МААМ-картинки

Система непрерывных наблюдений за природным объектом — березой (1 фото)

Наталья Игоревна Катаева
Система непрерывных наблюдений за природным объектом — березой

Наблюдение 3.

Падают-падают листья…

(с младшей и старшей подгруппой)

Цель:. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой. Обратить внимание детей на то что, осенью листья берёзы меняют цвет и опадают. Развивать у детей познавательную активность.

Формы работы: наблюдение и рассматривание

Публикация «Система непрерывных наблюдений за природным объектом — березой» размещена в разделах

Я обращаю внимание детей на березу. Что изменилось? Какие листочки на березе цветом? (мл. подгруппе). А были недавно зеленые. Скажите листочки пожелтели, опадают. Возьмем по листочку упавшему с березки и покружимся с ними, поиграем в игру «Ветер листики срывает.» Отпускаю детей младшей подгруппы на свободную игровую деятельность.

Со ст. подгруппой провожу дальше наблюдение и беседу : Почему листья на берёзе стали жёлтые?

Что происходит с деревом осенью? (ст. подгруппа)

Читаю детям стихотворение:

«Лишь осень золотая, лист опалит огнём,

Берёзка облетает, тоскует под дождём».

Затем предлагаю детям обсудить народную примету: «Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя».

Рассказываю детям что осенью листочки начинают желтеть, сначала вверху, где воздух холоднее, а затем и внизу. Налетает ветер срывает листья и они словно золотые монетки падают на тёмную сырую землю.

Дальше вместе с детьми наблюдаем, как листья падают на землю. Предлагаю рассмотреть опавшие листья. Задаю вопросы: Какого цвета? Чем пахнут? Какой формы? Затем говорю, что они похожи на треугольник с зазубринами на концах. Дальше вместе с детьми идем по листьям, которые шелестят у нас под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). Предлогаю собрать листья и засушить их для уголка природы.

После высыхания с детьми старшей подгруппы изготовляли картину, передавая форму кроны березы засушенными листьями, предлогала детям младшей подгруппы понаблюдать за продуктивной деятельностью старших. Во время работы активизировать в речи малышей слова (береза, желтые листочки, ствол, кора белая, картина). После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и т. д.).

Наблюдение 4.

Как береза готовится к зиме?

(со старшей подгруппой)

Цель: Продолжать формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой. Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Форма работы: наблюдение и трудовая деятельность

На прогулке вместе с воспитанниками наблюдали как берёза сбрасывает листья и я объясняла им это происходит потому,что деревья готовятся к холодам.

За окном берёзки в праздничном наряде,

Ветерок колышет солнечные пряди.

Опадут листочки, лягут покрывалом

И укроют землю лёгким одеялом.

А весна настанет - вновь висят серёжки,

Ветви украшают, как и платье брошки.

Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни. Предложила воспитанникам сгрести листья под крону дерева.

Наблюдение 5.

Красота березы в зимнем уборе (инее)

(с младшей и старшей подгруппой)

Цель: Воспитывать эстетическое восприятие, умение замечать новое в знакомой обстановке и желание любоваться березой в инее. Уточнить у воспитанников представление о березе (мл. подгруппа); Воспитывать бережное отношение к растениям: не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются (ст. подгруппа).

Формы работы: постановка вопросов поискового характера, обследование, рассматривание

Подвожу детей к березе.

Посмотрите, ребята на березу, кто заметил, что изменилось?

Дети: стала белая в снегу.

В: Да, ребята, кажется, что береза покрыта снегом, но это не снег, а иней. В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, но погода морозная, все веточки деревьев покрываются инеем. Он похож на маленькие льдинки. Писатель Некрасов, так сказал:

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Правда, хороша наша береза в таком зимнем наряде? Можно сказать береза в инее красивая, иней блестит, как серебро.

Рассказываю, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно.

Объясняю детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Отпускаю детей младшей подгруппы на свободную игровую деятельность.

Со ст. подгруппой провожу дальше наблюдение и беседу.

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Затем задаю детям вопросы.

Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ними происходит?

В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

Как вы узнали березу?

(Рисование на снегу).

А сейчас мы с вами превратимся в художников, давайте возьмем «карандаши» и нарисуем зимние березки.

.Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

По окончании совместно рассматриваем березки, отмечаем какие они красивые, стройные, ветвистые.

Наблюдение 6.

Кора и соцветия березы (сережки).

Цель: Познакомить воспитанников с разными способами исследования объекта (березы, зрительное восприятие объекта, тактильное, обонятельное. Уточнить представление о березе, узнавать её по внешнему виду (мл. подгруппа, по коре и соцветиям, подвести к пониманию назначения коры и соцветий (старшая подгруппа).

Формы работы: рассматривание коры через лупу, познавательно-исследовательская деятельность.

Я напоминаю детям, что недавно они наблюдали за деревом с белой корой. Если воспитанники затрудняются напоминаю, что у этого дерева они водили хоровод. Потом предлагает найти это дерево на территории детского сада. Вместе со старшей подгруппой они вспоминают, что же уже знают об этом дереве, какие части у него есть, обращаю внимание мл. подгруппы на проговаривание и активизацию слов (ветки, ствол, белая кора, наша любимая береза, веточки качаются, длинные, короткие) предлагаю ощутить руками какой неровный, шаршавый ствол у березы. Кора белая, но не везде, можно видеть черные крапины. Затем обращаю внимание на сережки, ребята это соцветия березы, давайте понюхаем, какой медовый запах идет от них. Пчелы собирают пыльцу, нектар с березы и делают из него мед. Отпускаю детей младшей подгруппы, а старшей подгруппе загадываю загадку:.

Она весну встречает, серёжки надевает,

накинута на спинку, зелёная косынка,

а платьице в полоску, ты узнаёшь ….(березку)

Дальше предлагаю внимательно присмотреться к берё зе:

-Дети посмотрите на кору березы. Давайте потрогаем её. Скажите: какая она? Дети отвечают. Даю детям лупы и рассматриваем кору дерева через лупы. Рассказываю детям, что берёза- единственное в мире дерево с белой корой. Обращаю внимание детей,что кора защищает от солнца, мороза, ветра. Обращаю внимание детей, что кора дерева не однотонная, а с черными пятнашками. В трещинах коры живут мелкие насекомые, которые укрываются там от птиц и непогоды. Вместе с детьми находим кусочек коры, рассматриваем его через лупу, обращая внимание на несколько слоёв, разделяя их. Берем в группу старую кору для поделок.

Наблюдение 7.

Какую пользу приносит берёза людям.

(со старшей подгруппой)

Цель: Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: эстетическом, хозяйственном. Расширить знание детей об использовании древесины. Воспитывать бережное отношение к березе (старшая подгруппа)

Формы работы: рассказ воспитателя, беседа, продуктивная деятельность.

Я подвожу ребят к березе. Вот и снова мы с березонькой встретились. Что мы про неё уже знаем? из каких частей состоит береза? Предлагаю вспомнить какая береза весной была, летом, осенью. Вот ребята и наступила зима и мы видим,что стоит наша березка без листочков, ветки голые, спит она, но оказывается многое ещё мы о березе не знаем, сколько пользы она несет нам.

Весной, летом, осенью береза обогащает воздух кислородом, которым мы дышим, а поглощает углекислый газ. Это происходит благодаря листьям, а ещё они поглощают пыль из воздуха. Береза бережет наше здоровье.

Затем задаю вопрос: А чем ваши родители топят печки дома?

Дровами. Кто знает из каких деревьев наколоты дрова. Рассказываю о том, что когда не было электричества люди березовой лучиной освещали дома (показываю лучину). А ещё береза была доктором соком березы лечили больных. И ребятишкам береза приносила радость, из нее мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из коры, бересты – туески (в них носили воду, квас, лукошки для ягод и грибов. (показывает изделия и картинки).

Дуб корой покрыт шершавой.

Ель корой, как чешуёй.

У берёзоньки кудрявой

Ствол покрытый берестой.

Давным - давно на березовой коре, бересте писали, потому что не было бумаги. А позднее из древесины научились изготавливать бумагу. Чтобы изготовить бумагу много деревьев понадобится. (Привести пример)

В наши дни березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев – желтую и зеленую краску, из почек – лекарства.

Поэтому мы должны беречь наши березоньку, потому что она наша помощница. Как она нам помогает? Чем? Кто назовет?

Будем беречь наши деревья и березу в том числе. Пусть живет и радует нас, а ещё будем беречь бумагу, аккуратно использовать Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать? Надо бережно относиться к предметам из бумаги, особенно к книгам. Старые книжки нужно аккуратно заклеить.

Система непрерывных наблюдений за природным объектом — березой
Публикации по теме:

Проект «Система непрерывных наблюдений с воспитанниками старшего дошкольного возраста за природным объектом — березой» Наблюдение №1. «Береза на территории нашего детского сада» Цель: ознакомление воспитанников с причинно - следственными связями происходящие.

Проектная деятельность по теме «Система освоения основ гигиенической культуры» Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание –.

Конспект НООД по составлению рассказа «Цвети мой край, Мордовия моя!» .

Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений за погодой в течение одного времени года (весны)» Серия наблюдений за погодой Цель: способствовать формированию начал экологической культуры, интереса к явлениям природы, стремлению наблюдать,.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца Система непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца с детьми второй младшей группы. Форма наблюдения Тема Цель.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами осенью (младшая группа) Актуальность В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, т. к современныедети.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период (вторая младшая группа) Актуальность Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная.

Проект «Система непрерывных наблюдений за природным объектом одуванчиком с детьми младшего дошкольного возраста» Наблюдение 1. «Что это такое?» Цель: ознакомление детей с первым весенним растением- одуванчиком, его строением (листочки одуванчика, обогащение.

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами на тему «Комнатные растения» Итоговая работа слушателя курсов в рамках каскадной модели повышения квалификации по модульной программе «Актуальные проблемы дошкольного.

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца по теме «Одуванчик» Наблюдение 1. «Там и тут, там и тут одуванчики цветут…» Форма работы: обследование территории участка детского сада. Цель: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система непрерывных наблюдений за природным объектом — березой
Опубликовано: 21 октября 2015 в 15:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД