Получи документы

Конкурсное задание «Методический семинар»

Надежда Панченко
Конкурсное задание «Методический семинар»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

Публикация «Конкурсное задание „Методический семинар“» размещена в разделах

Поэтому своей профессиональной деятельности мною была выбрана народная педагогика на основе культурных традиций русского и адыгейского народов. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько рациональности, такта, стремления удовлетворить рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве. Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, восходом солнца. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Как прекрасно если есть те, кто наполняет жизнь ребенка светом добра и лаской, раскрашивает детскую жизнь всеми цветами радуги, духовно обогащает среду, в которой растет ребенок.

Что же может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказки, потешки, поговорки. Уже над колыбелью звучат песни. В старинных колыбельных песнях встречается немало мотивов, навеянных разными мифологически-магическими понятиями, и присутствует мысль об огромности мира – в нем совершается много таинственного, опасного, и спасительны для ребенка дом, материнская опека.

Основными приоритетами данного направления воспитания детей являются духовно-нравственное развитие детей, развитие способностей к личному творчеству и взаимодействию в коллективе, чему как нельзя лучше способствует знакомство с традициями и культурой народной среды, в которой развивается ребенок. Ведь именно она обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. К. Д. Ушинский писал: «…воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах воспитания …».

Исходя из того,что мы проживаем в одном из красивейших мест России республике Адыгея с богатой народной культурой я всегда в своей работе опираюсь на них. В ходе реализации ФГОС ДО у нас в программе прописан региональный компонент, который составлен с учетом национальных и региональных особенностей Республики Адыгея, предусматривающий следующие направления деятельности ДОУ:

• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея.

• Предоставление каждому ребенку возможность формирования у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.

• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

• Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.

• Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РА и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Задачами, решаемыми в ходе моей педагогической работы, являются следующие:

- - формирование основ национального самосознания и любви к

Родине большой и Малой;

- развитие интереса к национальным традициям русского и адыгского народа;

- - знакомство детей с основами и разнообразием культурного опыта наших предков: национальным костюмом, жилищем, предметами быта, фольклором и основами традиций.

В возрасте двух-трех лет у ребенка активно развивается понимание речи, чему способствует изучение таких фольклорных форм как потешки, игры с пением, сказки и легенды. В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих качеств в прибаутках, отличающихся от пестушек тем, что они уже не связаны каким-либо игровым действием. Значительно облегчающим воспитательный процесс элементом является рассматривание книг с образцами народного искусства- Особое место в системе воспитания у разных народов занимали песни. Созданные в давние времена, они сопровождают все поколения детей. Народные песни забавны, поучительны, но всегда безусловно поэтичны и легко становятся формирующим началом нравственного мира ребенка.

- Народные сказки, с которыми знакомятся дети, также являются одним из основных инструментов формирования мира ребенка. Сказки не только знакомят малыша с теми или иными забавными персонажами, но и формируют отношение к различным жизненным ситуациям.

- Короткие песенки-потешки всегда радуют и развлекают детей, обогащают словарный запас и расширяют эрудицию ребенка

В моей группе отведено место и небольшой, постепенно пополняемой выставке образцов народной культуры русского и адыгского народов.

Такой мини-музей позволяет деткам постоянно иметь перед глазами пример мироощущения и самовыражения двух народов

Последовательное и выражаемое в доступной форме ознакомление детей с обычаями и культурой народов России и Адыгеи в частности позволяет расширить кругозор ребенка и поддерживать интерес детей к познанию окружающего мира

Каждый ребенок обладает собственными интересами и уровнем способностей, поэтому работа проводится не только с группой, но и индивидуально, когда внимание ребенка заостряется на определенных, специфичных именно для него, деталях.

Крайне эффективным элементом знакомства детей с народными традициями, фольклором, повышения уровня коммуникативных способностей детей, инструментом формирования двигательных навыков, являются подвижные народные игры.

Ознакомление детей с народными промыслами, такими как хохломская роспись, дымковская и городецкая игрушки, гжель, позволяет детям проникнуться тонким и многогранным видением мира, присущим народным умельцам

Народный костюм… Проверенное временем сочетание красоты, функциональности и удобства На примере адыгского национального костюма дети знакомятся с изобретательностью и мастерством народных умельцев.

В завершение хотелось бы сказать, что работа с детьми, основанная на использовании народных материалов - предметов как духовной, так и материальной культуры, - является продуктивной и результативной.

Культура народов России изначально включает в себя богатейший запас воспитательного и обучающего материала, средств формирования мировоззрения подрастающего поколения – выразительных, информативных и глубоко духовных.

Дети с удовольствием знакомятся с элементами культуры русского и адыгского народов, особенно – с теми, которые можно потрогать, ощупать и с которыми можно поиграть.

За время моей работы над этой темой я провела с детьми проект «Моя Адыгея» в ходе которого мы с детьми узнали и ещё больше полюбили свою Родину. Венцом работы стал утренник «Моя Адыгея» который сочетал в себе театральную игра с элементами фольклора, где артистами были исключительно дети. Праздник удался на славу, дети получили много эмоций, радости. Не остались в стороне наши родители, нами было проведено родительское собрание на тему: «Приобщение детей к народным традициям». Родители принимают самое активное участие в изготовлении костюмов и различной атрибутики. В нашем саду праздники любят, проводятся праздники как русские, так и адыгские «День республики», «День адыгейского сыра», «Масленица», «Рождество», встреча нового года и т. д. Ценность народных традиций огромна, их утрата невосполнима какими-то не было материальными благами. Приобщая детей к народной культуре – мы являемся хранителями народной культуры, заветов народов. «Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа!»

Знания и навыки, приобретенные в ходе работы с детьми основанных на элементах народной культуры, останутся с детьми на всю жизнь и сформируют их дальнейшее мироощущение.

Публикации по теме:

Домашнее задание «Деревья» ДЕРЕВЬЯ. 1. Где растут деревья? 2. Деревья бывают лиственными, хвойными и фруктовыми. Назови лиственные деревья: хвойные: фруктовые: 3.

Домашнее задание «Игрушки» ИГРУШКИ. 1. Для чего нужны игрушки? Назови игрушки, которые знаешь. 2. Игра «Назови лишнее слово». - Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч;.

Методический паспорт учебного проекта «Домашние животные» Проект «Домашние животные» Методический паспорт учебного проекта. Тип проекта: воспитательный Вид проекта индивидуальный Продолжительность.

Методический проект «Книга — лучший друг» .

Методический семинар «Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Слайд 1. Демко Наталья Сергеевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной.

Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы) МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР 1 слайд ФГОС дошкольного образования направлен на решение ряда задач, среди которых: обеспечение преемственности основных.

Методический семинар «Игра как средство вхождения ребёнка в социум» Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию методический семинар на тему «Игра – как средство вхождения ребёнка в социум». Эта тема.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Одним из.

Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР» Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конкурсное задание «Методический семинар»
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 13:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД