Харцаева Раиса
Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной — Чеченская республика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Задачи:
Образовательные:
• формировать представление о Родине, как о месте, где они родились и выросли;
• активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей Родине;
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
• формировать понятие «Родина», «малая родина»;
• учить узнавать знакомые места на фотографиях;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Мой край родной — Чеченская республика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• прививать любовь к своей Родине.
Развивающие:
• развивать чувство гордости за свою Родину,
• развивать речь;
• развивать внимание, память;
• улучшать общую моторику и координацию движений.
Воспитательные:
• воспитывать желание заботиться о родной земле,
• воспитывать уважение к окружающему миру.
Предварительная работа: Беседы о Родине, чтение стихов, загадок о Родине, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.
Используемые методические приемы: демонстрация (предметы, предметные и дидактические картинки, слайды на экране);
• упражнения (конструктивные, подражательные);
• игры (развивающие, подвижные, логические);
• словесный прием – беседа (вступительная, познавательная, этическая, обобщающая).
Материалы и оборудование: интерактивная доска,карта ЧР, картинки
(символы).
Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое и социально-коммуникативное развитие. [/i]
Ход ООД:
Воспитатель: здравствуйте, уважаемые гости! Давайте, ребята поприветствуем наших гостей и скажем дружно «Здравствуйте!».
А теперь поприветствуем друг друга:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живем в одном краю,
Всех приветствуем в саду!
Воспитатель: Молодцы! Теперь я вам предлагаю отгадать загадку, благодаря которой вы с легкостью узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. Только слушайте внимательно!
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место, где мы родились,
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
Дети: Родина!
Воспитатель: верно! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть Родина. Что такое Родина? Как вы это понимаете?
Дети: Родина — это место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши родители и друзья.
Воспитатель: А как называется наша Родина?
Дети: Наша Родина называется Чеченская Республика.
Воспитатель: Столица нашей Родины?
Дети: Город Грозный.
Воспитатель: правильно, дети. Наша Родина - Чеченская Республика, она очень красивая. Столица нашей Республики - город Грозный. Самый красивый город?
Дети: да!
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, я сказала красивый город? А какой вы её считаете?
Дети: Прекрасной, чистой, радостной, солнечной, любимой.
Воспитатель: Наш город Грозный основан 1818 году, в этом году 5 октября нашему городу исполнилось 203 года.
Воспитатель: да, наш город возродился из руин, восстановлены парки, музеи, дома, город возродился заново. В городе работает много культурных заведений, такие как концертный зал, театры, ледовый каток, школа художественной гимнастики, бассейн, дельфинарий и еще многое другое.
В Грозном построили стадион «Ахмат-арена» который принимает спортсменов со всего мира, где проводятся футбольные матчи, в Грозном есть одна из самых красивых и больших мечетей России «Сердце Чечни», она расположена в центре города, может вмещать более 10 тысяч верующих. Для чего люди ходят в мечеть (показ слайда)
Дети: чтобы помолиться.
Воспитатель: ещё мечеть является домом Аллаха, и там звучит азан, т. е. призыв к молитве.
Воспитатель: В Грозном есть много улиц и проспектов. А вы знаете, что такое проспект?
Дети: Нет.
Воспитатель: это такая большая, прямая и широкая улица, обсаженная зеленью: с красивыми деревьями, кустарниками и цветами.
Дети: Проспект.
Воспитатель: А, что такое улица?
Дети: Улица – это длинный ряд домов, между которыми проходит дорога.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, наш детский сад находится на обычной лице или на проспекте?
Дети: Наш детский сад находится на улице, так как она узкая.
Воспитатель: правильно! Это улица называется Нахимова, а точный адрес нашего детского сада: город Грозный, улица Нахимова 150.
(Воспитатель поднимает несколько ребят, которые говорят адрес детсада)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, а если мы живем в городе, то мы кто?
Дети: Мы жители города, горожане, Грозненцы.
Наш город очень красивый и добрый. Здесь проживает много национальностей. Несмотря на то, что национальностей много все народы живут и должны жить в мире и согласии.
Воспитатель: А как мы должны относиться к своей Родине?
Дети: беречь, любить, не бросать мусор куда попало, уважать, гордиться!
(Воспитатель поднимает несколько ребят, которые говорят адрес детсада)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Физминутка
Воспитатель: вот мы говорим, что многие из нас родились и живут в Грозном. Но ведь в Чеченском республике есть еще города. Сколько всего городов у нас в республике и как они называются?
Дети: всего пять городов: Грозный, Аргун, Урус-Мартан, Шали и Гудермес.
(показ слайда)
(Появляется турист)
Турист: здравствуйте, дети!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: Добро пожаловать в наш город. А я вижу вы турист.
Турист: да, верно! Дети, а вы знаете, кого называют туристом?
Дети: Нет.
Воспитатель: Турист – человек, который приезжает из другого города или страны, чтобы увидеть и познакомиться с культурой других народов. Теперь вместе скажем это слово и запомним его.
Дети: Турист.
Турист: только я к вам пришла не просто так. Мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: С удовольствием поможем! Да ребята?
Дети: да!
Турист: Я приехала к вам из далекого края, плохо знаю вашу Родину. Мне нужно добраться до нужного мне района, только вот я забыла название.
Воспитатель: Дорогие дети, давайте по очереди скажем, какие районы есть у нас в республике. Возможно, так нам удастся ей помочь.
Дети: Шелковской, Наурский, Гудермесский, Ножай-Юртовский, Шатойский, Шаройский, Надтеречный, Грозненский, Сунженский, Ачхой-Мартановский, Итум-Калинский, Урус-Мартановский, Курчалоевский, Шалинский, Веденский.
Турист: Итум-Калинский район! Благодаря вам я вспомнила, в какой район мне нужно ехать.
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам немного про Итум-Калинский район. Итум-Калинский район расположен в горной зоне, в юго-западной части Чечни. Он богат питьевыми родниками, водопадами и серными источниками. В самом же сердце горного Итум-Калинского района на территории замкового комплекса Пхакоч, расположен Краеведческий музей имени Хусейна Исаева, первого председателя Госсовета республики. В Итум-Калинском районе мы можем увидеть символы нашей истории - Башни. [/h4][/i]
ЖИЛЫЕ БАШНИ
Классическая жилая башня это - огромное здание высотой от двух до четырех этажей с плоской крышей. Пол первого этажа был вымощен досками или каменными плитами. Скот и лошадей обычно держали на нижнем этаже, часть которого была выделена и для хранения продуктовых запасов. Некоторые башни имели особые подвалы для этой цели, с каменными стенами и дном. Семья жила на втором и следующих этажах. Семейное имущество - гобелены, посуда, кухонная утварь, одежда и т. д. — хранилось там в деревянных сундуках или на деревянных стеллажах вдоль стен. Одежда висела на специальных металлических крючках. Некоторые башни имели для этой цели особые ниши в стенах. У кровати хозяина лежало оружие - по насущной необходимости в случае войны и просто по традиции в мирное время. [/i]
БОЕВЫЕ БАШНИ
[/b]
Большинство боевых башен в чеченских горах функционировали как сторожевые башни и сигнальные. Некоторые из них были своеобразными укрепленными постами охраны. Иногда несколько башен были окружены общей стеной, чтобы создать небольшую крепость.
Башни, предназначенные для оборонительных целей (боевые, жилые, полубоевые, сигнально-сторожевые в средние века (14-18 вв.) возводились и активно использовались тейпами (родами, прежде всего, для защиты своих семей от набегов, как иностранных завоевателей, так и недружественных соседей.
Турист: спасибо большое, но мне нужно идти.
Воспитатель: Пожалуйста. До свидания! Счастливого пути!
Игра «Продолжи пословицу»
Нет в мире краше. Родины нашей.
У народа один дом. Родина.
Родину мать - учись защищать.
Жить - Родине служить.
Родной край. сердцу рай.
Воспитатель: Кто мне еще раз напомнить, как называется наша Родина?
Дети: Чеченская Республика.
Воспитатель: верно! А теперь все внимательно посмотрите на доску (На доске висят флаг, герб и гимн ЧР). Что вы там видите?
Дети: Флаг, герб и гимн.
Воспитатель: Все страны и большие города имеют свой герб и флаг, а у различных народов есть свой гимн, который звучит во время важных мероприятий. Вместе их называют символами. И сейчас мы рассмотрим герб и флаг нашей Республики. А кто из ребят нам скажет, какие цвета имеет наш флаг?
Воспитатель: Флаг нашего края — это полотно прямоугольной формы, из трех полос: зеленого, белого и красного цветов, а также с золотым узором.
Зелёный цвет — это символ природы и плодородия.
Белый цвет- считается знаком добрых помыслов и стремления к миру.
Красный – цвет храбрости, отваги.
Воспитатель: Этот узор называется орнамент. Давайте все вместе скажем «орнамент».
Дети: Орнамент.
Воспитатель: Государственный герб ЧР представлен виде круга. В гербе Чеченской Республики используются следующие символы:
кольцо чеченского национального орнамента — символ Вечности;
центральный орнаментальный элемент — символ Единства;
девятиконечная звезда символизирует девять чеченских тукхумов как единый народ;
колосья — символ богатства чеченского народа;
полумесяц символизирует религию Ислам;
сторожевая башня – символ исторического наследия чеченского народа;
буровая вышка символизирует промышленно-экономический потенциал региона;
горные вершины — символ самой высочайшей горы в Чеченской Республике Тебулосмта (Туьйли-лам).
Подведение итога:
Воспитатель: Ребята, вспомним, о чем мы с вами говорили?
Дети: Мы говорили о Родине, о нашей республике, о том, что город - наша малая Родина.
Воспитатель: как мы должны относиться к своей Родине?
Дети: любить, беречь, гордиться
Рефлексия:
Воспитатель: что вам понравилось сегодня? Что нового вы узнали?