МААМ-картинки

Консультация «Конфликты в педагогической деятельности»

Анна Мовсисян
Консультация «Конфликты в педагогической деятельности»

Мовсисян Анна Давидовна

Воспитатель

Детский сад № 56 Калининского района

Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. Конфликт — столкновение разно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

Публикация «Консультация „Конфликты в педагогической деятельности“» размещена в разделах

Конфликты могут быть внутриличностные, межличностные и межгрупповые, кратковременные и затяжные, явные и скрытые. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивный (конструктивный) и деструктивный конфликт.

Продуктивный (конструктивный) конфликт имеет следующие позитивные моменты:

• • способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

• • происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, "снятие"; находятся средства для предотвращения будущих конфликтов;

• • происходит отрицание старых отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

• • изживается внутренняя напряженность, разряжаются агрессивные чувства, фрустрации, неврозы;

• • способ самоутверждения личности;

• • межгрупповые конфликты приводят к групповой интеграции, росту солидарности и сплоченности группы.

Но конфликты целесообразнее решать мирным, конструктивным путем.

Компонент конфликта — педагогическая ситуация — реальная обстановка в учебной группе в сложной системе отношений и взаимодействий между учениками, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на учащихся.

Виды ситуаций:

• • ситуация деятельности — возникает по поводу выполнения учащимися учебных или других видов заданий или поручений;

• • ситуация поведения — возникает как следствие нарушения учащимися правил поведения в школе, дома, в общественном месте;

• • ситуация отношений — возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателями и учащимися или между учащимися.

Особенности педагогического конфликта :

• • профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;

• • участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

• • разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

• • различное понимание событий и их причин участниками;

• • педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;

• • присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;

• • профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению.

Нежелательные последствия конфликта : причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемость у отдельных детей или групп.

Способы разрешения конфликта : проявление эмпатии, "третейский судья" (обращение к третьей стороне, двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры. Африканская пословица, поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка, эффект трех Д: доброжелательности, добросовестности, доступности и др. "Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания" (Д. Таннэн).

Операции по созданию взаимодействия в конфликте :

• • добиться адекватного восприятия друг друга;

• • не отвечать на агрессию агрессией;

• • не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

• • давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

• • стараться выразить свое понимание;

• • не делать скоропалительных выводов;

• • предложить оппоненту обсудить возникшие вопросы в спокойной обстановке.

Диалог:

• • соблюдение педагогического такта по отношению к оппоненту;

• • не перебивать без необходимости;

• • не навязывать свою точку зрения;

• • не быть категоричным;

• • в своих доводах опираться па факты.

Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.

Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Явление психологической защиты свойственно всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточным и болезненно заостренным. Способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии).

Нежелательные последствия конфликта : причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемость у отдельных детей или групп.

Способы разрешения конфликта : проявление эмпатии, "третейский судья" (обращение к третьей стороне, двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры. Африканская пословица, поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка, эффект трех Д: доброжелательности, добросовестности, доступности и др. "Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания" (Д. Таннэн).

Операции по созданию взаимодействия в конфликте :

• • добиться адекватного восприятия друг друга;

• • не отвечать на агрессию агрессией;

• • не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

• • давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

• • стараться выразить свое понимание;

• • не делать скоропалительных выводов;

• • предложить оппоненту обсудить возникшие вопросы в спокойной обстановке.

Диалог:

• • соблюдение педагогического такта по отношению к оппоненту;

• • не перебивать без необходимости;

• • не навязывать свою точку зрения;

• • не быть категоричным;

• • в своих доводах опираться па факты.

Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.

Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Явление психологической защиты свойственно всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточным и болезненно заостренным. Способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии).

Публикации по теме:

Программа педагогической деятельности «Весёлые ладошки» «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…» Василий Александрович Сухомлинский. В сентябре с детьми 3-летнего.

Консультация «Детские конфликты» Детские конфликты. С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У.

Консультация «Конфликты и их решение» Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец.

Консультация для родителей «Детские конфликты» Детские конфликты Ребенок растет веселым и покладистым, но стоит ему оказаться на детской площадке, как начинаются ссоры с детьми: то игрушку.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Консультация педагогам по организации педагогической деятельности Консультация педагогам по организации педагогической деятельности Шубенкина Оксана Для реализации задач используются следующие методы.

Консультация «Работа с детьми, нуждающимися в особой педагогической заботе» Консультация "Работа с детьми, нуждающимися в особой педагогической заботе" Ступицкая О. В. Что такое ОТКЛОНЕНИЕ Это поведение индивида.

Самоанализ педагогической деятельностиСамоанализ педагогической деятельности Педагог - он вечный созидатель. Он жизни учит, и любви к труду. Я педагог, наставник, воспитатель. За что благодарю свою судьбу. Уйдут.

Применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности ДОУ «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Автор публикации:
Консультация «Конфликты в педагогической деятельности»
Опубликовано: 31 мая 2019 в 19:41
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД