Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

софья токарева
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать :

-ассоциативное мышление

-зрительную и слуховую память

-зрительное и слуховое внимание

-воображение

-связную речь

-мелкую моторику рук

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания,

развить ассоциативное мышление и воображение,повысить внимательность.

Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Проблемы дошкольников, на устранение которых направлено

использование методов мнемотехники

-Бедность речи.

-Недостаточный словарный запас.

-Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить

ответ.

-Недостаточный объём памяти.

-Снижение любознательности, воображения, творческой активности.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов.

-Нарушение дикции.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Структура мнемотехники

В структуру мнемотехники входят мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблицы.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемотаблица-это схема, в которую заложена определенная информация.

Последовательность работы с мнемотаблицами :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: Отработка метода запоминания (пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы.

Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет,когда у детей накоплен основной словарный запас.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола и т. д.

РЕЗУЛЬТАТЫ

У детей:

--расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 15:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды (водных ресурсов)

Праздник этот начали отмечать в 1993 году, после принятия соответствующего решения Генеральной Ассамблеей ООН. По замыслу создателей празднования, этот день должен стать напоминанием для всех людей об...

22 марта. День сороки на МААМ

 Сегодня мы отмечаем старинный народный праздник, который специально приурочен ко дню весеннего равноденствия. В разных регионах нашей страны его называли по-разному: «Сороки», «Жаворонки» или  «Кулики»....


Горячие темочки