Конкурсная работа «Природа просит доброты» (часть 2)

Елена Юдина
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (часть 2)

2.2. РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Важнейшим фактором становления человеческой Личности является окружающая среда. Все её аспекты - социальный и предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Говоря о формировании экологически направленной личности, мы подразумеваем создание экологической среды.

Развивающая экологическая среда в дошкольном учреждении включает в себя объекты живой и не живой природы, и информационное, предметное пространство экологического содержания.

Объекты живой и не живой природы как средство формирования экологического сознания дошкольников.

Природа своим разнообразием производит на детей большое впечатление. Непосредственное общение с природой даёт ребёнку более яркие представления об окружающем мире. Традиционно в дошкольных учреждениях для постоянного общения детей с природой создавались и создаются: в помещении - уголки природы, в которых находятся растения, животные; и на улице - участки с правильно организованной посадкой деревьев и кустарников, цветники, огороды. Целью такого подхода является пополнение знаний детей о жизни растений и животных, формирование любви к природе, эмоционально-чувственное отношение к ней, формирование навыков трудовой деятельности.

Данный подход является эгоцентрическим. Но положительным и полезным на сегодняшний день является то, что в традиционной педагогической литературе по ознакомлению детей с природой разработано подробное руководство для содержания уголков природы, и участка; а так же описаны требования, предъявляемые окружающему детей пространству с учётом их возрастных особенностей.

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентирован на биоэкологию, главная особенность которой является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребёнка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.

Осознанно-правильное отношение к природе, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; зависимости жизни от воздействия окружающей внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, что бы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

С. Н. Николаева выделяет общие требования к содержанию растений и животных. Она указывает на то, что «в дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и не предсказуемые в своём поведении животные); неприхотливы с точки зрения содержания и ухода за ними» [19, 32]. Н. Цибуля критично относится к тому, что состав растений в детском саду создаётся стихийно. В своей статье она отмечает что «каждое растение выделяет в воздух определённые вещества, очищая и увлажняя его, оказывает то или иное воздействие на человека.

Летучие выделения многих растений обладают свойствами подавлять жизнедеятельность микроорганизмов» [20, 34]. С точки зрения лечебного эффекта важно, что определённые комнатные растения оздоровительно влияют в зимне-весенний период, когда дети особенно болеют ОРЗ. Состав растений в детском саду должен подбирается с учётом их специфических свойств.

Мы считаем, что в детском саду главное внимание уделяется ребёнку, значит, по возможности необходимо учитывать все особенности создания окружающей среды, ведь она не только влияет на здоровье детей, но и помогает их обучать и воспитывать.

Чёткое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

• неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

• морфофункциональную приспособленность к определённым элементам среды обитания;

• появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

• специфику живого организма (растительного, животного, многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Растения и животные, находящихся в детском саду, можно по разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее отдельное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зелёной зоны в детском саду являются уголки природы.

Главная особенность и преимущество уголка природы непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии далее небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Видовой состав растений в уголке природы не имеет принципиального значения - педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини огород на окне -

лук, чеснок, овёс и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

Уголок природы должен быть правильно оборудован. Без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда - это небольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из неё, ёмкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы. Столик может быть обычным или откидным, или выдвижным. Оборудование по уходу за водными обитателями включает следующие предметы: сифон для очищения дна аквариума, резиновая трубка диаметром 0,5-1 см и длиной 80-120 см для переливания воды и очищения дна, губка для мытья стёкол аквариума, плавающая кормушка для рыб, водный термометр, компрессор, сачок из мягкой ткани. Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведёрко с песком, кормушки и поилки, маленькие коробочки для выращивания зелени. Для содержания млекопитающих, сухопутной черепахи необходимы ведёрко с опилками, небольшого размера совок, разделочная доска, безопасный нож, тёрка для приготовления овощного корма, коробочки для проращивания овса. Банки с любыми сухими кормами имеют плотные крышки и этикетки с изображением тех животных, для которых они предназначены. Необходимы так же лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений, фартуки для детей. Всё это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно храниться в шкафу, тумбе, или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате. Минимальный состав уголка природы - комнатные растения и аквариум с водными обитателями. Таким может быть в ясельных и младших группах. Рыбки в аквариумах младших групп должны быть яркими, заметными, достаточно крупными, что бы маленькие дети с ещё плохо развитым восприятием могли их увидеть, сосредоточить своё неустойчивое внимание. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан и т. д. Заинтересуют детей и растения с пёстрой окраской листьев. Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3-4 экземпляра. Одновременно в уголке надо иметь два экземпляра одного вида растений - дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

Средняя группа.

В состав уголка природы кроме аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую свинку, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и способов ухода за живыми существами. Следует отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства.

Старшая группа.

Старшим дошкольникам целесообразно видеть в уголке природы животных, которые обладают интересными приспособительными особенностями, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе.

В старшей группе дети узнают, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги. Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, разнообразием листьев, стеблей, цветков, корневой системой.

Для подготовительной к школе группы подойдут аквариумы с рыбами разных слоев воды, на которых можно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи - на них можно показать маскировочную окраску, хорошую приспособленность к лазанию.

В организации уголка природы следует обратить внимание детей на разнообразие растений не только по внешнему строению, но и по потребностям в определённых условиях среды.

Таким образом, содержание уголка природы формируется с учётом возрастных особенностей детей.

Помимо уголков природы в детском саду могут быть использованы другие экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учётом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, клетки с курами или кроликами. В разных местах на полу и стенах, отдельно и в композициях устраиваются растения.

Если это кабинет, то должно быть место так же для столов, за которыми дети могут заниматься. Данные экологические пространства могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых, для нравственно-трудового воспитания дошкольников.

На участке детского сада так же создаётся развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающие разными качествами: клён имеет крупную и красивую листовую пластику, даёт густую тень, рябина красиво цветёт, даёт гроздья ягод, которые привлекают птиц, тополь быстро растёт и является хорошим пылесборником. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их сажают так же по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он даёт хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему. На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая могут быть созданы самые различные экологические пространства: хвойный бор, фруктовый сад и огород, миниферма, фитополяна, экологическая тропа - эти экологические пространства позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период, что будет способствовать формированию экологического сознания.

Таким образом, экологическая среда, содержащая компоненты живой и не живой природы способствует лучшему восприятию детьми взаимосвязей природы. Способы организации экологической среды могут быть разнообразными, но самым распространённым способом является создание уголков природы, экологической тропы, создание цветников, огородов на участке. Тщательный подбор растений и животных в экологической среде способствует развитию интереса детей к природе, желанию участвовать в жизнедеятельности объектов природы, овладевать способами трудовой деятельности. Таким образом, ребёнок осознаёт себя частью природы, так как понимает зависимость состояния объектов растительного и животного мира от человека и наоборот - как они влияют на его жизнедеятельность. На формирование экологического сознания дошкольников влияет информационная среда.

Информационное, предметное пространство экологического содержания, используемое в современном ДОУ.

В дошкольном учреждении предметное пространство экологического содержания сопровождает информацию, полученную детьми из разных источников и способствует развитию знаний детей о природе. Источником информации могут быть речь воспитателя, средства массовой информации, художественная литература. Главное требование к информационным средствам, заключается в том, что их объём и содержание должны соответствовать возрасту детей.

Информация, полученная детьми дошкольного возраста, тесно связана с различными формами наглядности, так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, репродукции, слайды, диафильмы, видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребёнку то, что стоит за словом и не доступно пока его наблюдению.

Выше перечисленные объекты информационно-предметного пространства экологического содержания могут использоваться во всех возрастных группах дошкольного учреждения, но объём информации и методика ознакомления с ней будет зависеть от возраста детей.

Подробнее рассмотрим объекты информационно-предметного пространства и требования к их применению.

Журналы и художественная литература экологического содержания.

Большой привлекательностью для тетей дошкольного возраста являются детские журналы о животных. Использовать журналы в работе с детьми по формированию экологического сознания, можно со средней возрастной группы. Главное требования к журналам для дошкольников - это реалистичное изображение объектов природы, или явлений (на одной странице не более одного явления); каждую иллюстрацию или фотографию должен сопровождать небольшой текст.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают воплощение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.

К выбору книги для чтения детям нужно относиться очень серьёзно, ответственно. В ней должно сочетаться научное содержание и художественное слово. Она с одной стороны воспитывает, умение в детях видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их; в процессе познания ребёнок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.

Таким образом, литература влияет на экологическое сознание дошкольников, то есть понимание связей и отношений, существующих в роле, и необходимости охранять её.

К подбору литературы, как и к другим средствам формирования экологического сознания, предъявляются психолого-педагогические требования. И. Маврина выделяет принципы отбора произведений, традиционно сложившиеся в дошкольной педагогике - это доступность, реалистичность, привлекательность [7,70-71].

• Доступность произведений детскому пониманию.

Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребёнку ту или иную книгу. Нужно провести беседу о прочитанном, что бы ребёнок мог «прожить» услышанное, выразить своё отношение, уяснить значение новых слов и понятий. По словам К. Д. Ушинского произведение может воздействовать на чувства ребёнка, только когда понято им.

• Реалистичность.

В данном случае важны не сказки и басни о животных, где они действуют как люди (пекут блины, читают газеты, играют на музыкальных инструментах, а стихи сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.

• Привлекательность для детей.

По возможности нужно подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Не нужно читать дошкольникам, особенно младшим объёмные книги с подробным описанием природы, ведь литература должна соответствовать возрастным особенностям детей. Главное - умение взрослого преподнести ребёнку произведение: выразительность исполнения, выбор темпа повествования, логические ударения, длительность пауз. Монотонное и не выразительное чтение в данном случае абсолютно не возможно.

Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе.

При выборе детской литературы о природе необходимо, прежде всего, руководствоваться программой детского сада. Вместе с тем за пределами программы остаётся много книг, с которыми воспитателю необходимо знакомить детей.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративный материал. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративного материала. Рекомендуется неоднократное повторение чтения художественного произведения.

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старшей возрастной группе природоведческая книга используется для расширения, углубления, уточнения представлений детей о природе. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения.

Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя - вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле на луг или водоём. Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а так же выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3-4 раза). Большое - вначале целиком, а затем лишь узловые места, что бы дети лучше поняли смысл произведения.

Публикации по теме:

«Рыбка просит о помощи». ООД в старшей группе Цель: Уточнение представления о целостности природного сообщества и о реке как части природы. Задачи: Формировать понимание, что неразумное.

Конспект занятия в День доброты «Сердечко доброты и дружбы»Конспект занятия в День доброты «Сердечко доброты и дружбы» «Сердечко доброты и дружы».Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми вежливых слов.

Фотоотчет «Конкурсная работа «Пасхальная палитра»Фотоотчет «Конкурсная работа «Пасхальная палитра» Цель: формировать у детей первоначальные представления о православном празднике "Пасха", развивать творческие способности; интерес к нетрадиционной.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Соль. Живительная сила» " Соль - живительная сила" Цель работы: Ознакомление с полезным ископаемым: соль. Выявление свойств соли и её значение для окружающей среды.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Удивительный магнит» Удивительный магнит» Цель работы: Ознакомление с явлением неживой природы: магнит. Выявление свойств магнита и его значение для окружающей.

Конкурсная работа по патриотическому воспитанию Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста имеет знакомство.

Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусстваКонкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.

Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы.

Проект «Природа просит о помощи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Радуга» г. Куса» План проекта в подготовительной.

Работа с родителями. Викторина «Природа Прибайкалья» Цель: создать условия для повышения педагогических знаний и умений родителей. Задачи: - закреплять и расширять знания детей о животном и.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (часть 2)
Опубликовано: 10 мая 2017 в 18:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учеников 1 класса «Умники и умницы»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учеников 1 класса «Умники и умницы». Цель: развитие интереса к русскому языку. Задачи: -закрепить знания детей,...
Фотозарисовка «Моё увлечение — вышивка салфеток»
Два цветочка, три листочка – Вот и композиция. Я в рисунке самоучка, Вышиваю лучше я. Переход от тона к тону Разукрасит вышивку. Незаметен будет...
Мастер-класс по изготовлению сувенира-оберега «Подкова»
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты: Картон гофрированный ( можно использовать коробки) Простой карандаш, ножницы ( может...