановление Администрации города Муравленко от 17.02.2014 года №84 «Об утверждении межведомственного плана мероприятий, направленных на профилактику суицидов, предупреждение и предотвращение суицидальных попыток среди несовершеннолетних на территории муниципального образования г. Муравленко на 2014-2017 годы.
- письмо Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
- письмо Минобразования РФ от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков».
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.09.2004г № 01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
- методические рекомендации департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер» по профилактике суицидальных происшествий для специалистов образовательных организаций ЯНАО, напрямую сталкивающимися в работе с людьми, имеющими признаки дестабилизирующего поведения
В соответствии с нормативно-правовыми актам в сфере профилактики суицида среди детей и подростков в ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» разработан комплекс мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся :
1) Адаптационные мероприятия: адаптационные тренинговые занятия – 2 дня, социометрическое обследование.
Значительную часть времени студенты проводят в колледже. Степень их адаптации в условиях учреждения и студенческого коллектива – один из главных факторов успешности развития личности, реализации себя в новых условиях.
При успешной адаптации подросток попадает в положительные психологические условия: признание сверстников, положительная оценка окружающих, интенсивность личных контактов.
Дезадаптация личности делает противоречивым развитие личности, складывается неадекватная самооценка, повышенная тревожность, формируется конфликтный или отчужденный стиль отношений, что может привести к суицидальным намерениям.
Адаптационный тренинг – это специально созданные условия, которые способствуют успешной адаптации подростка в условиях колледжа, помогают каждому найти свое место в коллективе.
Основная цель адаптационных тренингов: формирование гармоничных взаимоотношений в группе между студентами и куратором.
Задачи:
- сплочение коллектива, улучшение психологического климата в группе;
- развитие коммуникативных навыков;
- установление доверительных взаимоотношений между подростками и куратором группы;
- активизация и развитие адаптационных возможностей подростков в изменившихся условиях обучения: гибкости поведения, стрессоустойчивости.
В 2016-2017 учебном году 89 первокурсников успешно прошли адаптационный тренинг, что составило 77%.
Социометрия (социометрический тест) – метод исследования субъективных взаимоотношений – выбор в малой группе. (Предложен Дж. Морено в 1934 году).
Социометрическое обследование помогает выявить социометрический статус в группе, то есть положение обучающегося в системе межличностных отношений, отражающее степень его признания членами группы, меру приязни, личного предпочтения.
Обучающиеся, которые выявились по статусу дезаптированными, приглашаются на консультацию к психологу. Во время собеседования с низко адаптированными подростками необходимо создать доброжелательную атмосферу, располагающую к серьёзному откровенному разговору, что поможет выявить причины дезадаптации.
Дальнейшая работа с данной категорией строится в соответствии с этими причинами и выдаются рекомендации преподавателям и куратору.
Исследование проводилось в два этапа: первый – в октябре 2016 года, второй – в январе 2017 года.
По данным социометрического исследования, можно отметить положительную динамику в процессе адаптации первокурсников, из 6 дезадаптированных выявленных на первом этапе, число дезадаптированных на втором этапе составило 2 человека. Подростки находятся на контроле у специалистов колледжа и куратора группы.
2) Диагностика личностных особенностей: опросник К. Леонарда – Н. Шмишека. Акцентуации характера; опросник MMPI «Мини-мульт»; тест психологической гибкости (стрессоустойчивости); исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер).
С целью выявления социально-личностных особенностей первокурсников в 2016-2017 учебном году в колледже было про диагностировано 116 студентов (100%).
Диагностики особенностей личности позволяют выявить тип характера подростка и прогнозировать его поведение в стрессовых ситуациях, предвидеть вероятность суицида.
С этой целью можно использовать комплекс психодиагностик:
- тест психологической гибкости (стрессоустойчивости,
- исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергера)
- опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека. Акцентуации характера;
- опросник MMPI «Мини-мульт»;
По данным зарубежных (Otto) и отечественных психологов (А. Е. Личко) наличие акцентуированных типов характера, наряду с повышенным уровнем личностной и ситуативной тревожности, выделяют следующие типы личности, которые определяют высокую опасность суицидальных попыток у подростков.
Для застревающе-ригидного типа акцентуации характера свойственен высокий уровень предрасположенности к суицидальному поведению, вследствие склонности к аффективным, фрустрационным реакциям, эмоциональной ригидности, тревожности.
Экзальтированному типу акцентуаций свойственен средневысокий уровень суицидальной опасности. Этому типу свойственен широкий диапазон эмоциональных состояний, варьирующих от восторженно-возбужденного состояния до глубокого депрессивного синдрома.
У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В гипертимной фазе они не отличаются от подростков гипертимного типа. Однако, в субдепрессивной фазе для циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидальные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают мысли собственной неполноценности, непригодности, безволия. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанно или недостаточно осознанно идет к суициду.
Эмотивные типы акцентуаций отличаются повышенной чувствительностью, впечатлительностью и глубиной переживаний. Реакция подростков с таким типом акцентуации проявляется в сопереживании, мягкосердечии, растроганности. Под влиянием бурных событий в окружающей действительности возможны патологии вплоть до депрессий и самоубийств.
Завышенные в совокупности шкалы (опросник MMPI «Мини-мульт») по депрессии и психопатии и значимым снижением по шкале гипомания должен настораживать в плане повышенного суицидального риска, так как, помимо характеристик шкалы депрессии, добавляется снижение уровня жизнелюбия и оптимистичности, определяемого шкалой гипомании и повышенной импульсивности, отражающейся по шкале психопатии. Хотя при подобных особенностях суицидные попытки больше используются как шантаж окружающих и при такой мотивации редко планируются как окончательный выход из ситуации, такое балансирование между манипулированием и суицидными тенденциями может привести к серьезным последствиям.
Результаты психодиагностирования личностных особенностей подростков педагог-психолог освещает на инструктивно-методическом совещании по теме «Предупреждение суицидальных попыток среди подростков».
При выявленной повышенной тревожности, характерологических особенностей и низкой стрессоустойчивости у подростка, кураторам и мастерам производственного обучения выдаются рекомендации по взаимодействию с данной категорией студентов.
С родителями проводится диагностика «Стили семейного воспитания» по Э. Г. Эйдемиллеру, с целью выявления различных отклонений в отношениях родителей к подросткам.
В случае выявления отклонений и нарушений в воспитании с родителями проводится коррекция детско-родительских отношений.
3) С целью просвещения родителей, повышения их педагогической компетенции и профилактики суицидального поведения среди подростков, в колледже педагогом-психологом проводятся лекции для родителей по темам:
- «Психологическое обеспечение адаптации первокурсников» - 1 курс,
- «Профилактика суицида среди молодежи» - 1-2 курсы,
- «Выход из тупика» - 3 курс.
С целью повышения статуса семьи по профилактике суицидального поведения среди подростков разработаны наглядно– методические материалы:
«Подросток в современном мире»; «НЕТ! Жестокому обращению со стороны родителей (законных представителей) других взрослых лиц»; «Блокировка незаконного Интернета»; «Скажи Жизни «Да!»; «Девиантное поведение подростков как способ заявить о себе»; «Способы обучения подростков умению говорить «нет»»; «Телефон доверия»;«Этические нормы поведения в информационной сети»; «Мифы о суициде»; «Жестокому обращению - нет!»; «Адаптация первокурсника»; «Успешная адаптация»;
4) Занятия по саморегуляции психического состояния для обучающихся.
Разнообразные стрессы забирают энергию любого человека, а стрессов в нашей жизни хватает. Пассивность проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. В этом случае у подростков возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии.
Для регуляции своего психического состояния любому человеку нужно уметь диссоциироваться от негатива и ассоциироваться с благоприятными ощущениями, владеть навыками регуляции своего психического состояния. В связи с этим в колледже на первых курсах систематически проводятся занятия по саморегуляции психического состояния. На занятиях звучит релаксационная музыка, участники располагаются в удобных креслах (если имеются, возможно, и на стульях) - это располагает к расслаблению и эффективной работе по исправлению своего психического состояния. По завершению занятий обучающимся выдаются памятки «Первая помощь при остром стрессе».
5) Массовые мероприятия для обучающихся, акции «Долой депрессию!», «Подростки говорят телефону доверия: «Да!».
Между депрессиями и попытками самоубийства установлена определенная связь.
Исследования американских ученых показали, что нервная депрессия не просто серьезное заболевание – она имеет генную природу, то есть передается по наследству.
Существуют и другие факторы, способствующие развитию депрессивного состояния. К ним относится, в первую очередь, употребление алкоголя и наркотиков.
Так, среди молодых людей 21% хотя бы время от времени употребляет наркотики, 85% - алкогольные напитки. Подобные злоупотребления характерны для молодежи, испытывающей эмоциональный дискомфорт, что, собственно, и толкает молодых людей на поиск средств, которые могли бы помочь им справиться с кризисной ситуацией.
По статистике пик суицидальных попыток выявлен в весенний период года.
В связи с этим в колледже в это время проводится акция «Долой депрессию!», с целью научить подростка владеть собой, справляться с депрессивным состоянием, помочь в замене неадекватных форм преодоления стрессов (алкоголь, наркотики) здоровыми средствами (спорт, активный отдых).
В программе, проводимой акции «Долой депрессию!» :
- юмористические рисунки и карикатуры от групп;
- оформление информационного стенда «Долой депрессию!»;
- буклет по предупреждению депрессивного состояния;
В информационном стенде «Долой депрессию!» отражается: понятие о депрессии; каковы причины и симптомы депрессии; интересные факты из жизни; рекомендации, как предупредить депрессию и тест «Проверьте, нет ли у вас депрессии!».
В рамках Международного дня детского телефона доверия в колледже организуется акция «Подростки говорят телефону доверия: «Да!».
Цель данного мероприятий - информировать студентов о том, для чего предназначен телефон доверия и как он работает, а также мотивировать обращаться за помощью по указанному номеру в трудных жизненных ситуациях.
В программе, проводимой акции «Подростки говорят телефону доверия: «Да!» :
- оформление информационного стенда «Международный день детского телефона доверия»;
- памятки «У тебя всегда есть возможность позвонить нам!».
Безусловно, на современном этапе работа по профилактике суицидального происшествия - многогранна и включает в себя не только реализацию мероприятий индивидуально профилактической направленности по выявленной проблеме, но и обеспечивает внедрение технологий саморазвития и самопомощи, которые должны быть нацелены на снижение случаев суицидальных попыток, а значит и на защиту прав и интересов подростков.